«Трудные подростки»: создатели социального проекта вокруг сериала — о его влиянии на общество
Как вам кажется, как сериал «Трудные подростки» повлиял на общественную жизнь?
Наталия Голодова: Общее количество просмотров пяти сезонов сериала составило примерно 400 миллионов. Около 2 миллионов взрослых смотрели проект, видели контакты различных НКО и QR-коды в титрах. Это были чьи-то родители, сестры, братья, близкие. Они увидели жизнь нового поколения, узнали о его проблемах. Люди могли вспомнить о похожих ситуациях, задуматься о проблемах подростков, возможно, начать общаться с ними.
80% нашей аудитории — подростки, это примерно 8 миллионов человек. Каждый из них имеет свои личные проблемы и трагедии. В каждой серии именно для них мы оставляли контакты некоммерческих организаций. Мы с актерами распространяли в социальных сетях карточки с информацией об НКО по различным темам и городам, и дети по этим контактам обращались за помощью к организациям.
Раньше я склонялась к тому, что проект ориентирован только на подростков. Потом поняла: он помогает еще и взрослым, пытающимся выстроить коммуникацию со своими детьми. Я тоже мать, и я рада, что принимала участие в этом проекте: он помог мне лучше понять сына. Необходимо быть открытым, не лгать, слушать и слышать друг друга. Я рекомендую взрослым смотреть этот сериал вместе с детьми и не бояться обсуждать любые сложные темы, будь то секс, наркотики, алкоголь, беременность или буллинг.
Мария Залунина: У нас была сверхзадача. Мы хотели, чтобы те миллионы ребят, которые влюбились в сериал, имели возможность получить помощь, поддержку, поняли, что рядом есть взрослый и что просить о помощи не стыдно.
Благодаря нашему проекту сейчас в Государственной думе обсуждаются инициативы по противодействию буллингу, создаются законодательные акты по этой теме. Скоро появится система навигации для подростков по всем молодежным инициативам брендов, медиа, государства и НКО. Такой сайт делает «Национальная Медиа Группа» — это результат пятилетней работы с подростками.
Мы изменили и саму индустрию — первыми создали помогающий чат-бот и интегрировали его в сериал. Далее нашу инициативу подхватили другие продюсеры, другие платформы, и нас это очень радует: они могут чем больше наших коллег будет осознавать свою способность влиять на судьбы зрителей, тем больше мы вместе сможем сделать для наших детей.
Реальные трудные подростки действительно заинтересованы в таком разговоре о своих проблемах? Вы уверены, что они смотрят сериал не просто ради развлечения?
Голодова: Подростки чаще смотрят контент как развлекательный, но благодаря ему они обсуждают свою жизнь и поступки друг друга, поднимают глобальные вопросы. Мы тщательно собирали информацию в течение пяти лет, анализировали комментарии на YouTube, в соцсетях. Подростки пишут нашим актерам: «Благодаря тебе и твоему герою я изменил свою жизнь, взгляды». И таких комментариев много.
Залунина: Мои коллеги из региональных НКО передают много восторженных отзывов. Сотрудникам центров стало проще понимать ребят, проще говорить с ними, обсуждая сериал и сцены из него. А ребята увидели, что взрослые открыто говорят о важном на примере этого контента.
Чат-бот «Трудно подросткам» вы запустили в Telegram во время создания третьего сезона сериала в 2021 году. Он предоставляет тинейджеру, попавшему в тяжелое положение, всю нужную информацию. Как появилась эта идея?
Залунина: Во втором сезоне мы решили сделать кампанию против буллинга — именно эту тему особенно часто поднимали зрители, обращаясь в личных сообщениях к артистам сериала. Мы интегрировали в каждую серию телефон горячей линии Фонда помощи детям в сложных жизненных ситуациях. Туда поступили десятки тысяч звонков от ребят из разных регионов. Но, увидев статистику, мы были в шоке. Намного чаще дети говорили со специалистами горячей линии не о буллинге, а об отношениях с родителями, об одиночестве, о нежелании жить, о страхе. Мы поняли, что к третьему сезону мы должны усилить помощь, подключить больше НКО, дать возможность ребятам решить их проблемы. К сожалению, продолжить сотрудничество с федеральной горячей линией не получилось. И мы стали ломать голову, как же максимально эффективно вшить все ответы и контакты всех помогающих организаций в один инструмент.
Идею с чат-ботом предложили коллеги из образовательного медиа «Мел», они сказали, что могут помочь нам быстро и качественно сконструировать чат-бот, а ответами станут статьи из «Мела». Так родился чат-бот «Трудно подросткам». К выходу четвертого сезона в 2022-м мы доработали его с подростковыми психологами, которые каждый день работают с ребятами в сложных ситуациях. Они помогли нам создать ответы на возможный запрос подростков. А еще мы запустили второй чат-бот в группе сериала VК, где на тот момент было уже 300 тысяч подписчиков. Всего, по нашим данным, к чат-ботам обратились более 60 тысяч ребят.
Как вам кажется, почему подросток, даже если он живет в благополучной семье, вдруг становится «трудным»? Что делать родителю в такой ситуации?
