Наталия Деянова, Systeme Electric: Логотип — это только вершина айсберга
Как преемникам уходящих с рынка зарубежных компаний быстро и грамотно провести трансформацию бренда, чтобы не только удержать прежних клиентов, но и привлечь новых? И почему так важно сохранить преемственность корпоративных ценностей для текущих владельцев? Об этом «Сноб» поговорил с Наталией Деяновой, заместителем генерального директора по маркетинговым и цифровым коммуникациям компании Systeme Electric
В 2022 году французская компания Schneider Electric — производитель электротехнического оборудования — продала бизнес в России и Беларуси российскому руководству, в результате сделки была образована компания Systeme Electric. В состав компании перешли заводы, НТЦ, центр инноваций и инженерно-сервисный центр, находящиеся в России. Systeme Electric производит и продает оборудование, решения и ПО под собственными брендами (Systeme Electric, «Механотроника», DEKraft, Systeme Soft), является единственным авторизованным сервисным партнером по обслуживанию оборудования Schneider Electric.
Наталия, как создавался новый бренд Systeme Electric? Можете оценить, сколько времени занял этот процесс?
Скорость трансформации стала для нас главным вызовом. В конце апреля Schneider Electric заявил о решении покинуть рынок, а уже 4 июля на Иннопроме мы представили новый бренд. При этом в компании было решено заниматься ребрендингом собственными силами, привлекая подрядчиков для консультирования и производства. В мае мы запустили среди сотрудников опрос о названии бренда, получили более 500 предложений, среди которых было Systeme Electric, — его, в результате, и выбрали.
Название оказалось удачным и подходящим по смыслу, потому что компания предлагает не просто электротехническое оборудование, это единая продуктовая экосистема: от отдельных линеек продуктов до технологических решений и программного обеспечения. Внутри нашего логотипа есть такой элемент — «шапочка», как мы ее называем (циркумфлекс над первой буквой «e» в слове Systême. — Прим. ред.). Она, с одной стороны, символизирует объединение группы брендов: Systeme Electric, DEKraft и «Механотронику», а также появившийся чуть позже бренд программного обеспечения Systeme Soft. С другой стороны, это своеобразная отсылка к французским корням Schneider Electric, преемственность и ценности международного бренда, стандарты качества, процессов и знаний. И это очень важно, поскольку качество, безопасность и надежность продуктов и решений для нас превыше всего.
Всего за месяц мы утвердили название компании. Вся работа по трансформации бренда была выполнена в максимально сжатые сроки: в начале июня согласовали логотип, через неделю подготовили первую версию брендбука, а еще через два дня зарегистрировали собственный домен. Две недели понадобилось, чтобы запустить сайт и завести аккаунты в соцсетях.
Первым этапом запуска нового бренда стало знакомство с ним сотрудников, для этого мы провели внутреннюю презентацию в инженерно-сервисном центре Systeme Electric на территории «Технополис Москва». Широкой общественности бренд был представлен летом на выставке «Иннопром-2022».
А как подбиралась цветовая гамма айдентики бренда?
Здесь мы также хотели показать преемственность двух брендов — Schneider Electric и нашего, поэтому использовали тот же цвет в логотипе — зеленый. При этом мы стремились через цветовую гамму передать ассоциации с Россией. Мы использовали два оттенка зеленого: один, так называемый «техно грин», — это основной, технологичный цвет. Второй, светло-зеленый, символизирует экологичность наших продуктов и решений, энергоэффективность. Мы его называем «эко грин». Вместе эти оттенки можно наблюдать в полярном сиянии в наших северных широтах, в Мурманске. А «эко грин», помимо прочего, — это цвет волжских холмов в районе Самары, Чебоксар и Козьмодемьянска, где расположен один из наших заводов «Потенциал» — здесь выпускают каждую третью розетку в России.
Вы согласовывали новый бренд и цвета с прежними владельцами? У вас же, наверное, были какие-то обязательства перед ними на этот счет?
Да, обязательства были. В основном они касались логотипа, нам было важно избежать повтора в оттенке цвета, так как логотип — один из ключевых визуальных элементов компании. Мы продолжаем выпускать часть продукции, которая и прежде производилась в России на наших заводах, под маркой Schneider Electric, мы должны были согласовать ребрендинг. Смена пресс-форм, вывесок и полная замена всех элементов бренда займет не менее полутора лет, это большая работа. В ребрендинге компании логотип — лишь вершина айсберга.
Как отреагировала на новый бренд ваша целевая аудитория?
На наш взгляд, позитивно. Нашу аудиторию очень обрадовало, что, несмотря на уход глобальной компании, мы уже в сентябре анонсировали дорожную карту новых продуктов и начали поставлять их на рынок с четвертого квартала прошлого года. Мы постоянно информируем клиентов о новостях нашего бренда и продуктовых запусках. С июля по декабрь прошлого года мы провели около 150 мероприятий: от крупных форумов до небольших технических семинаров.
Изменилась ли ваша целевая аудитория?
Нет, мы продолжаем работать на прежних рынках — в гражданском строительстве, электроэнергетике, нефтегазовой и других отраслях промышленности. Systeme Electric поставляет тот же ассортимент продукции, что и раньше: продукцию для низкого и среднего напряжения, решения для промышленной автоматизации. Более того, мы, как прежде и Schneider Electric, много вкладываем в работу с партнерами. Речь идет о программах для дистрибьюторов, производителей щитового оборудования, системных интеграторов, IT-партнеров, интеграторов по автоматизации зданий. Мы поддерживаем и обучаем наших партнеров, чтобы они могли передавать опыт по работе с нашей продукцией своим заказчикам.
Systeme Electric уже воспринимают на рынке как российскую компанию или по-прежнему смотрят как на некое продолжение старого бренда?
По-разному. Кто-то думает, что мы новые дистрибьюторы Schneider Electric, кто-то считает, что это прежняя компания под новой вывеской. Прямые партнеры и многие конечные заказчики уже знают, что мы новая российская компания с прежней командой. Поэтому задача Systeme Electric — максимально открыто объяснять рынку все происходящие перемены и трансформацию бизнеса.
В мае вы проводите Инновационный саммит. Подобное мероприятие проводил и Schneider Electric. Это аналог того, что было раньше, или самостоятельное мероприятие?
Инновационный саммит проводится нашей командой уже в четвертый раз, поэтому мы считаем его частью и нового бренда. Да, раньше это был глобальный формат, и Инновационный саммит в Москве входил по масштабам и количеству посетителей в топ мировых событий компании Schneider Electric, принимая более 5000 гостей и фокусируясь на актуальных мировых трендах и технологиях. Systeme Electric решил продолжить традицию. При этом это будет мероприятие, максимально нацеленное на обсуждение стоящих именно перед российским рынком вызовов и возможных путей их решения.
Тема Инновационного саммита — 2023 звучит как «Технологическая независимость в новых реалиях». Фокус мероприятия этого года — представление российских разработок, ключевых запусков и полной гаммы продукции в выставочном пространстве. Также хочу отметить, что в этом году Инновационный саммит впервые проводится на нашей площадке (до этого он проходил в «Экспоцентре») — в ОЭЗ «Технополис Москва» можно будет познакомиться не только с командой и продукцией Systeme Electric, но также с сервисным подразделением и центром обучения. 24 и 25 мая в «Технополисе» мы ждем всю нашу аудиторию: партнеров, заказчиков, всех, кому близка тема распределения электропитания, автоматизации, программного обеспечения электротехники.