Полина Бондарева, школа Masters: Не стоит бояться новых технологий, нужно просто правильно с ними работать
Школа Masters — частный образовательный проект в сфере искусства и культуры, который существует и успешно развивается в России уже более восьми лет. С момента своего основания в 2015 году в Санкт-Петербурге школа прошла путь от локальной просветительской инициативы до одного из самых заметных проектов в арт-индустрии. В портфолио команды Masters сотрудничество с главными музеями страны, крупнейшими университетами и компаниями-гигантами из бизнес-сектора. «Сноб» в рамках проекта «Индустрия» поговорил с основательницей и директором Masters Полиной Бондаревой о том, как изменился культурный ландшафт в России за последнее десятилетие, о возможностях цифрового искусства и интеграции большого бизнеса в арт-сферу
Вы начинали свой профессиональный путь в арт-индустрии в 2010-е. Как вам кажется, что изменилось на культурном ландшафте в России за эти годы?
Изменения произошли колоссальные. Во-первых, раньше сферу современного искусства просто боялись. Стеснялись лишний раз зайти в галерею. Теперь ситуация совсем иная: даже на опыте нашей галереи Masters Digital Gallery я вижу, что люди приходят с детьми, с родителями, обо всем спрашивают, интересуются. Во-вторых, рынок стал гораздо более однородным — это связано с тем, что стало больше молодых художников, исчезла недосягаемость искусства. Многие могут себе позволить приобрести произведение художника и за 15, и за 5 тысяч рублей. Вопрос цены тоже стал эффективным рыночным инструментом для вовлечения людей в сферу современного искусства.
Случились и внутренние изменения, которые касаются процесса работы. Если раньше была цель — сделать «за три копеечки», то теперь даже большие бизнес-компании понимают ценность проектов и важность вложения средств в образование сотрудников. В арт-сфере развивается корпоративная культура, приходит технологический прогресс, происходит расширение образовательных инициатив.
Вы упомянули корпоративный сектор. Кто из крупных бизнес-компаний заходит на территорию искусства в России сегодня? Как школа Masters выстраивает с ними работу?
Сейчас к современному искусству и культуре в целом наблюдается заметный интерес со стороны IT-компаний, в числе которых «Яндекс» и «ВКонтакте». Мы создаем для бизнес-компаний образовательные программы, учим сотрудников развивать креативные навыки. Разрабатываем лекционные курсы с использованием инструментов IT-технологий, но обязательно в связке с искусством. Рассказываем о том, как развивать эстетический интеллект, куда ездить, что смотреть, что читать. Говорим про тренды нового времени: от полетов на Луну до важных коллабораций, затрагиваем экологическую повестку. Мы стараемся дать максимально широкую картину того, какие есть направления и самые последние разработки в разных сферах современной культуры.
Каждый раз, благодаря своим знаниям и компетенциям в области искусства, нам удается абсолютно под разным углом показать оригинальные стратегии для уже устоявшихся рабочих процессов, дать бизнесу новые точки роста, ориентиры. С «Яндексом» у нас вообще почти годовое сотрудничество: мы проводим экскурсии и архитектурные прогулки, читаем лекции про современное искусство и главные концепции в нем. Для развития сотрудников в бизнес-сфере это очень полезно — не просто знать, кто когда родился из художников, а понимать, какие технологические открытия влияют на культурный прогресс человечества и что принесла нам каждая эпоха. Глобально мы сотрудничаем и с «Газпромом», и со «Сколково», с ресторанными группами, девелоперами Capital Group, Hutton Development, MR Group — в нашем портфеле есть главные игроки рынка.
Какая специфика у культурного сегмента по сравнению с другими индустриями?
Главная особенность заключается в том, что это работа с творческими людьми, что предполагает очень разносторонние навыки ведения бизнеса у креаторов. Конечно, искусство все-таки не бизнес в традиционном понимании, это в хорошем смысле больше про развитие и образование. Мотивацией здесь абсолютно точно служит не денежная составляющая. В этой сфере нужно искать совершенно разные подходы, чтобы мотивировать свою команду и развивать проекты. Ты должен быть визионером, резонатором настроений в контексте текущих событий, при этом всегда оставаться на коне во времена кризисов.
Одна из важнейших специфик арт-рынка — здесь неприменимы метрики, которые работают в других сферах бизнеса. Про искусство очень сложно что-то сказать точно и однозначно. Например, чтобы человек пришел слушать лекции об искусстве, как показывают маркетинговые исследования, необходимо не одно касание в информационном поле, даже не два-три, а пять-семь и более. Предупреждая вопрос о наших конкурентах, как бы неожиданно это ни было, но наши главные соперники — это рестораны и студии пилатеса. Люди сейчас ограничены в ресурсе времени, потому что вокруг очень много предложений. И здесь ты должен просто показать ту ценность, которую они получают, приходя за образованием. В этом заключается миссия арт-индустрии.
