![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/194958368_2942068312675113_1236699796691806082_n_zBhT84I.jpeg)
Зачем туристам ехать к железорудному месторождению в Железногорске
![Фото: Маша Берлинер](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/2c/93/2c93e53a8e6300995fc3af402e90490257979ab012eca2f28561bc63169140f1.jpg)
В США и Европе промышленный туризм развивается с XX века: в Великобритании желающие могут попасть на завод Bentley, в Германии — увидеть, как собирают самолеты Airbus или готовят шоколадки Ritter Sport. Таких программ — десятки. В России же сегмент промтуризма только начинает развиваться. Этим летом туристов начали принимать на одном из предприятий «Металлоинвеста» — Михайловском горно-обогатительном комбинате имени А. В. Варичева.
До Железногорска из Москвы можно добраться на машине или поезде Москва — Курск (шесть и семь часов пути соответственно). Одна беда — на станцию Михайловский рудник состав приходит в 5:19 утра. Для экскурсии рановато — значит, нужен отель. Один из вариантов — гостиница «Железногорск». Это самый удобный вариант, поскольку сейчас экскурсия начинается с Дворца горняков, который находится буквально в 100 метрах от отеля. Скоро в гостинице будет оборудован информационно-туристский центр, который станет новой стартовой точкой всех экскурсий.
![Фото: Маша Берлинер](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/5e/c2/5ec23cf14c608395bfa5434697f7d7f1e3fbb7c97df9116d160525cc21fdd216.jpg)
Все экскурсионные маршруты, разработанные на МГОКе, начинаются с посещения музея Михайловского месторождения. Тут гостям рассказывают о Курской магнитной аномалии, открытой в 1773 году российским астрономом Петром Иноходцевым, и о начале промышленного освоения Михайловского железорудного месторождения.
Здесь же, в здании Дворца горняков, недавно появился симулятор работы на экскаваторе — с помощью VR-очков и двух джойстиков, которые идентичны настоящим органам управления, можно «погрузить» в самосвал необходимое количество руды. Время, как и в реальной рабочей смене, ограничено, реалистичность — максимальная. С первого раза получается не у всех.
![Фото: Михайловский ГОК](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/c5/f9/c5f96615bf9394148ddc35e6e19238405cc3ee05b067bd5f61c0dd2adb1632b8.jpg)
![Фото: Маша Берлинер](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/06/ef/06efca88077235e9353626fbb59a1f61103ff797450dd18a54db758c5cfff849.jpg)
Дальше гостей МГОКа ждет инструктаж, после которого каждый участник экскурсии расписывается в журнале посещений и получает спецодежду. Тут все серьезно: каска, куртка, штаны, ботинки с металлическим носом, очки, беруши и респиратор. Внутри фабричных помещений опасно, очень шумно, на последнем этапе производства дышать без специальной маски нельзя, а туристов с астмой туда не пускают. О диагнозе нужно заранее рассказать экскурсоводу и учитывать наличие заболевания при выборе программы.
Переодевшись, едем на вторую точку маршрута — карьер Михайловского ГОКа.
Гранд-карьер
Смотровую площадку на краю карьера открыли совсем недавно, установив здесь оформленную в фирменном стиле «Металлоинвеста» арка.
![Фото: Маша Берлинер](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/d9/1f/d91f0eac26c24ba00415ef61001b50aea5c46cc021ece86e5189300fd9422329.jpg)
С этой точки большие шагающие экскаваторы и 240-тонные БелАЗы кажутся крошечными, их размер — не больше ногтя. Конечно, это оптическая иллюзия — техника находится очень далеко и глубоко: длина Михайловского карьера — 5,9 километра, ширина — 2,6, а самая глубокая его точка — 383 метра. Для сравнения: высота башни «Федерация» в столичном Сити — 374 метра.
