Сергей Лимонов: Не надо путать финансовые инструменты накоплений и покупку выдающихся работ
Этим летом в швейцарской галерее Voskhod в дни Art Basel 2023 была представлена выставка художницы Matiush First, созданная при поддержке Limonov Art Foundation. Сергей Лимонов, основатель фонда, предприниматель и коллекционер, поговорил со «Снобом» об арифметике актуального искусства, рейтинге художников и внутреннем мире человека
Как и с чего начать коллекционировать современное российское искусство?
Нужно обязательно посетить две российские ярмарки современного искусства — blazar и Cosmoscow, четыре-пять питерских и десять-двенадцать московских галерей, сходить в мастерские независимых художников и на выставки в ММСИ, в Новую Третьяковку и ГЭС-2. Совершить такой обход стоит несколько раз. Круг за кругом — и насмотренность будет расти. Спустя несколько лет вы станете профессионалом.
Есть ли какая-то азбука российского современного искусства?
Если бы действительно существовала азбука и арифметика актуального искусства, то не было бы никаких сюрпризов и азарта исследования данной области культуры. Все более-менее понятно с признанными мастерами советского андеграунда, но никто не знает, кто останется в истории из ныне живущих художников, даже если он увенчан лаврами, а его работы дорого стоят и находятся в коллекциях Третьяковки и Русского музея. Советую посмотреть на рейтинг художников 49ART. Я не согласен с этим списком до конца, но его существенная часть вызывает консенсус в арт-сообществе. В любом случае он полезен для старта. Сходите в старейшие московские галереи XL, pop/off/art, в питерские Marina Gisich, Anna Nova, MYTH, ознакомьтесь с творчеством группы «Север-7», Ильи Гришаева, Саши Цикаришвили, Александры Гарт, Matiush First, Петра Дьякова, Вадима Михайлова, Саши Гронского, Егора Федоричева, Алины Глазун, Ивана Горшкова, дуэта Вики Бегальской и Александра Вилкина, Евгения Антуфьева, Иры Кориной, Хаима Сокола и других художников.
За какими источниками, сайтами, персонами, событиями, блогерами стоит следить, чтобы быть в теме?
Стоит следить за сайтами «Артгид», ArtAndYou, The Art Newspaper, телеграм-каналами, в том числе «Деньги в искусство», ну и конечно, «Яндекс.Погода».
Какие тренды в современном искусстве вы бы отметили?
Главный тренд: неоклассика в стиле «люхари» начала разбавляться минимализмом. «Биркинами» еще хвастаются на Патриарших, но девушкам уже хочется выпендриваться знаниями совриска и покупками концептуального или нестандартного визуального искусства. Это становится модным. Клубы коллекционеров расширяются, программы досуга в деловых клубах стали включать в себя кроме выездов за город и регат культурные мероприятия, в том числе посещение выставок и лекций. Внутренний мир человека трудно заполнить только футболом и баней.
Как изменился контекст за последние год-два?
Слишком мало времени прошло, чтобы он реально изменился. В период ковида считалось, что человечество не станет прежним никогда, что художники сейчас сублимируют все накопившиеся ограничения и страх в невероятные шедевры. Но гениальных работ на эту тему не сделали, ковид забыли. Осмысление текущего времени может быть отложено до следующего поколения. Но точно, что видно на поверхности: пришло затишье в творчестве, а цензура и самоцензура усилились.
Как в целом отличить хорошее, качественное искусство?
Можете протестировать себя следующим образом. Если вы, большинство ваших друзей, а также ваша мама выбирают одну и ту же картину, то, скорее всего, она окажется легковесной — с приятным для глаза простоватым сюжетом. В современном искусстве работает все наоборот: глас народа не глас Божий. Совриск труден для интеллекта, колюч для глаза и требует усилия для понимания. Большинство выберет попсу: «Белые розы», Дарью Донцову и турецкий отель по системе all inclusive.
Читать Федора Достоевского, Льва Толстого, Эрнеста Хемингуэя и Альбера Камю в нашей литературоцентричной стране — само собой разумеющееся дело, но вот покупать в дом большинство будет принты из IKEA в виде пейзажика, обнаженной девушки, натюрморта или достопримечательностей Парижа. Получается, что вешать на стены в квартире аналоги Донцовой в живописи почему-то не стыдно. Сильное искусство всегда будет напрягать, отталкивать и требовать размышлений.
Стоит ли рассматривать российское искусство с точки зрения инвестиционной привлекательности?
Вряд ли в короткие сроки оно вырастет в цене в десятки раз. Не надо путать финансовые инструменты накоплений и покупку выдающихся работ. Вторые несут в себе мощный энергетический заряд. Их призвание — обогатить вашу духовность и ум, изменить образ жизни и мышления, сделав его более многогранным и глубоким, привить вашим детям чувство красоты, сделать их добрее и благороднее. Как раз не выбранные в инвестиционном смысле картины или скульптуры улучшат ваше финансовое состояние, а ваши правильные инвестиции дадут возможность приобрести что-то по-настоящему значимое и прекрасное из мира искусства.
Какое место российское искусство занимает на международной арене?
За рубежом знают и ценят только первую волну русского авангарда. Ни передвижников, ни соцреализм, ни советское неофициальное искусство, кроме Ильи Кабакова, никто там не знает и знать не хочет. Пока мы сами не взрастим сильные имена, никакой Санта-Клаус не будет брать на Art Basel наши галереи и наших художников. Мой оптимизм заключается в том, что существует большая диспропорция между уровнем накопленных миллиардов в стране, уровнем образования и только еще зарождающимся интересом к современному российскому искусству. Актуальное искусство не может находиться на задворках интересов общества при таком уровне образования и богатства.
Есть ли будущее у русского искусства?
Этот вопрос можно заменить на вопрос: есть ли будущее у России и русского народа? Если вы ответите на него положительно, то и у русского искусства тоже будет будущее. Но я бы не гадал и не рефлексировал на эту тему, а приступил бы к делу. Покупайте русское искусство так же, как китайцы покупают китайское искусство, американцы — американское. Все просто: поддерживайте своих художников, и общими силами у российского искусства появится великое будущее.
Беседовала Александра Адаскина