София Коппола: Мне хотелось показать, в какой ужас может превратиться невинная девичья фантазия
25 января в прокат выходит фильм Софии Копполы «Присцилла: Элвис и я», награжденный призом за лучшую женскую роль Венецианского кинофестиваля. Коппола экранизировала автобиографический роман Присциллы Пресли, в котором бывшая жена Элвиса рассказала о тяжелых отношениях со звездой рок-н-ролла. Специально для «Сноба» Дмитрий Елагин поговорил с режиссером об истории женской эмансипации и противоречивом образе певца
Фильм основан на автобиографии Присциллы Пресли, она также консультировала вас до съемок. Как вы решали, какие эпизоды из жизни Присциллы должны войти в сюжет, а какие нет?
Я отбирала моменты из жизни Присциллы, которые мне лучше всего запомнились. Затем выписывала сюжет, это было сложно сделать из-за постоянных прыжков во времени, многое пришлось вырезать, оставить только самое необходимое — как трансформируется героиня с момента ее приезда в поместье Элвиса Грейсленд до дня ее отъезда.
Это невероятная удача, когда ты можешь поговорить и поработать с тем человеком, о котором снимаешь кино. Даже когда я придумывала образы других персонажей, я всегда возвращалась к тому, что зритель должен их увидеть глазами Присциллы. В процессе работы я еще постоянно думала о том, чтобы книжные описания и личные рассказы сходились с моим сюжетом. Когда Присцилла посмотрела фильм, то сказала, что у меня все получилось, — мне было важно это услышать.
Чем изначально вас привлекла ее история?
После прочтения книги я удивилась, насколько понятна и типична биография этой девушки. Каждая проходит через похожее: первый поцелуй, побег из школы, споры с родителями. Пусть история Присциллы и происходила в странных декорациях, по сути она ничем от отличалась от многих других. Меня сильнее всего шокировало то, что она переехала жить к Элвису, даже не закончив старшую школу.
«Присцилла: Элвис и я» напоминает детскую сказку о принцессе, которая в итоге находит своего принца. Только вы описываете то, что происходит после слов «И жили они долго и счастливо».
Мне хотелось показать, в какой ужас может превратиться невинная девичья фантазия. Реальность оказалась совсем другой. Травмированной абьюзивными отношениями Присцилле уже после разрыва пришлось искать свою идентичность, а во взрослом возрасте это тяжелее сделать.
Перед началом съемок Присцилла писала вам, что боится демонизации образа Элвиса. Как вы отреагировали на это?
Удивилась, потому что не знала, как она сейчас относится к нему. Да, он совершал плохие вещи, но я не хотела превращать Элвиса в злодея. Старалась не судить моих героев, а прочувствовать их как можно глубже, относиться к ним как к реальным людям. Еще мне было интересно проследить, как их любовь постепенно умерла. Люди с каким-либо личным опытом увидят себя в Присцилле и Элвисе, прочувствуют тот момент, когда оба в паре чувствуют конец отношений и спокойно его принимают.
Смотрели ли вы «Элвиса» База Лурмана?
Да, посмотрела прямо перед началом съемок, но не думаю, что он как-то на меня повлиял. Я ценю работу и стиль База, но мы снимаем совершенно разное кино. В его «Элвисе» о Присцилле почти ничего нет.
Как вы считаете, почему люди предпочитают не смотреть на темную сторону жизни Элвиса?
Мне кажется, что большинство не относятся к нему как к реальному человеку. Потому их так шокируют неприятные факты его биографии.
Важнейшая часть фильма — это мир 1960-х и 1970-х годов. Как вы его создавали с командой декораторов и художников?
Весело. Нужно было не только с точностью показать одежду, волосы и другие внешние атрибуты 1960-х, но и то, как люди себя вели. Тогда женщины почти не могли нормально работать, поэтому я рада, что родилась позже. Люблю сцену, когда Присцилла красится и накладывает ресницы перед поездкой в роддом. Это столько говорит о том, что значило быть женщиной в то время.
Вам не разрешили использовать песни Элвиса для саундтрека, поэтому вы записали свою музыку к фильму — это так?
