Режиссер сериала Amore more Яна Гладких: Зрители готовы к большему, чем принято считать
Тема нового сериала Amore more, премьера которого состоится сегодня в онлайн-кинотеатре KION, — нестандартные любовные отношения. Режиссер сериала Яна Гладких поговорила со «Снобом» о консерватизме русской публики, готовности к открытой дискуссии на любые темы, о мейнстриме в кино и поиске того, что делает человека счастливым
Российское общество очень консервативно, вы согласны?
У нас не принято дискутировать по самым разным поводам, есть цензура и самоцензура. У нас есть темы, на которые якобы нельзя говорить, которые якобы стыдно обсуждать. Риторика социальная у нас такая, которая декларирует «как жить правильно, а как нет». И если ты «не такой», или ищешь свой путь, или у тебя что-то не так, как у других, значит, ты не вписываешься. И раз ты не вписываешься, тебе надо себя переделать или скрывать, кто ты такой. Мне кажется, корень проблемы именно в том, что нет дискуссии, честной, открытой, простой, чтобы люди не боялись говорить и не боялись, что их осудят. Осуждающее общество — как раз консервативное.
Но киноиндустрия, стараясь привлечь зрителя, постоянно ищет что-то новое: темы, смыслы. Например, снимают сериалы на цепляющие темы. Вот вы сняли сериал Аmore more о полиаморных отношениях. А ведь зрители сериалов — это то же самое «консервативное российское общество».
Это как раз самый сложный вопрос, который, как мне кажется, чрезвычайно важно решить сейчас кинопродюсерам. Пора признать, что общество и зрители готовы к большему, чем принято считать.
Зрители онлайн-платформ — самая активная возрастная группа: от 15 до 45 лет. Условно говоря, это те люди, с которыми можно дискутировать на равных, не приспосабливаясь, не делая вид, что зритель не слишком умен, не слишком осведомлен, и что вообще по развитию ему 12 лет. Это не так.
Например, мы проводили фокус-группу для нашего сериала. Подавляющее большинство аудитории были готовы к теме и даже рады поговорить о полиамории, и многие знали термин. Но и люди, которые писали, что «секс-вечеринки» (у нас в сериале фигурируют) — это отвратительно и что их участники — это «какие-то развратники», правда, тоже были.
Расскажите, о чем ваш сериал.
В центре истории две пары. Одна из них в глубоком семейном кризисе — их играют Саша Урсуляк и Юра Чурсин, вторая пара — в самом начале романтических отношений, их играем Андрей Бурковский и я. Георгий — персонаж Андрея — практикует полиаморные отношения и хочет приобщить к этой системе этических взглядов свою девушку Алису. Это завязка.
Собственно, сериал — про полиаморные отношения, кризис семейной жизни, мы поднимаем вопросы новой этики, где-то иронизируем над ней, где-то говорим, что нельзя от нее отмахиваться.
У меня не было задачи пропагандировать полиаморию или ее дискредитировать. Мне просто было интересно понять эту форму отношений и посмотреть на нее и с точки зрения юмора (потому что это довольно забавно), и всерьез разобраться, как это работает.
Получилось разобраться?
Стало понятно, что, какие бы отношения ты ни выбрал, все равно есть базовые вещи, от которых никуда не убежать: ты должен быть честен со своим партнером, обман — это путь в никуда.
Как актрисы становятся режиссерами?
Я десять лет отслужила в Московском Художественном театре имени Чехова, играла по 25 спектаклей в месяц. И в какой-то момент наступило, наверное, опустошение, накопилось что-то, что я называю эмоциональный перегной, который почему-то некуда было сублимировать. Я решила сублимировать в сценарии, в режиссуру, ушла на два года из театра, поступила учиться, отучилась, стала снимать, потом вернулась в театр. Я обожаю свою профессию и хочу работать в театре дальше, хочу и дальше сниматься в кино, как актриса. Просто есть еще какая-то плоскость во мне, которая может себя реализовать только в режиссуре.
Вы получаете от режиссуры то, чего ожидали?
Я бы скорее сказала, что именно этот путь дает мне то, чего я ищу. Но забавно, что у меня есть знакомые режиссеры, операторы, которые снимают исключительно авторское кино и очень хотят попасть в мейнстрим. А я, так получилось, снимаю мейнстрим и мечтаю об авторском кино. Наверное, люди всегда мечтают о том, чего у них нет и чего им недостает. Я бы очень хотела снять авторское полнометражное кино, у меня есть сценарий, но пока не удалось его запустить.
А как вы попали в мейнстрим? Как получилось, что стали снимать сериал?
У меня был полнометражный фильм, романтическая комедия «Красотка в ударе». К сожалению, она вышла в прокат в первые выходные после карантина.
Соответственно, в кинотеатрах были пустые залы, никто не шел. Это был 2020 год, лето. Но у него был классный прокатчик Sony, и фильм купили на платформу ivi, на кучу всяких других платформ, часто показывают по телевизору. Я понимаю, что он пользуется зрительским спросом. И, судя по всему, фильм понравился продюсерам. После него я получила много приглашений. Я просматривала много сценариев, даже разрабатывала, но выбрала Аmore.
Кто-то из актеров стал открытием для вас на съемках этого сериала?
У нас не было артиста на роль Мотылька. У меня появилась совершенно безумная идея пригласить на пробы Максима Диденко, театрального режиссера. И я считаю, что он сделал замечательную роль. Он больше десяти лет не работал как артист, работал только как режиссер, и говорит, что забыл, что играть — это так сложно. Получилось здорово.
Что-то стало для вас неожиданным во время работы?
Я была приятно удивлена тем, насколько все артисты, вся команда, вся съемочная группа работали как единый организм. Я невероятно благодарна своей команде за то, что в такой сложный момент, когда мне пришлось сниматься и снимать, все меня поддержали. Кино — это как театр, дело коллективное. Тут ты будь хоть семи пядей во лбу режиссер, но без команды ничего не сделаешь. Поэтому, если сериал состоится и, я надеюсь, зритель и поплачет, и посмеется, это заслуга каждого человека, который работал на картине.
Почему зритель обязательно должен посмотреть Amore more?
Во-первых, потому что он увидит и узнает что-то, чего не знал и не видел раньше. Один из продюсеров проекта Александр Владимирович Бондарев на первом совещании в шутку сказал: «Ну что, чем будем удивлять?» Так вот, нам есть чем удивить!
Во-вторых, наш сериал — про людей вообще и конкретно про каждого. Если кто-то думает «какая-то полиамория, это точно не про меня» — именно этот человек обязательно должен посмотреть, потому что он будет удивлен, насколько это про него, как много на самом деле точек соприкосновения между нами всеми.
Вообще моя главная цель, мое главное чаяние, связанное с сериалом Amore more, — что мы станем терпимее друг к другу, хотя бы кто-то хотя бы к кому-то. Изначально я этот сериал формулировала как манифест терпимости: нужно принимать друг друга со всеми нашими ошибками, со всеми нашими поисками счастья, какими бы путями мы ни пытались к нему прийти. Каждый человек имеет на это право. И даже больше — он обязан стать счастливым, найти свой путь к счастью, не вставать на кем-то проторенную дорогу. Как говорил Иосиф Бродский в своей нобелевской речи, задача человека состоит в том, чтобы прожить свою собственную жизнь. Нужно жить свою жизнь и обязательно найти то, что делает счастливым именно тебя.
Беседовала Мария Маханова