Рома Декабрев: «Гнездо синицы». Часть одной игры
Участник международного форума молодых писателей России, стран СНГ и зарубежья «Липки», Рома Декабрев написал роман-иллюзию, главный герой которого пытается придать смысл докучливой сцене из детства, а реальность, подлинные и мнимые воспоминания объединены в странную игру. «Сноб» публикует отрывок из книги, вышедшей в издательстве «Альпина нон-фикшн»
Апрель, 23
Я слышу муху. Я ее не вижу, ведь чуть больше месяца назад ты прикрыла мои глаза своей ласковой рукой, напрочь лишив меня даже потенциального желания противиться внешней воле. Честно говоря, я всегда считал, что присутствие мух в подобных местах (вдруг стало как-то неловко произносить «морг») недопустимо. Я отчетливо слышу жужжание то приближающееся, то удаляющееся, без особых надежд пытаясь визуализировать его источник, а в это время лезвие ножа щекотно скользит вниз по моей правой икре вдоль большеберцового нерва до самого ахиллова сухожилия.
Я пытаюсь отвлечься, чтобы не расколоться. Лежу с глупой улыбкой на лице, затаив дыхание. Зачем? Может быть, потому, что не хочу пугать (удивлять) тебя лишний раз, но, скорее, просто выжидаю момент без какой-либо конкретной цели.
«Чик», — щелкнул затвор фотоаппарата, чем привлек внимание рабочих, собравшихся пойти на перекур.
Стена, отделяющая мою будущую студию от шахты лифта, столь тонка, что любой шорох механизма, не встречая препятствий на своем пути, проникает в мою несчастную голову. Сколько здесь этажей? Двадцать? Тридцать? Очевидно, чем выше здание, тем больше лифтов требуется и тем чаще они будут перемещаться вверх-вниз. От этой очевидности не легче: мной завладевает не совсем уместное ощущение, будто это не муха летает туда-сюда, а лифт, и мне с легкостью удается представить парящий в пустом пространстве металлический ящик, а чертову муху — нет, как бы я ни напрягал свое воображение. Пучеглазая голова, лапки, крылья, брюшко — по отдельности они вроде бы все тут, передо мной, но отчего-то никак не желают собираться в единое целое — в живое. Никто не готовил меня к тому, что в итоге тело мое будет разобрано на части, подобно моей гипотетической мухе, и что я буду отчетливо чувствовать, как лезвие бесцеремонно нарушает целостность моего существа. Стоит ли теперь негодовать из-за того, что вокруг меня кружат надоедливые лифты?
— Придется изрядно потратиться на звукоизоляцию, — произношу.
Изначально сомнительной казалась затея обустраивать жилое помещение посреди оживленного офисного пространства, не приостанавливая при этом деятельность компании, дабы не нести дополнительные убытки. Мне и самому было несколько неловко, даже стыдно, ведь проведение строительно-отделочных работ неизбежно связано с шумом, пылью и прочими неудобствами для коллектива. Но перепланировка, помнится, была моим главным требованием при трудоустройстве. На скорую руку мной был набросан план помещения с соответствующими пометками:
- Никакого гипсокартона и ровных углов, мне подходит лишь вишня, слива или иная натуральная древесина.
- Сооружение должно напоминать черепаху (но не быть ей), и чтобы входить и выходить можно было из «головы».
- Для внутренней отделки стен предпочесть зеленый цвет (виридиан), он удачно сочетается с элементами из дерева.
- Однотонные обои, высокий бордюр.
- Можно даже капельку лепнины, аккуратно (терпеть не могу лепнину (она пошла и нелепа).
По ходу строительства возникали и другие замечания, я не знал, кому их следует передавать, потому так и хранил скомканные клочки исписанной бумаги(1) в большом кармане халата. Даже несмотря на точность формулировок, монтаж продвигался очень медленно, сроки то и дело срывались, а рабочие вместо того, чтобы заделывать швы, курили на лестнице, ей-богу, как черти да перетирали мне кости. Шли месяцы, одни подрядчики сменялись другими, но к какому-либо заметному прогрессу это не приводило. В свою очередь, по контракту это влекло то, что я мог не приступать к выполнению трудовых обязанностей в полном объеме. Отчасти поэтому я не очень-то торопил события, позволяя безделью привносить в мою жизнь некоторую расхлябанность. Спустя полгода и без того вольготный режим сбился окончательно; я ложился спать поздно и где попало, просыпался я тоже поздно, обычно прямо на чьем-нибудь рабочем столе, обнаруживая над собой обиженного владельца; затем, раскачавшись, я накидывал халат(2) и шел в общую уборную чистить зубы и умываться.