Я знала, что мы вряд ли получим разрешение, но у меня в голове были и другие произведения, которые отражают тогдашний вкус людей к музыке и сходятся с моими личными представлениями о 1960-х годах. Мне было интересно искать что-то новое, отбирать те песни, которые понравились бы Присцилле, отражали ее эмоции лучше всего. В написании оригинальной музыки помог мой муж Томас Марс, он солист группы Phoenix.
Начало фильма «Присцилла: Элвис и я», где ноги девушки утопают в мягком ковролине, прямо кричит, что перед нами кино Софии Копполы. Можете ли вы назвать какие-то сцены в картине, которые кажутся вам наиболее «своими»?
Очень тяжело, потому что мое авторское решение можно найти в каждом кадре. Мне не хотелось бы превращать свой стиль в сборник клише, поэтому я заранее не продумываю решения сцен и приемы. Могу лишь сказать, что в моих фильмах постоянно грустные девушки лежат в спальнях.
Вездесущий ковролин — важная деталь, потому что Присцилла неслышно ходит по особняку, как призрак. С Элвисом она общается полушепотом, будто боится кого-то спугнуть. Как вы создавали интимную атмосферу в кадре?
Я изначально установила тон картины, и от него уже отталкивались актеры. Перед Джейкобом Элорди стояла задача найти тот голос, которым Элвис мог бы общаться не на пресс-конференциях, а с близкими людьми. У нас была маленькая съемочная группа — это помогло артистам чувствовать себя менее скованными перед камерой.
Почти все ваши фильмы о женщинах, исключением является только «Очень Мюрреевское Рождество» (2015). Хотели бы вы снять кино с мужским главным героем?
Конкретных планов пока нет. Мне кажется, что я лучше понимаю женщин, а потому о них и снимаю. С мужскими персонажами мне тоже нравится работать, один из любимых — Боб (Билл Мюррей) из «Трудностей перевода» (2003).
Первой вы утвердили в каст Кейли Спейни, а только потом Джейкоба Элорди. Помогали ли вы как-то актерам лучше понять персонажей друг друга?
До финального подтверждения я встречалась с актерами по отдельности и думала организовать общие пробы на камеру, но в итоге обошлись без них. Когда мы начали снимать, то все мои страхи о недостатке химии между актерами пропали. Будем честны: у Джейкоба с любым человеком возникнет химия, он харизматичный мужчина.
В «Присцилле» есть моменты психологического и физического насилия: как вы готовили актрису Кейли Спейни к ним?
У нас был координатор интимных сцен, который обычно нужен при съемке секса. В нашем случае он обговаривал с Кейли сцену, когда в нее Джейкоб кидает стул. Это было сложно снимать еще и с психологической точки зрения: после угрозы насилия Присцилла идет собирать вещи и рыдает, я не хотела много раз заставлять актрису переживать тяжелые эмоции. Поэтому мы сняли мало кадров.
В прошлом году Барби освободилась от Кена, а вы освободили Присциллу от Элвиса. Как вы считаете, ждет ли нас волна женских историй эмансипации?
Есть много еще не рассказанных женских историй, миру только предстоит их услышать.
Грета Гервиг, снявшая фильм «Барби», доказала всему миру, что женщины-режиссеры могут создавать мировые кассовые хиты. При этом сама Гервиг начала с тихого, фестивального кино. Хотели ли бы вы срежиссировать блокбастер?
Нет, мне безразличен успех среди широкого зрителя. Для этого нужно идти на огромные творческие компромиссы, я предпочитаю совсем другой принцип работы: делаю то, что хочу делать. Большой бизнес меня не привлекает.
Вы получали призы в Каннах и Венеции, но в интервью говорили, что находить финансирование фестивального кино тяжело. Должен ли как-то измениться американский кинематограф, чтобы лучше поддерживать независимых от студий режиссеров?
С годами становится сложнее, и стриминги кризисную ситуацию не исправили. Не хватает женщин и в руководстве компаний. Надеюсь, что следующему поколению режиссеров удастся изменить индустрию.
Беседовал Дмитрий Елагин