Фото: пресс-служба Whoosh

Шабашов.jpg

Валерий Шабашов, создатель книжного телеграм-канала Books & Reviews

Безопасность пешеходов, бесспорно, очень важна. Но сравнивать ситуацию у нас и в Париже не стоит. Это разные истории. Отличаются они тем, что в России в марте 2023 года приняли новые ПДД. Они регулируют деятельность самокатчиков. Теперь стали понятны правила и роли участников движения. К тому же в Париже самокаты разрешалось оставлять в любом месте. У нас же есть специально отведенные для этого места. Плюс самокатов в том, что это вид транспорта, который дополняет общественный. В крупных городах много мест, куда можно направить самокаты без ущерба для пешеходов и, наоборот, сократить зоны их использования в наиболее многолюдных местах. Это вопрос диалога городских властей и жителей.

Верещак.jpg

Владимир Верещак, инвестор, финансовый аналитик

Помню, как в Пномпене (Камбоджа) добирался из аэропорта до гостиницы. По двухполосной дороге хаотично двигались машины, мопеды, повозки, рядов, наверное, в шесть. Включением поворотников при перестроении себя никто не утруждал. И я не заметил за пару недель, проведенных в стране, чтобы аварии происходили чаще, чем у нас. Возможно потому, что каждый участник дорожного движения инстинктивно делал все от него зависящее, чтобы этого не произошло.

Проблема с электросамокатами (велосипедами на тротуарах и т. д.), скорее, в поведении людей, а не в виде транспорта. Если неумеючи управлять автомобилем или сознательно вести его неподобающим образом, аварии также не миновать.

Алексеева.jpg

Диана Алексеева, финансовый юрист, доктор юридических наук, профессор

Запретить нельзя регулировать: где поставить запятую? Вопрос о запрете или регулировании того или иного вида деятельности в последнее время все чаще выдвигается на обсуждение в самых разных сферах. Как правило, строгий запрет на использование какого-либо объекта приводит к росту спроса на его использование, поскольку запретный плод сладок, а отсутствие регулирования порождает правовые проблемы и убытки.

Применительно к кикшерингу стоит различать правовой режим самих электросамокатов и режим их использования, в том числе прокат.

Правовое регулирование электросамокатов как средств индивидуальной мобильности в России появилось совсем недавно: соответствующие поправки в ПДД и сопутствующие документы внесены всего лишь в октябре прошлого года, а вступили в силу в марте текущего года. На лиц, управляющих электросамокатами, распространены правила дорожного движения, установлена максимальная скорость передвижения, вес электросамоката и требование рассчитывать скорость, исходя из приоритета пешеходов. Поскольку новые требования только вступили в силу, еще рано оценивать их эффективность, однако сам факт наличия такого регулирования, безусловно,положителен.

Правила проката — это порядок предоставления услуги по использованию электросамокатов. Прокат является разновидностью договора аренды, который установлен требованиями Гражданского кодекса. Таким образом, дилеммы запретить прокат электросамокатов или регулировать в России фактически не существует — регулирование уже имеется. Другое дело, что оно может быть усилено, если имеющиеся нормы со временем продемонстрируют слабую эффективность.

Проколова.jpg

Елена Проколова, журналист

Год назад я писала материал под названием: «Защитите нас от электросамокатов: Жители России просят власть спасти их от лихачей на тротуарах». Соседка пожаловалась мне, что на улице Пионерская в нашей Железке на нее налетел мужчина лет 60 и сбил с ног, не заметив. Мужа другой соседки электросамокатчик задел так, что он месяц не мог ходить и потом полгода хромал с тростью. Еще какая-то девушка в результате столкновения получила оскольчатый перелом руки.

В этом году стало только страшнее. Самокатчики чувствуют неуязвимость. Иду я домой сегодня, а навстречу несется экстремал в наушниках, ему машина сзади сигналит, а он не слышит! Какие-то все стали «бессмертные».

Год назад электросамокаты находились в правовом вакууме и никак не регулировались правилами дорожного движения. Вроде и запрещать ничего не хочется, но так страшно. Даже в парке около дома спокойно не погуляешь. Может, стоит ужесточить правила продажи подобного «легкого» транспорта? Например, не продавать их людям с проблемами с головой.

Савин.jpg

Владимир Савин, самозанятый в сфере продаж

Запрещать в городах кикшеринг не стоит, потому что это удобный сервис как для развлечения, так и в качестве общественного транспорта. Но регулировать эту сферу, конечно, необходимо. Безопасность людей очень важна. Наверное, стоит изучить опыт городов, где кикшеринг максимально безопасен, где происшествия на самокатах скорее исключение, чем правило, и адаптировать этот опыт для городов России.

Лаптев.jpg

Антон Лаптев, инженер спутниковой связи

Вопросы общественного характера лично я разделяю на два пункта — личное и общественное — и после короткого сравнительного анализа делаю определенные выводы. Кикшеринг для меня — абсолютно неинтересный вид транспорта. На этом «личное» заканчивается. Следовательно, выставим условную чашу весов в нейтральное положение. Вторая сторона вопроса — польза для общества.

Что бы я выделил:

  1. Производство
  2. Станции ремонта и обслуживания
  3. Парковки

Все это — дополнительные рабочие места. Соответственно, налоги и доходы в бюджет. Поставим первый плюс. Маркетинг в наше время тоже способен приносить определенную и очевидную пользу — второй плюс.

В любом государстве также есть очень важный пункт, о котором многие почему-то привыкли не вспоминать: социальная ответственность. Бизнес при взаимодействии с государством может развивать инфраструктуру. И это, безусловно, третий плюс.

Четвертый плюс, который я бы выделил, можно проиллюстрировать словами М. А. Бакунина: «Социальная солидарность является первым человеческим законом, свобода составляет второй закон общества. Оба эти закона взаимно дополняют друг друга и, будучи неотделимы один от другого, составляют сущность человечности».

Подводя итоги, могу сделать вывод, что кикшеринг способен принести пользу. Следовательно, данное направление необходимо развивать.

Регламентировать данную сферу я бы предложил следующим образом:

  1. Ограничение скорости данного вида транспорта.
  2. Краткое обучение правилам движения перед каждым началом использования, стимулировать которое можно предоставлением определенных скидок пользователям, прошедшим успешное обучение.
  3. Предоставление льгот бизнесу, который строго следует соблюдению договоренностей.
  4. Ограничение зон использования.

Главное в этом вопросе — всегда помнить, что технический прогресс неизбежен.

Супоницкий.jpg

Юрий Супоницкий, врач-анестезиолог

Запрещать — безумие, все равно не сработает и отвлечет силы, внимание, средства. Регулировать — необходимо.

Подготовила Татьяна Санькова