Чтобы смыть остатки сна, нужно набрать в ладони ледяной воды и тереть-тереть-тереть — лучшего рецепта еще не придумано; в самом разгаре тонизирующего процесса я не выдерживаю и подглядываю сквозь тоненькую щель между ресницами, впиваясь в пространство секционного зала, да так жадно, будто последние десять лет был совершенно слеп. Я жажду увидеть надоедливую муху, чтобы лифтам впредь было неповадно нарушать законы физики и банальной логики. Но еще больше я желаю, чтобы вместо ступни, ты низко наклонилась над моим лицом, ближе, еще ближе — практически вплотную, еще немного — и я почувствую твое дыхание(3), а прямо надо мной повиснет пара глухих отражений в твоих глазах. Но даже и тогда я не выдам себя и не моргну! Мне кажется отчего-то, будто эти отражения принадлежат не мне, а кому-то другому. Говорят, люди меняются, становятся непохожими сами на себя после… но это не суть. Главное, что твое внимание мне льстит и теперь, льстит и одновременно пугает, а я не подаю вида, снова и снова предпринимаю тщетные попытки смыть водой невинный трепет, который испытываю перед тобой, будто все еще являюсь тем самым ребенком, перед чьим носом ты держала пустое гнездо.
Из кабинки показался удивленный сотрудник.
— Совещание через три минуты, — сказал и пошел дальше.
— Дружище, — кричу я ему вслед, — пора бы уже и привыкнуть! — А сам эксперимента ради поднимаю руку. Немного с запозданием чужое отражение поднимает ногу. — Как ты это делаешь?
— Ты должен спасти их.
— Как?
— Делай то, что хочешь. Только то, что хо-че-шь. — Отражение не выдерживает и смеется, сначала едва, а затем надрывно, до тех пор, пока я, охваченный внезапным порывом эмпатии, тоже не начинаю смеяться. Тогда оно вдруг замолкает, показательно громко вздыхая, будто мне не выкупить этой шутки вовек.
«Чик», — щелкнул затвор фотоаппарата, сработала вспышка, все в офисе разом повернулись к приоткрытой двери мужского туалета.
— Не обращайте внимания, это просто я. — Уже некоторое время меня преследовало ощущение, будто все сотрудники офиса сговорились и объявили мне бойкот.
Будь я на их месте, я бы тоже объявил себе бойкот, в том смысле, что я вполне могу понять своих коллег(4), но меня все равно забавляло их напускное молчание и временами даже подзадоривало. Так, совершая свой привычный предобеденный променад, я вдруг ощутил сильное желание их слегка растормошить, преподнести урок осознанных сновидений.
В воздухе привычно для этого часа суетилось: кофе во всем разнообразии(5) был разлит по кружкам десятью минутами ранее и теперь остывшим залпом допивался; последние мировые новости вскользь обсуждены; акулы офисного мира и чуть менее крупная рыбешка спешно стягивались в переговорную, которая благодаря удачному угловому расположению напоминала аквариум на фоне столичных сизых облаков. Каждую пятницу служащие моего отдела(6) устраивали представление для единственного зрителя в моем лице. Неумелые актеры, они наигрывали как лоси, когда водили беседы за проджекты и кейсы, хватались за головы, критиковали абстрактные процессы, с важным видом иллюстрируя их графиками вверх-вниз, японскими свечками, диаграммами и — самое тошное — своим самодовольным смехом. Обычно я в своем пятничном халате(7) оставался снаружи и от скуки фланировал по безлюдному пространству офиса, тайком наблюдая за тем, как серьезные дяди и тети стараются не замечать моего скромного присутствия. И снова этот самодовольный паскудный смех. Я не обидчивый, верно, виной всему пресловутые вспышки на Солнце или полная луна, но в тот день мое туловище решило почтить собрание своим присутствием; я и до этого предпринимал пусть вялые, но все же честные попытки приобщиться к коллективу и к деятельности компании в целом: начиналось это наваждение с того, что мне вдруг становилось совершенно необходимо разобраться, чем мы(8), собственно, торгуем, кого консультируем, какие юридические услуги оказываем, правда, спустя каких-то два-три часа я уже подыхал от скуки, глядя на виляющую задом суть. В тот момент, когда со скрипом(9) за мной закрылась дверь, слово взял один из новичков — я, как увидел, сразу же назвал его Алешей. Был он с виду ну прям Алеша. Алеша принялся пояснять нюансы своей деятельности на фоне наскоро склеенной презентации (что-то про оптимизирование взаимодействия компании с представителями ме-ме-ме бе-бе-бе). Оратор из Лешки выходил весьма посредственный, он то и дело запинался, местами чрезмерно важничал, краснел и как-то слегка подергивался, обнаруживая в своей речи очередной промах. Когда же он закончил, скучающие слушатели лениво повылезали из телефонов, чтобы отвесить пару лицемерных комментариев:
— Достойное выступление.
