Что покажут на секции «Focus Фото» маркета Win-Win — рассказывают основатели галереи Pennlab
На опен-колл маркета Win-Win поступило рекордное количество заявок — 750. Из них 250 именно в секцию «Focus Фото». Чем вы объясняете такой интерес среди современных авторов к фотографии?
Николай Дмитриев: На самом деле причина простая — вакуум фотографического медиа на рынке современного искусства в России. У нас, да и в мире, живопись, конечно, превалирует. Фотография занимает небольшую долю, но целенаправленно у нас ее никто никогда не продвигал в контексте современного искусства. Да, на последней ярмарке blazar было несколько молодых авторов, представлявших фотографические проекты. И надо признать, во многих российских галереях представлены авторы, работающие с фотографией. Но это все единичные истории, и системной работы не было. И «Focus Фото» — это первый пример подобной работы. Я могу сказать, что когда опен-колл был анонсирован и было объявлено, что мы являемся кураторами секции, то все основные школы фотографии с нами связались, уточнили условия, чтобы их выпускники могли податься.
В целом какое, на ваш взгляд, художественная фотография занимает место на российском арт-рынке?
Дмитриев: Лишь маленькую часть. Она и в мире достаточно маленькая. Согласно последнему отчету The Art Basel и UBS, доля фотографии составляет всего 4%, когда доля живописи 64%. Но у нас, мне кажется, и 4% нет. Это если мы говорим о фотографии с точки зрения контекста современного искусства. Если же мы говорим о красивой, интерьерной, глянцевой или фешен-фотографии — она куда лучше представлена на нашем рынке.
Почему в стране фотография не так популярна, как за ее пределами?
Дмитриев: Чтобы появился спрос, должно быть предложение. А спрос на него формируется очень долго. Содержать галерею, которая будет заниматься фотографией, особенно молодой, очень дорого. Например, чтобы сделать выставку, галерея должна произвести и оформить все работы. Для многих авторов, работающих с фотографией, процесс завершается на экране монитора. Мы постоянно проводим выставки молодых авторов, и очень часто они видят свои фотографии в размере впервые на выставке. Потому что печатать качественно и на музейном уровне — это очень дорого. Каждая выставка в продакшене может стоить 200–500 и более тысяч рублей. А продажи не такие высокие, чтобы покрывать все эти затраты.
Михаил Краснов: И конечно, сам медиум не преподносится российским сообществом как отдельное направление в искусстве. У нас нет классической, академической школы фотографии.
Дмитриев: Например, если мы сравним классические российские и западные арт-школы, вузы, где преподают искусство, то у нас в основном преподают только три медиума: живопись, скульптуру, графику. В зарубежных мы видим куда более расширенный состав медиумов: это и фотография, и видео-арт, и перформативные виды искусства, и многое другое. Фактически мы замкнулись в классической парадигме этих трех видов изобразительного искусства. Поэтому пока система глобально не поменяется, будет очень тяжело объяснить людям, что и фотография может быть произведением современного искусства.
Вы впервые выступили кураторами секции. Что было самым сложным в вашей работе?
Краснов: Установить шкалу, по которой надо оценивать, потому что заявок было много — более 200, — соответственно, нужно было каким-то определенным образом установить этот диапазон оценки.
Дмитриев: Когда мы готовились и расписывали основные критерии, мы старались четко отделить профессиональную интерьерную фотографию от художественной. Конечно, было много слабых работ или слишком коммерческих, и на их фоне было тяжело искать сильных авторов. Но нашли. И много. Мы очень благодарны ЦСИ «Винзавод», что нас пригласили стать кураторами секции «Focus Фото». Это очень смелый шаг.
Чем вы руководствовались при отборе авторов?
Дмитриев: У нас два основных критерия. Первый — это форма или умение работать с медиумом: композицией, цветом и так далее. Второй критерий связан с содержательной частью: о чем эта работа, насколько это уникально и актуально в текущем контексте. Мы также обращали внимание на биографию, образование, уровень подготовки заявки. Из смешного: в анкете был вопрос о том, с каким медиумом работает автор, и в одной из заявок ответ был: «Не понял вопрос».
Есть ли какие-то линии, жанры, стилистики, которые стали наиболее популярными среди авторов секции «Focus Фото»? Объединяет ли их что-то?
Дмитриев: Если мы говорим про художников, которые осознанно работают с содержанием, то, честно говоря, какого-то единого тренда я не увидел. А вот среди тех, кто просто хотел попытать свою удачу, ярко прослеживался этот тренд, который, к счастью, уже угасает: покупать просроченную пленку, делать с ней что-то непонятное, недопроявлять — и вот «шедевр». Такого было много. Посмотрели, поулыбались, но на Win-Win их не будет.
Какие авторы, работы вас больше всего удивили?
Дмитриев: Такие авторы были из тех, кто будет представлен на маркете. И с некоторыми из них нам было бы интересно поработать в будущем.
Как вы думаете, что участие в Win-Win дает молодым фотографам?
Дмитриев: Я вчера как раз в одной школе рассказывал про работу галереи, работу с авторами и про то, что им нужно делать, чтобы галерея их заметила. Один из важных аспектов — биография, участие в групповых выставках, и в том числе в таких маркетах, как Win-Win. Если вы прошли отбор со стороны экспертной комиссии, то ваши работы соответствуют тем или иным критериям. Это хорошая строчка в резюме. Работы увидят, и, надеюсь, они найдут своего покупателя.
Краснов: Такие события — это такой серьезный шаг вперед для художников, которые уже куда-то прошли, но еще никуда не пришли: ни на ярмарки, ни в галереи. Это новое событие, в котором их отобрали. Новая ступень, новый опыт и новая обратная связь. И в этом сила подобного формата.
Какой диапазон цен в секции?
Дмитриев: Из того, что мы видели, диапазон цен будет достаточно широким. Примерно от 10 до 100 тысяч рублей. Как мы уже говорили, фотография как оформленный медиум — это достаточно дорогое удовольствие. Если автор продает большой формат, то только себестоимость производства может быть уже достаточно высокой. И конечная цена будет, в том числе, этим обусловлена.
А себе в коллекцию что-нибудь купите?
Дмитриев: На прошлом маркете мы купили себе в коллекцию некоторые работы. Думаю, и сейчас купим. Тем, кто интересуется молодым искусством, очень важно покупать работы. Любое произведение конкретного художника куда интереснее повесить на стену дома, чем картинки из IKEA или постеры с Wildberries. Купив понравившуюся вам работу современного автора, вы тем самым его поддержите. Это станет для него стимулом продолжать создавать. И все не зря.
Краснов: Все точно не зря. Сейчас у нас в галерее идет выставка Юлии Павловой, участницы прошлого Win-Win. Вот прямая взаимосвязь: была на маркете, а теперь здесь — в галерее Pennlab.
Беседовала Александра Адаскина