Роман Карманов
Фото: Артур Новосильцев / Агентство «Москва»
Роман Карманов

Какой культурный контент вам нравится и почему?

Я слежу за молодыми исполнителями, которые проходят через конкурсы и различные музыкальные школы, поддержанные ПФКИ — например, «АвторА!», «Музыкальный акселератор». Люблю читать мемуары, воспоминания и автобиографии российских культурных деятелей. Когда есть время, смотрю новые отечественные сериалы, по несколько серий для общего представления. Если первые эпизоды зацепили, смотрю дальше.

Как на российских креативных индустриях сказался уход с рынка производителей зарубежного контента?

Санкционное давление дало импульс к развитию. Сегодня в прокат выходят хорошие кассовые фильмы и мультфильмы, появляются новые имена среди артистов и музыкантов, которые вне сегодняшней очень особой ситуации могли и не появиться вовсе. Неплохо развиваются модная индустрия и дизайн, им, как мы видим, уделяется большое внимание государства: создаются дискуссионные площадки, посвященные обсуждению трендов и точек роста, вырабатываются новые подходы. За последний год произошли тектонические сдвиги в осознании важности этих индустрий.

Какие российские культурные события этого года запомнились больше всего?

Одно из последних событий — Первый российский форум дизайна и моды, прошедший недавно в Москве. Такую площадку давно ждали, залы были переполнены дизайнерами разных направлений, производителями одежды, ювелирных украшений. И все — со своими идеями, заряженные на работу, партнерство, открытые к диалогу. Это очень здорово. В первых числах мая во Владикавказе открылся после реставрации Дом Евгения Вахтангова — тоже был очень рад посетить. Недавно завершился крупный проект «АвторА!», где мы искали талантливых авторов песен и исполнителей — мне это кажется важным делом. И Российская креативная неделя, которая прошла во Владивостоке.

Каких проектов в сфере культурных инициатив в России остро не хватает?

Большой запрос есть на проекты в сфере народно-художественных промыслов, и их, качественно прописанных и упакованных медийно, могло бы быть больше. В других областях инициатив, на самом деле, достаточно. Другой вопрос, что пока не все умеют их презентовать, правильно оформлять сметы и продумывать логику.

Сегодня, на мой взгляд, для развития профессиональных сообществ важны системные проекты. К примеру, «Биржа актеров»: уже на первом крупном мероприятии 32 человека получили предложения по трудоустройству, а в этом году на недавно завершившемся фестивале «Будущее театральной России» в Ярославле участникам было предложено еще 37 вакансий. Сейчас идут отборы в школу Олега Табакова, Владимир Машков с командой ездит в регионы и отсматривает молодых актеров, чтобы пригласить их на курс. Недавно Союз кинематографистов и Александра Франк запустили «Киноконструктор» — большую электронную площадку, где сценаристы, актеры, режиссеры могут находить друг друга, а жители городов — регистрировать там локации, которые, на их взгляд, могут быть интересны для съемок. Также там можно предлагать сценарии, которые потом могут экранизировать. Партнеры — практически все электронные платформы России.

Какие молодежные культурные проекты вам кажутся особенно важными?

Сложно назвать какую-то инициативу не важной. Важно все, что дает возможность подрастающему поколению проявить себя, развиваться, выстраивать творческий путь. У нас уже есть примеры, когда проекты, поддержанные фондом, становились своеобразным лифтом для талантливой молодежи. Это, к примеру, Первый сочинский фестиваль классической музыки? Международный конкурс для вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзмавы, Национальный открытый чемпионат творческих компетенций ArtMasters — по итогам их участникам предложили хорошие должности.

Какие проекты из открытых фондом запомнились лично вам и почему?

Таких много. Например, благодаря выставке-байопику «Цой. Путь героя», поддержанной грантом ПФКИ, изменилась целая сфера организации выставок. Проект стал рекордным по времени проведения в московском Манеже, выставку о Викторе Цое продлевали пять раз. Теперь, посещая другие экспозиции, я замечаю, что многие детали «подсмотрены» на ней. Ярким проектом стало празднование 100-летия российского джаза. Из недавнего — в конце апреля в Москве открылся уникальный аудиомузей «Дом винтажной музыки», его я настоятельно рекомендую посетить.

