Никита Пипко
Фото: пресс-служба
Никита Пипко

Как изменилась российская реклама за последние три десятка лет?

30 лет назад рекламный инвентарь можно было заполнить только тем, что принесли с собой из-за рубежа западные бренды. Эти компании пришли со своими уже неоднократно испытанными практиками маркетинговых процессов, со своей технологией размещения рекламы. За прошедшие с тех пор годы рынок очень сильно изменился. Сегодня отечественные бренды чувствуют себя значительно увереннее, чем прежде. Это главное изменение.

Когда начались эти изменения?

Ярче всего лавинообразный процесс таких перемен мы наблюдали в последние 10–15 лет. К началу 2010-х мы уже многому научились у иностранных рекламных гигантов, у нас появились собственные идеи и оригинальные практики. Что еще важнее — появилась амбиция придумывать новые подходы самостоятельно. Тогда же в индустрию пришли люди не из рекламы, обычные бизнесмены, которые хорошо понимают этот особый драйв и умеют его генерировать. Как рекламное агентство мы сами появились ровно таким образом и успешно работаем уже около 14 лет.

Что помогло рекламной индустрии выстоять в 2022 году?

Мы оказались сильнее, чем думали. Это касается не только рекламного бизнеса, но и экономики в целом, своевременной реакции властей на эти изменения. Благодаря коллективному усилию, мы смогли собраться, мобилизоваться.

В таком состоянии можно существовать какое-то время. А что делать дальше?

Безусловно, на чистом адреналине долго держаться невозможно. Но у нас была другая ситуация: мы из, скажем так, энергосберегающего режима вернулись к нормальному темпу работы. И вот таким образом существовать можно еще очень долго.

В 2021 году на Национальном рекламном форуме вы во многом предвосхитили сегодняшние события, когда рекомендовали коллегам обратить внимание на государственные корпорации, не работать только с иностранными компаниями. 

Наверное, да. Но предвосхитить — это не самое главное, куда важнее приложить к этим поворотным рыночным изменениям руку, самостоятельно двигаться в нужном направлении. Мне кажется, что и нам, и нашим коллегам это вполне удалось.

Государство в последнее время сильно помогало бизнесу?

Государство поддержало экономику, и мы это, конечно, почувствовали. Специальных мер по поддержке рекламной отрасли я вам не назову. Но нам хотя бы не мешали. Сейчас, правда, появилась необходимость маркировать рекламу, что несколько неудобно, но в долгосрочной перспективе рынку это тоже пойдет на пользу, я в этом уверен. Установка единых правил игры благотворна для роста и развития бизнеса, причем не только нашего.

Последние два года привнесли в индустрию что-то новое?

Рекламная индустрия склонна не только к воспроизводству, но и к созданию принципиально новых практик. Прежде предлагать что-то новое считалось неприличным. В 2022 и частично 2023 годах компаниям приходилось буквально выживать — именно поэтому мы, основываясь на лучших международных практиках, придумали что-то свое, пополнили инвентарь новыми инструментами.

У российской рекламы особый путь?

Путь вообще у каждого свой. Сегодня можно сказать, что мы не только смогли устоять, но и продолжаем развиваться дальше. А вот какие выводы мы сделаем из пройденного кризиса, что придумаем на базе этого — будет видно, я думаю, в самое ближайшее время.