Голодова: Как и кто «маркирует» ребенка, где проходит та черта, за которой из нормального и благополучного человека он превращается в ненормального и неблагополучного? У меня нет ответа на эти вопросы, для меня деление детей на «благополучных» и «неблагополучных» не имеет смысла, поэтому я не рассуждаю в таких категориях. Что делать родителю, если ребенок стал «трудным»? Любить. Удивительно устроен мир: взрослые терпят надоевших начальников, нелюбимых партнеров, утомительных друзей, но как только дело касается любимых детей, то сразу «нет сил», «само рассосется», ну и классический «авось». Кричите им, что любите, что они нужны, что вы готовы помочь, и помогайте.
За время производства сериала я поняла, что любая девочка в подростковый период может столкнуться с сексуализированным насилием, забеременеть и не знать, что делать. Наша главная задача как взрослых, как родителей и как продюсеров — показать выходы из трудной ситуации и способы вернуться к нормальной жизни.
Залунина: Наступает момент взросления, когда ребенок должен сепарироваться от родителей. У каждого этот момент проходит по-своему, но каждый должен этот период пройти именно в подростковом возрасте, иначе потом возникнут более серьезные проблемы. Иногда ребенок бунтует на пустом месте — это выражается и в его поведении, и в имидже. Это способ поиска истинного себя, отдельного от родителей, поиск путей самовыражения. В этот момент авторитетами перестают быть близкие домашние, ребенок начинает искать авторитет вовне. Он не понимает, что происходит с ним внутри, что включились гормоны и психологические процессы, он переживает, страдает, ищет опору.
Чем сильнее близкие давят на него в этот момент, тем сильнее он вырывается. Кто-то находит фигуру для подражания в музыке, в кино, кто-то — на улице в плохой компании, кто-то — в спортивном зале или в игровой реальности. Родители этого не понимают. Тут и начинаются сложности. Мама хочет вернуть своего удобного, послушного малыша, папа хочет сохранить контроль. И никто не в состоянии услышать своего ребенка и понять, что происходящее — хорошо. Было бы хуже, если бы он продолжал оставаться таким же, каким был в 9 лет.
Что важно учитывать при продюсировании контента, вдохновляющего на социальные изменения?
Залунина: Такой вид контента называется импакт-контентом. Во-первых, нужно определить запрос зрителя. Во-вторых, при создании импакт-проекта нужно опираться на очень серьезную экспертизу темы, с аналитикой и проработкой со специалистами, иногда — с целыми институтами. В-третьих, нужно заранее просчитывать пути достижения максимальных эффектов в решении той или иной задачи с помощью контента.
Голодова: На мой взгляд, продюсирование импакт-контента ничем не отличается от продюсирования любого другого продукта, главная задача продюсера — сделать качественный продукт. Основное различие — стратегия продвижения и коммуникации со зрителем. Когда я сама думала, как нужно выбирать социально значимую тему, которую ты хотел бы интегрировать в продукт — это может быть не только сериал, но реалити, документальный проект, шоу, — то опиралась на то, что может изменить мир к лучшему.
Какие социально значимые проекты, созданные в России в последнее время, вы могли бы выделить?
Голодова: Программа Пятого канала «День ангела», потому что она решает проблемы детей из детских домов. «Пацанки» на телеканале «Пятница», потому что там учат девушек и женщин страны обращаться к психологам в случае сексуализированного насилия, не замалчивать проблемы, духовно раскрываться. Фильм «Нормальный только я» показывает людям, что нет «особенных» детей, каждый — индивидуальность. Сериал «Не дождетесь» о доме престарелых затрагивает тему коммуникации разных поколений. Это первое, что пришло в голову. Конечно, есть и множество других проектов
Залунина: Проект «Киона» — чат-бот «Рука помощи», помогающий людям, столкнувшимся с насилием. Проект продюсерского центра «Лампа» — короткий метр Ивана Соснина «30 секунд». Фильм Артема Метелева «Семья вместо детского дома». Наш сериал «Неверные», который можно увидеть на Wink, тоже хочется выделить, в нем поднимается очень сложная тема — разводы, семейные судебные процессы. После этого проекта был создан сайт трезвожить.рф, который помогает людям с алкозависимостью. Хочу выделить проекты «СТС» «Суперниндзя» и «Суперниндзя. Дети» — это духоподъемные патриотические шоу о здоровье, силе духа, вере в себя, любви к родине и важности семьи.
Кто, по-вашему, достоин стать лауреатом премии «Сделано в России» в номинациях «Кино» и «Общество» в этом году?
Голодова: «Далекие-близкие», «Повелитель ветра», «Здоровый человек», «Крецул» — и многие другие фильмы. Ну и «Трудные подростки». Я оцениваю кино не только как продюсер, но и как мама десятилетнего мальчишки. Сейчас я часто смотрю контент с оглядкой на него, думаю, что он скажет.
Залунина: Пожалуй, пока никто. Пока не было проекта, который бы существенно повлиял на общество в позитивном ключе.
Беседовал Алексей Черников