Мария Ромчанова, Александра Шумилова: Cила в смешанных командах, в гендерном балансе
Чем женский стиль управления отличается от мужского, почему важно соблюдать гендерный баланс и какие качества помогают в карьере женщине — об этом «Снобу» рассказали директор по правовым вопросам «Домклик» Александра Шумилова и исполнительный директор дивизиона «Домклик» Сбербанка, руководитель аналитического центра Мария Ромчанова
О выборе профессии и карьерном пути
Мария Ромчанова: В школе я была выраженным гуманитарием, мечтала стать учителем английского языка, но не сложилось — в старших классах выбрала математический профиль. А после школы поступила в Новосибирский государственный университет экономики и управления на факультет менеджмента и параллельно — в Новосибирский государственный технический университет на факультет бизнеса. На окончательный выбор профессии во многом повлиял мой папа. Как-то он сказал мне: «Пока у нас есть возможность оплачивать дополнительное образование, а у тебя — энергия и желание, нужно пробовать себя даже в том, что у тебя не очень получается. Если ты приложишь усилия, все получится, ты найдешь себя на стыке гуманитарной и математической сфер». Так и вышло.
«Сбер» — мое единственное место работы. Я пришла в компанию в 2002 году и за 20 лет прошла путь от старшего инспектора отдела банковских карт до руководителя аналитического центра и операционного директора «Домклик». Работала с VIP-клиентами, занималась торговым эквайрингом, руководила подразделением розничного маркетинга в одном из наших территориальных банков в Новосибирске и управлением по работе с партнерами. Три года назад переехала из Новосибирска в Москву и занялась аналитикой и финансами. Я благодарна моей команде и команде менеджмента «Домклик», которая помогла мне адаптироваться на новом месте. Мы всегда можем положиться друг на друга во всех вопросах, и это позволяет быстро решать сложные задачи.
Александра Шумилова: С будущей профессией определилась еще в 8-м классе, когда вошла в президентский совет школы и возглавила детскую правозащитную организацию. Любимыми предметами в школе были политология, история, право и обществознание. На юрфаке Российского университета дружбы народов заинтересовалась банковским правом и в итоге защитила магистерскую диссертацию по этой теме.
После университета более 19 лет проработала в юридических службах крупных банков. А последние полтора года работаю директором по правовым вопросам «Домклик». Если раньше банковская сфера и, в частности, юридическая служба стояли особняком, то теперь мы варимся в одном котле с Бизнесом и IT службами. Поэтому на работе мне ни дня не было скучно. У меня всегда очень широкий круг интересных задач.
На собеседованиях всегда спрашиваю у кандидатов про увлечения, это важно для построения гармоничной команды. Я трачу много времени и усилий, чтобы вырастить хорошего специалиста.
О гендерной дискриминации и эйджизме
Мария Ромчанова: Первую руководящую должность заняла в 30 лет — по нынешним меркам, припозднилась. Но в то время руководителями чаще становились специалисты под 40. Поэтому поначалу чувствовала небольшое недоверие ко мне в силу моего возраста. Но это только подстегнуло к развитию.
С дискриминацией по гендерному признаку никогда не сталкивалась. Женщины и мужчины мыслят по-разному, а значит, могут смотреть на проблему под разными углами и дополнять друг друга. Поэтому сила в смешанных командах, в гендерном балансе.
Александра Шумилова: На протяжении всего моего карьерного пути в топ-менеджменте банков всегда были женщины — либо финансовый директор, либо операционный, либо HR. Для управленцев всегда были равные возможности независимо от гендера. Однако в юридической сфере всегда был важен возраст — чем старше, опытнее, тем лучше. Тогда как в IT ты и в 20 лет можешь занимать руководящий пост.
О лидерских качествах и развитии навыков
Мария Ромчанова: В стиле руководства придерживаюсь правила, которое сформулировал академик Капица: руководить — значит не мешать хорошим людям работать. Все эти годы много работала над собой, развивала лидерские качества — самостоятельно и с помощью коуча. Научилась быть гибкой в решениях, фокусироваться не только на деталях, но и видеть картину целиком, просчитывать последствия и думать на несколько шагов вперед, видеть не проблему, а возможность, сохранять здравый смысл и рациональность. И второй важный момент в становлении меня как лидера — постоянное желание учиться. Я дважды окончила программы MBA — благо, «Сбер» уделяет много внимания развитию и обучению сотрудников. Это сильно расширило мой кругозор. Кроме того, стараюсь регулярно читать профессиональную литературу, продолжаю работать с коучем и каждый день получаю новый опыт на реальных кейсах.
