Фото: Getty Images

География и возраст участников происшествий разные. Причины инцидентов сейчас устанавливает следствие, но те, что озвучиваются в качестве предварительных версий, тоже не имеют между собой ничего общего: в первом случае конфликт межличностный, во втором — на национальной почве. Однако происходят эти события буквально одно за другим. С чем это связано?

Для детей и подростков выражение агрессии остается важной частью обучения социальным навыкам: вступая в конфликт, они понимают, как ссориться и как мириться. Но оба происшествия этой недели объединяет чрезмерное проявление жестокости и насилия.

Сейчас обществу приходится перестраиваться, адаптироваться к новой реальности, из-за чего возникает много напряжения. В период больших изменений, в состоянии стресса взрослым становится сложнее замечать и поддерживать детей, быстрее наступает усталость от необходимости нести за них ответственность. Вполне возможно, что и системе образования сегодня не хватает ресурсов для предотвращения подобных случаев. Эта система очень непростая, она требует постоянной отладки, внимания сотрудников школ, родителей к своим детям, а также родителей и детей к коллективу.

О подобных происшествиях невозможно умалчивать. В то же время информация о нападениях в школе может работать как катализатор для различного рода эмоциональных реакций у детей: одни боятся и не хотят ходить в школу, другие тоже боятся, но становятся агрессивными — так работают их защитные психологические механизмы. Что делать родителям, чтобы реакция детей на подобные новости оставалась в пределах общественных норм и не портила жизнь ни им, ни окружающим?

Во-первых, важно, как рассказывают об этих случаях в СМИ. Очень часто фокус внимания направлен именно на личность агрессора, но правильным здесь будет рассказ о пострадавших.

Во-вторых, важное значение имеет характер взаимодействия детей с окружающими. Если обстановка в классе дружная, у родителей хорошие отношения с детьми, и какая-либо реальная угроза отсутствует, то тревога, скорее всего, окажется ситуативной. В таком случае стоит обсудить с ребенком, что он может сделать, чтобы подобного не произошло. Можно также связаться с пострадавшим человеком, написать письмо поддержки. Это даст возможность перевести страх или испуг в действие и акт поддержки, который будет сигналом для ребенка: в ситуации конфликта он не останется один.

Важно говорить с детьми и иметь с ними устойчивые и доверительные отношения. Родителям приходится искать такую дистанцию и степень вовлеченности, которая позволит ребенку почувствовать достаточную близость и тепло, но не будет чрезмерной. Это непростая задача, тем более что эта дистанция будет меняться по мере взросления ребенка.

Правильным решением будет развивать социальные связи и увеличивать социальную поддержку. Один из способов — обсудить с классом похожие инциденты. Если уровень тревоги в классе невысокий, можно провести тренинги на сближение с одноклассниками или проанализировать ситуацию на примерах из литературы. Не стоит упускать и обычные разговоры о том, какие отношения нужны в классе, как дети могут поддерживать друг друга. Так они будут чувствовать себя защищенными.

А как быть с агрессией?

У агрессии есть разные формы, которые дети осваивают в течение жизни. Важная часть развития — поиск социально приемлемой формы агрессивного поведения. Способ, который использует ребенок, часто выбирается импульсивно: возможно, он где-то подсмотрел его и в моменте счел подходящим. Агрессию нельзя запрещать, но нужно разделять эмоцию и действие. Нужно объяснить ребенку, что он имеет право злиться, а также научить его тем формам проявления агрессии, которые не станут разрушительными и не навредят окружающим.

Пожалуй, самая сложная ситуация — когда дети видят в поступках нападавших пример для подражания, считая это проявлением личной свободы и даже героизма. Что делать в этом случае?

Во всех случаях важно разговаривать с детьми: выслушивать и помогать прогнозировать последствия собственных действий. Желание подражать агрессивному прототипу говорит о том, что у подростка накопилось довольно много злости, гнева и, возможно, страха, которые он не решается проявить.

Отдельная тема — тревожность родителей. Подросток может отнестись к новостям спокойно или вообще не обратить на них внимания, но близкие взрослые будут бояться за него, усилят контроль, начнут вводить запреты и ограничения. Подросток в ответ, вполне вероятно, устроит бунт. Как родителям не перегнуть палку и не вызвать проблемы в общении с ребенком, которых могло бы и не быть?

И сильная, и слабая опека — обе крайние позиции — факторы негативные, они усиливают вероятность проявления рискового поведения. Если вы чувствуете, что ребенок в ответ на ваш контроль протестует и вам не удается держать себя в руках, имеет смысл обратить внимание на собственное психическое состояние. Если вы понимаете, что у вас нет причин беспокоиться и тревожиться за своего ребенка, скорее всего, тревога имеет отношение не к ребенку, а к вам. Возможно, лучше будет обратиться за консультацией к специалисту.

Полностью исключить серьезные конфликты в подростковой среде вряд ли возможно, но их число и интенсивность наверняка можно снизить. Чего для этого сегодня не хватает системе образования?

В образовательных учреждениях должна быть выстроена система профилактики. Причем не только агрессии, но и всего рискового поведения. Для этого нужно обучить много специалистов, организовать работу в школах, научиться взаимодействовать с родителями, чтобы развивать их вовлеченность в работу с детьми. Должны быть выстроены все элементы работы с разными группами риска, обеспечено достаточное количество психологической и социальной помощи, а также возможности для вовлечения и реагирования. И это проблема мирового уровня — сейчас все учатся выстраивать подобные системы профилактики.

Куда могут обратиться родители и подростки, если они испытывают страх, тревогу или другие сильные эмоции в связи с последними событиями?

Им могут помочь школьные психологи. В Москве и региональных центрах есть психолого-медико-социальные центры. Можно обратиться в некоммерческие организации: фонд «Шалаш», «ТравлиNет», центр «Перекресток Плюс», фонды «Дорога к дому» и «Навстречу переменам». Многие из них реализуют проекты по сопровождению подростков, некоторые организовали онлайн-помощь — так что можно связаться с ними дистанционно.

Беседовал Петр Бузлаев