— Можешь, пожалуйста, скинуть последний слайд с источниками?
— Молодчина!
— Компания нуждается в таких людях, как ты.
— Твоя работа очень важна.
— Жалкое зрелище, это было скучно и не умно, — сказал я, и все присутствующие разом повернулись на меня, поражаясь вопиющей откровенности, как будто их честное мнение в корне отличалось от моего.
— Весьма неплохо, — прервал неудобную паузу ведущий проджект-менеджер(10), похлопав Лешку по плечу, а меня наградил презрительным взглядом. — Спасибо! На сегодня все, можете расходиться. Не ты.
— Я?
— Дружище, — обратился он ко мне панибратским тоном, — зачем ты так с ним? Он же только устроился, пусть тренируется, не каждый с ходу делается Марком Аврелием.
— Марком Аврелием?
— Знаменитый римский оратор. Никогда не слышал? — Не успел я помотать головой, как он продолжил: — Не знаю, кем ты и твой приятель Пьеро приходитесь директору, каким раком вы вообще тут забыли, но кем бы ты ни был, это не позволяет тебе оскорблять моих сотрудников. Запомни это.
— Постараюсь.
— Постарайся уж, будь добр, — повторил он, но вдвое громче, чтобы как можно больше ценителей кулуарных бесед на повышенных тонах смогли вовлечься в эту игру. — Каким бы крутым спецом ты ни был, это не дает тебе право…
Вот так началось сегодняшнее утро. Под моим приятелем ученик Марка Аврелия подразумевал пугающего старика в костюме арлекина, сошедшего будто с картины Бенуа, который иногда появлялся в офисе; он просто стоял с кошкой на руках и таращился в одну точку — безыдейные сотрудники прозвали его Пьеро. Понятия не имею, с чего вдруг Пьеро заделался мне в приятели, в конце концов, черт с ним, как я уже говорил, я не из обидчивых.
Закроешь глаза, досчитаешь до десяти, потягивая ноздрями почти что «горный воздух» из сплит-систем такой-то такой-то фирмы — «вдохни принадлежность к высшему», — слышится равномерный звук шагов, кто-то изредка кого-то пресечет, и снова щелчки мышкой, тихие постукивания клавиатуры — цельный ансамбль из стекла, пластика и человека. В такие моменты я отчетливо чувствую, как декоративные сухие кусты, расставленные по углам в больших глиняных вазах, шурша отворачивают от меня свои ветви. Я на время исчезаю. Лишь слышимое где-то на заднем плане жужжание мухи вносит некоторый хаос, своими эпилептическими перемещениями наталкивает мысли на ложку, которой небрежно мешают сахар в кружке черного, как безлунная ночь, кофе(11).
(1) я строчил их ежедневно, и вскоре их скопилось так много, что они буквально вываливались из карманов
(2) который всегда валялся где-то неподалеку
(3) когда не обладаешь своим собственным дыханием, эта мелочь становится значимой
(4) между прочим, чтобы объявить себе бойкот, мне даже не нужно ставить себя на чье-то там место
(5) капучино, латте, раф, на обычном молоке и на альтернативном, и мой любимый — черный
(6) включая удаленных работников
(7) пятничный халат — бледно-розовый с длинным ворсом, зелеными манжетами, (8) воротником и поясом (на каждый день недели у меня был свой уникальный единственный халат)
(8) указание на общность — доктор говорит, что это хорошо
(9) никогда раньше не скрипела
(10) предположительно
(11) мой любимый
Приобрести книгу можно по ссылке.