Александра Шумилова: Не люблю слово «подчиненные», лучше — «команда». В 2006 году я впервые возглавила коллектив из 6 юристов. Постепенно команда росла. Я всегда была целеустремленным человеком (при этом никогда не шла по головам, а предпочитала шаг за шагом спокойно двигаться к своей цели). Такие качества как внимательность к деталям и перфекционизм мне всегда помогали. Лет 15 назад работодатели начали много вкладывать в обучение сотрудников — и это тоже помогло мне вырасти. То есть я шла не только по наитию, но и прислушивалась к советам коучей.
О важной роли женщин в команде и двойной ответственности
Александра Шумилова: В свое время американский миллиардер и филантроп Леонард Лаудер сказал: никогда не принимайте важных решений, если в их обсуждении не участвует женщина. Абсолютно согласна. Мужчины зачастую идут напролом, мыслят широкими мазками, тогда как женщины предпочитают все взвесить и 10 раз подумать, прежде чем принять решение. Женщины более скрупулезны и внимательны к деталям. Если даже не предложат какую-то идею, то зададут вопросы и обратят внимание на то, чего не заметили мужчины. Поэтому гендерный баланс очень важен. Стараюсь соблюдать его в своих командах, если не 50/50, то хотя бы 60/40.
Мария Ромчанова: На женщинах-руководителях лежит двойная ответственность. Для нас важно умение совмещать должность руководителя с ролью хорошей жены, мамы, дочери. Объективно женщине крайне сложно прийти домой и сказать: «Я много работала, сильно устала, поэтому крутитесь как хотите». Не менее важно за всеми этими ролями не потерять себя: думать о своих интересах и желаниях, учиться и развиваться.
О совмещении ролей
Мария Ромчанова: В современном мире женщина может сочетать семью и карьеру. Для этого есть масса возможностей, начиная с неполной занятости, дистанционки, гибкого графика и заканчивая онлайн-курсами, которые помогают молодым мамам выйти из декрета. Так что, если у вас есть желание и силы совмещать эти роли, дорога открыта. Главное, быть в гармонии с собой. Только тогда получится создать комфортную атмосферу на рабочем месте и дома.
За все время работы я дважды успела уйти в декрет: сначала — с сыном и через 12 лет — с дочерью. Причем в последний декрет ушла за три недели до родов и вышла на работу, когда дочке было 11 месяцев. Кто-то скажет: «Да что это за мать? Так рано оставить ребенка!» Я же считаю, что важно не количество, а качество времени, проведенного с ребенком: есть мамы, которые сидят дома, но не занимаются детьми, а либо смотрят телевизор, либо сидят в телефоне.
Александра Шумилова: Думаю, некоторые женщины сами себя ограничивают: «Я не буду заводить семью, для меня на первом плане карьера». Но во всем важен баланс. И умение соблюдать этот баланс говорит о целостности личности.
Об отдыхе и заботе о себе
Мария Ромчанова: В выходные стараюсь проводить время с семьей: люблю ходить в театр и на концерты с младшей дочерью (ей сейчас шесть). Культурная программа расписана на два месяца вперед. Вообще, все эти утренние «Мамочка, пока! Хорошего дня» и вечерние объятия дорогого стоят и настраивают на позитивную волну. Нахожу и время для себя: 3–5 раз в неделю занимаюсь йогой. Побыть в одиночестве иногда тоже важно.
Александра Шумилова: К 30 годам, когда у меня уже был опыт руководства небольшими командами, я поняла, как важно уметь отдыхать. Разумеется, даже в отпуске полностью отключаться от работы не получается. Тем более в турбулентной среде с постоянно меняющимся законами. Но жить в перманентной тревоге — а сдали ли отчет, а справляется ли команда без меня — нельзя. Это вредно не только для меня, но и для дела. Еще периодически напоминаю коллегам стараться вовремя уходить домой, не забывать об отпуске и научиться переключаться — только тогда вы будете эффективными. Мы не на 100 процентов состоим из работы и бизнес-кейсов, у нас есть и другая жизнь.
Подготовила Анна Алексеева