В этом контексте — что нужно делать проекту в сфере искусства, чтобы не уступать в конкуренции пилатесу и ресторанам и постоянно двигаться вперед?
Все понимают, что нужно развивать себя. Искусство является одной из составляющих огромного спектра возможностей, которые дает современность. В рамках Masters мы должны отвечать на этот запрос. Например, через нестандартные коллаборации. Сейчас мы запускаем новый проект на Патриарших прудах, ставя перед собой задачу переосмыслить это место не с точки зрения ресторанов, а с точки зрения культурных площадок, общественных пространств. Совместно с Натальей Османн и ее концептуальным проектом «Ашрам» мы презентуем два совместных маршрута: от нашего пространства до «Ашрама» вы можете дойти за 15 минут и послушать архитектурную экскурсию про главные исторические доминанты Патриарших прудов, которые встречаются вам на пути, а от «Ашрама» до нас — совершив арт-медиацию с гонгом и погрузившись в другую атмосферу и настроение на том же самом отрезке. Мы стараемся искать креативные подходы: осмыслять произведения современного искусства через звук, цвета, запахи.
В сфере искусства сегодня необходимо учитывать все тенденции в развитии современного человека как личности и давать ему новую почву в разных направлениях. Это не значит, что завтра в школе Masters на Патриарших мы будем проводить занятия по йоге, но мы, например, пригласим в наше пространство на Левашовском Хлебозаводе в Петербурге практиков, которые занимаются медитациями, работой с голосом, с осознанием себя. Такие эксперименты в современной культуре возможны.
За годы работы в арт-индустрии были ли у вас какие-то неожиданные открытия в сфере современного искусства?
Это, безусловно, цифровое искусство. Работа с диджитал-артом перевернула мое отношение к технология, к художникам, которые занимаются новыми медиа. Для меня это стало колоссальным поворотом в сторону технологий как новых возможностей. Я занимаюсь цифровым искусством именно для того, чтобы показать масштаб возможностей и смыслов, поэтому мы и открыли в Петербурге Masters Digital Gallery.
Конечно, несмотря на весь оптимизм, продвигать современное искусство в России непросто, а диджитал-арт — еще сложнее. На прошлой неделе мы продали диджитал-ковер — наши коллеги в хорошем смысле удивляются и аплодируют.
Какой потенциал вы видите в цифровом искусстве сегодня?
Во-первых, для художников в этой сфере взлет карьеры происходит моментально. Авторы, которые, например, только в прошлом году вышли на рынок, сегодня уже выставляют свои работы в главных музеях страны. Это совершенно другой путь в сравнении с карьерой художников, которые работают с более традиционными медиа. Цифровые художники могут быстро вырасти и стать заметными благодаря всемирным интернет-платформам, при этом не имея абсолютно ничего — ни галерейного пространства, ни мастерской, ни красок, ни холста. Это колоссальный ресурс.
Во-вторых, цифровое искусство дает возможность самой художественной идее или теме развиваться и прийти к зрителю нестандартным путем, может влиять на зрителя другим методом. То, что я наблюдаю в работе диджитал-художников сегодня, — это какое-то другое измерение: кто-то из них работает с искусственным интеллектом, кто-то использует специальные программы для создания абсолютно новых образов. Я как человек все равно достаточно классической школы воспринимаю это с большим интересом. Благодаря погружению в цифровую среду точно поняла, что не стоит бояться новых технологий, нужно просто правильно с ними работать, научиться в том числе экономить свое время, обладать знаниями для их рационального использования.
Какой совет вы бы дали тем, кто также хочет развиваться в сфере современного искусства в России сегодня, но по каким-то причинам сомневается «заходить» в эту индустрию?
Я думаю, что если у вас есть идея и хотя бы интуитивное понимание того, как вы хотите что-то делать, — нужно делать. Несмотря на то что ниша может казаться переполненной, это может сто раз измениться. Если верить в то, что ты делаешь, иметь хорошую команду, уметь вовремя настроиться и быстро работать над ошибками, оперативно перестраиваясь, все получится.
В Masters, мне кажется, мы все это успешно реализовываем: путешествий нет, арт-туры организовывать сложно — мы сделали упор на корпоративный сектор. Корпоративный сегмент ослабился с уходом компаний — мы стали разрабатывать креативные стратегии для бизнеса. Мы все равно идем дальше и дальше.
Беседовала Юля Крюкова