В Челябинске запустили производство шаровых кранов большого диаметра — в чем их особенность
В Челябинской области запустили производство шаровых кранов большого диаметра. Продукция «Уральского завода специального арматуростроения» (УЗСА) позволит российской нефтегазовой отрасли избавится от импортной зависимости, которую еще несколько лет назад можно было назвать тотальной. Подробности — в материале «Сноба»
«Уральский завод специального арматуростроения» (УЗСА) запустился в 2017 году, спустя шесть лет здесь начали серийно производить шаровые краны большого диаметра — уникальные для России устройства, которые позволят снизить зависимость нефтегазовой отрасли от импорта как минимум на 90%.
Шаровые краны — сложные затворные механизмы, которые применяют на объектах добычи, переработки, транспортировки и хранения природного газа. В случае с УЗСА речь идет об устройствах, способных работать в экстремальных условиях: на месторождениях с высоким содержанием сероводорода, диоксида углерода, при высоком давлении и экстремально низких температурах рабочей среды (до +350 °С и –196 °С).
Например, шаровые краны УЗСА поставляют на месторождения «Газпрома» в Астраханской области, где добывают пластовую смесь со сверхвысоким (более чем 25%) содержанием сероводорода и углекислого газа (16%). Оборудование УЗСА выдерживает такие условия благодаря, в том числе, обработке шаровых кранов карбит вольфрамом — сверхпрочным и износостойким соединением.
«Каждый кран, который мы производим, в какой-то степени уникален. Если сравнивать с автомобилестроением, это что-то вроде Rolls-Royce в области арматуры», — объясняет гендиректор УЗСА Михаил Кофлер.
Помимо Астраханской области продукция «Уральского завода специального арматуростроения» установлена на «Северном потоке», Бованенковском месторождении «Газпрома» на полуострове Ямал и еще более чем на десяти предприятиях.
Ушли от импорта
По словам Кофлера, челябинский завод построили, чтобы закрыть вопрос с зависимостью от импорта. «Нужно было осваивать новые технологии, покупать и запускать оборудование», — поясняет Кофлер.
В создание производства шаровых кранов в Челябинске инвестировали 3 млрд рублей, из которых 670 млн в виде льготных займов «Уральский завод специального арматуростроения» получил от Фонда развития промышленности.
По словам директора ФРП Романа Петруцы, УЗСА стал 600-м производством, открытым при поддержке фонда: «Льготные займы ФРП востребованы российским промышленным бизнесом <...> предприятия могут получить "длинные и дешевые" деньги под 1% или 3% годовых». За последние восемь лет Фонд развития промышленности профинансировал уже 1300 проектов.
Сейчас на УЗСА создан полный цикл производства шаровых кранов. И, как говорят сотрудники завода, предприятие почти на 100% избавилось от импортной зависимости в комплектующих.
«Наш завод не только производит и разрабатывает новые уникальные устройства, но и “тянет” за собой смежные отрасли. Например, российские производители осваивают производство новых типов уплотнителей, которые способны выдерживать работу в том числе и в экстремальной среде. Раньше их закупали в Европе», — отметил в разговоре со «Снобом» начальник управления продаж УЗСА Алексей Ганин.
Челябинский завод готов выпускать от 500 до 1200 кранов в год (в зависимости от размера), но спрос на них в стране гораздо выше, добавляет Ганин: «Я бы не называл то, что мы делаем, импортозамещением, у нас более сложная задача — добиться полной импортонезависимости. Добыча нефти и газа не может зависеть от зарубежных технологий, пусть даже китайских. Поэтому ждать “разворота на Восток” и чьей-то помощи я считаю неправильным — российская промышленность должна быть самодостаточна».
Автор Ольга Обыденская