
Почему «Простая случайность» победила в Каннах

Одним абзацем
Мужчина, его глубоко беременная жена и маленькая дочь направляются домой. В пути у каждого есть дело: вести машину, заботиться о ближних, петь. Идиллию прерывает неприятный инцидент — водитель сбивает перебегающую дорогу собаку (благо, кровопролитие остается за кадром), и девочка тут же нарекает родителя «убийцей». После случившегося семья решает заехать в автомастерскую — там-то и происходит роковая встреча жертвы со своим обидчиком. Работник сервиса Вахид (Вахид Мобассери) узнает в посетителе тюремного мучителя — месть обещает быть страшной. Но прежде чем вершить правосудие, нужно удостовериться в личности офицера — помочь в опознании могут другие бывшие заключенные.
Подробнее
Джафар Панахи, кино и иранские власти всегда ходят рядом: режиссер снимает «вызывающие» фильмы, а правительство по цензурным соображениям за них карает. Нарваться на репрессии и даже на тюремный срок — дело для Панахи, можно сказать, обыденное, тем не менее он не останавливается в своем стремлении исследовать положение дел на родине. Последние работы режиссер снимал из-под полы, поэтому с производством «Простой случайности», несмотря на приостановление запрета на профессию, он осторожничал — фильм считается «полупартизанским проектом». Нарушений правил в нем, как видно в итоге, предостаточно, тем не менее после премьеры в Каннах Панахи поклялся вернуться в Тегеран.

По заявлению Панахи, персонажей он прописывал, опираясь на истории реальных заключенных, которые те сами ему рассказывали. Безусловно, помог и собственный опыт столкновения с властями. Так «родились» образы иранцев, жаждущих возмездия за сломанные жизни — работника автосервиса, журналистки (ныне свадебного фотографа), двух молодоженов в канун свадьбы и мужчины со взрывным характером, которого прихватили в минивэн с улицы в последнюю очередь. Столкновение с тем, кто пытал компанию в тесных тюремных камерах, оборачивается для каждого из них трудной моральной дилеммой: тягостнее всего пришлось предводителю мстителей Вахиду, который буквально раскопал могилу для обидчика еще в начале фильма.
После обнаружения «того самого» (или нет) офицера Вахид отпускает его из автосервиса, но не надолго: следит за его машиной, оглушает противника в подходящий момент, заталкивает в свой фургон и отвозит в пустыню на верную смерть. Похищение едва не оборачивается трагедией: надзиратель вот-вот будет похоронен заживо, но отчаянные мольбы о спасении заставляют Вахида остановиться. Что если лежащий в могиле человек с искусственной ногой — не тот, кто отбивал почки мужчине в тюрьме? Что если кажущийся поначалу знакомым голос все-таки принадлежит другому?
Сомнение и критическое мышление — вот что отличает Вахида и его товарищей от представителей властей. Прежде чем выносить вердикт, нужно удостовериться в фактах — таково основное правило, поэтому учитывается мнение большинства. Однако даже когда выносится единогласное «да», новоявленные палачи не спешат приступать к расправе. Возможное примирение мучителей и жертв — вот что волнует Панахи. Получая «Золотую пальмовую ветвь», он призвал соотечественников забыть о проблемах и разногласиях.
Когда больно, нужно смеяться. «Простая случайность» в этом смысле срабатывает идеально. Триллер и драма здесь соседствуют с комедией абсурда, причем такой, над которой хочется хохотать в голос. Бездыханный человек то ли в ящике, то ли в гробу и обозленная невеста в испачканном платье рядом — уже повод для смеха. Еще нервознее смешки становятся после встречи с охраной (или полицией) на парковке: не желаешь попасть под подозрение — плати. Нет кэша — имеется мобильный терминал. В целом же, героям не до смеха — по большей степени им (и зрителю тоже) охота выть, как попавшей в начале фильма под колеса собаке. Но Панахи успокаивает: «…кино — это зеркало общества… давайте постараемся не терять надежды». И правда, надежда греет.
Это шестая подряд победа Neon в Каннах — права на прокат поделены с MUBI. К настоящему времени российские кинокомпании не объявили о покупке «Простой случайности».