Что почитать? Отвечают участники книжной ярмарки non/fiction
В прошлые выходные в Москве прошла международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction. На какие книжные новинки оттуда стоит обратить внимание, «Сноб» узнал у участников программы — писателей, издателей и литературных критиков
Люба Макаревская, поэтесса, писательница
Я бы выделила «Нацию прозака» в переводе Ольги Брейнингер — роман впервые вышел на русском и стал моим любимым в этом году. Это текст, который заставляет делать перерыв при чтении от мучительного узнавания себя самой.
Большим и важным событием для поэтического мира кажется «Ариэль» Сильвии Плат. Как и в случае с «Нацией прозака», сборник впервые выходит на русском в его первоначальной версии.
Из русскоязычных новинок — «Золотинка» Евгении Некрасовой и совсем новые «Пути сообщения» Ксении Буржской. Обе книги активно работают над осмыслением травматичных событий последнего времени.
Ксения Буржская, писатель, поэт
У Шамиля Идиатуллина вышел неплохой роман «До февраля». Эта книга выглядит как остросюжетный триллер, но на самом деле она скорее о психологизме, как умеет Шамиль.
Михаил Турбин, писатель
Мохамед Сарр, «В тайниках памяти». Роман молодого французского писателя сенегальского происхождения, удостоенный Гонкуровской премии. Захватывающая история о поисках таинственного автора из прошлого молодым литератором из настоящего.
«До февраля» — новый роман Шамиля Идиатуллина о серийном убийце в провинциальном городке.
Поэтический сборник «Как умирают машинисты метро» прозаика и драматурга Дмитрия Данилова. Его поэзию нельзя не любить: она честна, открыта и прекрасно отражает наше время.
Роберт Макки, «Персонаж. Искусство создания образа на экране, в книге и на сцене». Третья в серии (после «Истории на миллион долларов» и «Диалога») и заключительная книга самого авторитетного сценарного учителя в мире. Исчерпывающий учебник по созданию интересного сюжета и героя.
Станислав Дединский, историк кино
Из неожиданных открытий — абсолютная новинка, книга дневников Ричарда Викторова, одного из замечательных советских режиссеров-фантастов. В этом году впервые издан его личный архив. Книга недешевая, но весьма интересная.
Еще, наверное, сборник «Человек с бриллиантовой рукой» — книга о Леониде Гайдае, которую к столетию режиссера подготовило издательство «Новое литературное обозрение». В ней почти нет киноведов, но есть культурологи, специалисты других гуманитарных областей, и их точка зрения иногда неожиданна. То, что они пишут, вряд ли могло прийти в голову историку кино.
Любопытным кажется новое издание книги Андрея Звягинцева «Левиафан», где режиссер покадрово разбирает одноименный фильм. Несколько лет назад выходило довольно дорогое издание, в этом году его обновили, сделали компактнее, по более доступной цене.
Из недавнего рекомендую замечательную книгу Льва Наумова «Итальянские маршруты Андрея Тарковского» о создании «Сталкера».
Михаил Визель, литературный критик
Неожиданно для себя купил маленькую книжечку «Азбука царевича Алексея Петровича». Удивился, что она существует. Я знал, что у несчастного сына Петра Первого была какая-то азбука, но о том, что она до нас дошла и имеет какую-то художественную ценность, узнал только сегодня.
С большим удовольствием приобрел книгу Анны Десницкой «На краю света». Десницкая — известный художник, иллюстратор, автор комиксов. Книга о том, как подростки, мальчик и девочка, общаются, находясь на разных сторонах земного шара.
Я очень рад, что вышла книга Шамиля Идиатуллина «До февраля». Это детектив с довольно кровавым сюжетом. Идиатуллин со своей авторской оптикой осмысляет тот мир, в котором мы оказались после февраля.
Павел Басинский, писатель, журналист
«Алексей Толстой. Играть самого себя» — это переиздание самой лучшей биографии «красного графа» Алексея Толстого авторства Алексея Варламова.
Интересна книга Владислава Отрошенко «Драма снежной ночи. Роман-расследование о судьбе и уголовном деле Сухово-Кобылина». Это потрясающая история о том, что русский писатель, возможно, был убийцей. О совместимости гения и злодейства.
Большим удивлением стала альбом-книга «"Доктор Живаго" в рисунках Леонида Пастернака». Издатели очень интересно соединили ранние рисунки отца и роман сына в единое целое, притом что книги Леонид Осипович не видел: художника не стало в 1945 году.
Ольга Брейнингер, писатель, переводчик, литературный критик
«Салюты на той стороне» — второй роман Александры Шалашовой, двукратного лауреата премии «Лицей» в номинации «Поэзия». Влияние поэтического в «Салютах» очень сильно. Это помогает усиливать тревожный фон романа, работает на его трагическую интонацию. 11 детей-рассказчиков эвакуируют из города в санаторий на другом берегу реки. Когда мост, соединявший их с внешним миром, взрывают, детей охватывает тьма.
«Могут ли угнетенные говорить?» Гаятри Чакраворти Спивак в переводе Дмитрия Кралечкина. Культовое эссе исследует мир людей, чьи голоса в общественном дискурсе не слышны. Такие лишенные права голоса группы автор, вслед за Антонио Грамши, называет «угнетенными» (subaltern). Спивак резюмирует, что они обречены на молчание, если само общество не найдет им места и не включит в публичную сферу.
«Реплики 2020» Мишеля Уэльбека в переводе Нины Кулиш, Ирины Стаф и Марии Троицкой. «Реплики» — 30 лет напряженной интеллектуальной работы, острой мысли, точных, иногда язвительных формулировок одного из главных писателей современности. Сборник эссе и заметок дает детальную и объемную картину нашего мира, поразительно верную даже в 2023 году.
Ася Володина, писатель
Хелена Побяржина, «Валсарб». Дебютный роман белорусской писательницы, в котором маленькая девочка сталкивается с мистическими событиями. Уже в силу того, насколько слабо мы себе представляем белорусскую литературу, роман стоит ознакомления, тем более что язык здесь — отдельный герой, на это намекает и название книги.
Шамиль Идиатуллин, «До февраля». В жанровую оболочку детектива автор вкладывает социальный смысл, за счет чего получается сильное высказывание.
Ксения Буржская, «Пути сообщения». В этом романе параллельно рассказываются истории двух Нин, одна из которых живет в 30-е годы прошлого века, а другая — в 40-е нашего, и она искусственный интеллект. Мы знаем много историй о «восстании машин», но Буржская — евангелист «Яндекс.Алисы», она работала над созданием голосового помощника и, как никто, знает, как об этом писать.
В чем-то пересекается с Буржской роман Исабель Альенде «Виолета». Сюжет разворачивается между двумя пандемиями — испанского гриппа и коронавируса. Альенде работает в жанре магического реализма, хорошо знает историю своего края, изрядно пострадавшего от «испанки», а также жестокую и безжалостную даже историю своей семьи: ее дядя Сальвадор Альенде был смещен с поста главы Республики Чили Аугусто Пиночетом. Автор в очередной раз обращается к XX веку, чтобы показать, что мы, может быть, так ничему и не научились.
Подготовил Егор Спесивцев