![Фото: Маша Берлинер](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/82/17/821716c70dc5b556cfe09f0100e195caf380594f588e8510ac6b3ff5b6ff78b8.jpg)
Кстати, про БелАЗы. Одну из таких машин, проработавшую в карьере почти 14 лет, установили прямо на смотровой. Теперь 130-тонный БелАЗ, как замечают сотрудники МГОКа, — любимый арт-объект гостей предприятия, фото, сделанное рядом с ним и опубликованное в инстаграме, — must have для промышленного туриста. Действительно, как не сфотографироваться с машиной, высота колеса которой 3,6 метра и в чей кузов может поместиться однокомнатная квартира? Один такой БелАЗ за год перевозит количество руды, которого хватило бы на изготовление всех металлических конструкций Крымского моста или сразу девяти Эйфелевых башен.
![Фото: Маша Берлинер](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/a3/27/a32755319cc5b4086a3acdf597f77678eea7269d0055981da0d9866ef2a828ab.jpg)
«Место для смотровой площадки и БелАЗа выбрали так, чтобы можно было увидеть все виды карьерных работ: справа работают шарошечные буровые станки (предназначены для бурения скважин, в которые закладывают взрывчатку. — Прим. ред.), прямо под нами руду грузят в вагоны-самосвалы, а вдалеке находится дробильно-конвейерный комплекс, где породу дробят, а затем поднимают наверх», — говорит Ольга Харланова, начальник управления корпоративных коммуникаций МГОК.
Карьер на первый взгляд похож на американский Гранд-каньон. Но Ольга Харланова дает понять, что это не совсем правильное сравнение: каньон в штате Аризона — хоть и огромное, но все-таки природное образование, а карьер в Железногорске — результат усилий тысяч людей, которые приходят сюда на работу уже больше 60 лет. Каждый день.
![Фото: Михайловский ГОК](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/8c/21/8c21196f245092ec9da18191b047cff7020db8404217c157ca722127cab81afb.jpg)
![Фото: Маша Берлинер](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/25/fd/25fdd276c153e6f4f64b5fa7591e1d7508b2ae8c7552560e85ea047a5bbd01b9.jpg)
«Михайловское месторождение появилось в 50-х благодаря богатой руде, однако быстро стало понятно, что ее очень мало, она покрывает месторождение тонким слоем, — рассказывает Игорь Исайко, который долгое время работал на комбинате геофизиком. — Но работу по разработке карьера останавливать не стали, потому что главное достоинство нашего месторождения не в богатой руде, а объемах других руд с содержанием железистых кварцитов и магнетитов». Эти минералы окрашивают месторождение в разные цвета: там, где больше магнетитов, карьер темно-серый, а оранжевый оттенок его стенкам придают окисленные железистые кварциты.
После осмотра карьера выезжаем на следующий этап производства — фабрики обогащения и окомкования.
![Фото: Маша Берлинер](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/cf/08/cf08be2c3f7241e26df9de55070e5a146b67224a8d098ce8e15b4f35ffb93f14.jpg)
«Жареные» окатыши
На этих фабриках в огромных цехах, пройдя через десятки сложнейших агрегатов, руда превращается в концентрат.
«Сначала продробленная (измельченная. — Прим. ред.) руда попадает в так называемые “мельницы” — барабаны, в которых специальные шары размалывают ее в порошок, — рассказывает начальник цеха обогащения Евгений Хатюхин. — Затем руду смешивают с водой и прогоняют получившуюся массу через магнитные барабаны. Этот процесс называется обогащением. После еще одного этапа измельчения мы получаем так называемый железорудный концентрат — средний диаметр одной частицы — 44 микрона (сопоставимо с толщиной человеческого волоса. — Прим. ред.)».
![Фото: Михайловский ГОК](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/40/08/4008a7af41e18a0ca2f2a936f689861d0fff08800f5881b0a946f8993ea49dee.jpg)
![Фото: Маша Берлинер](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/76/ac/76ac4148e6de22efab1364a4fe98b53d413d7106a5d3b3f632fcd625694b695e.jpg)