Вы отслеживаете, что происходит с финалистами конкурса и их проектами? Как они развиваются дальше? Фонд участвует в их будущем, помогает?

Отслеживаем, конечно. Мы еще в заявке спрашиваем, как проект будет развиваться после реализации гранта, как планируют его масштабировать. Многие творческие инициативы, получив поддержку, дальше работают самостоятельно, например, проект «Большая музыка в малые города» свой следующий этап реализует за счет собственных и партнерских средств. Есть проект мастерской елочной игрушки «Рождественское яблоко» из Новгородской области, авторы возрождают народный промысел — стекольное производство новогодних игрушек с уникальной ручной росписью. На грант они отремонтировали помещение, запустили серию мастер-классов, закупили дополнительное оборудование, повысили в том числе за счет этого проходимость в пять раз, а сейчас развивают свое дело самостоятельно, открывают новые направления. Это правильно, когда бюджетные деньги помогают запускать процессы, на которые авторы без них потратили бы гораздо больше времени, а дальше проекты живут и масштабируются без помощи государства.

Еще важная деталь — за каждым проектом-победителем закрепляется сразу несколько сотрудников фонда: куратор, финансовый аналитик и медиакоординатор. Они помогают авторам находить ответы на вопросы и решать возникающие проблемы. Мы ведем постоянный мониторинг упоминания проектов в СМИ, видим их развитие. Авторы проектов сообщают о своих успехах, а мы, в свою очередь, стараемся информировать их о профессиональных конкурсах и отборах, в которых они могут принять участие. Я лично включаюсь во многие вопросы.

Победа в конкурсе дает какие-то новые возможности?

Безусловно. Есть проекты, которые зародились до того, как был создан ПФКИ, а с получением гранта авторы сумели открыть новые направления, масштабировать свои инициативы. К примеру, кинофестиваль фильмов о космосе «Циолковский», который традиционно проводится в Калуге, расширил свою программу. В Северной Осетии есть проект «Родовые башни». С нашей поддержкой его авторы открыли музей под открытым небом, обучают волонтеров, проводят культурные мероприятия и мастер-классы. Сегодня туда специально едут туристы, и проект уже давно поддерживает Министерство культуры. Есть примеры, когда на региональные мероприятия посмотрели новым взглядом, как произошло с музыкальным фестивалем Билли Новика «Белые ночи в Купчино». В прошлом году он получил грант, и после этого власти Фрунзенского района Санкт-Петербурга решили поддерживать проект на постоянной основе, сделав его событием для района и региона в целом.

Работает ли сегодня русская культура на экспорт?

Конечно. Хороший пример такого проекта — Анимационный кластер Хабаровского края, при поддержке фонда его реализует студия «Мечталет». Они и раньше успешно работали, создавая мультфильмы, востребованные на азиатском рынке (мультфильм о школьных рюкзаках «Спина к спине», эпизоды которого размещены на 19 платформах в Китае, включая «Тенсент»). Но с нашей помощью в регионе запустилось целое анимационное движение — педагоги получили дополнительные навыки, пройдя обучение, и теперь передают знания детям, учат их азам мультипликации. Теперь этим школьникам не нужно будет уезжать в другие места — у них уже есть все условия для развития, нужно только нарабатывать опыт.

У нас много проектов, которые привлекают иностранных участников — например, уже упомянутые конкурс Хиблы Герзмавы и международный музыкальный фестиваль «Дорога на Ялту». На фестивале в зале сидели представители стран-участниц — Монголии, Индонезии, Эквадора, Сербии — поддерживали своих соотечественников. На Международный кинофестиваль «Послание к человеку» были поданы заявки из 76 стран мира, арктический кинофестиваль «Золотой Ворон» тоже традиционно принимает на своей площадке международные делегации.

Это действительно влияет на облик России в их восприятии?

Само собой. Приехав в Россию, влюбившись в наши города и природу, оценив наше гостеприимство и радушие, иностранцы возвращаются домой с собственным мнением о стране, и никакие мифы и стереотипы на них больше не могут влиять. Это наши амбассадоры, которые будут рассказывать друзьям и знакомым о той России, которую увидели и почувствовали. Это важная гуманитарная миссия, в которой именно культура и дружеское общение решают все.

Беседовал Егор Спесивцев