5 решений, которые делают цветочный бизнес экологичнее
25 марта пройдет ежегодная экологическая акция: люди по всему миру выключат свет ровно на один час. Для современных предпринимателей это не единственный день, когда приходится задумываться о защите окружающей среды. Привычка регулярно сверять свои действия с принципами экологичного производства — признак цивилизованного предпринимателя, в том числе в сфере флористики. Рассказываем, какие экологические инициативы уже применяют представители этой бизнес-отрасли
Пять-семь лет назад доказательством экологической осознанности считался отказ от срезанных цветов при выборе подарка. Однако вскоре стало ясно, что человечество еще не готово отказаться от них. Аналитики Flowwow констатируют: в этом году в преддверии 8 Марта продажи живых цветов выросли в 2,3 раза по сравнению с прошлым. Кроме того, изготовление искусственных букетов вредит окружающей среде намного больше, чем выращивание и последующая срезка цветов.
Чтобы продолжать бизнес в рамках ценностей устойчивого развития, флористам предстоит максимально адаптироваться к требованиям по защите окружающей среды. Маркетплейс Flowwow и его партнеры, владельцы цветочных магазинов розничной сети FMART, делятся инсайтами о простых экологичных решениях в сфере флористики.
Сортировка отходов
Сортировка мусора должна стать обычной, рутинной практикой. В случае с цветочным магазином это достаточно легко реализовать. Отходы цветочного бизнеса вполне прогнозируемы: после каждой поставки останется много картонных коробок, в которых пришли цветы и упаковочный материал. А перед новой поставкой вероятен наплыв органики (т. е. цветы, которые не были распроданы и пойдут на списание). Достаточно оборудовать флористическую стойку двумя мусорными контейнерами вместо одного, и флорист сможет прямо в процессе работы легко отделять органический мусор (обрезки стеблей, листья и т. д.) от пластика и бумаги.
Чтобы не размещать пункт хранения вторсырья у себя в подсобке (как правило, и без того тесной), можно подгадать сдачу целлюлозы под поставки. Например, договориться с местной компанией по переработке вторсырья, чтобы все коробки своевременно забирали прямо из магазина или со склада.
Еще один враг природы — целлофановая прозрачная пленка. Ее всегда расходуется много — конечно, если продолжать использовать именно этот материал для упаковки готовых букетов. Все больше наших партнеров переходят на биоразлагаемый прозрачный целлофан, а чаще всего в качестве упаковки для букетов используют бумагу — крафт или тишью.
Сокращение объема брака
Какая-то часть цветов точно не будет продана и придет в негодность, но объем брака можно (и нужно) минимизировать. Это не только экологическая, но и бизнес-задача: списанный товар — потери и в себестоимости цветка, и в затратах на его доставку и хранение.
В первую очередь стоит более гибко формировать объем поставок. Сегодня в России многие поставщики готовы продавать розы, тюльпаны и другие популярные позиции минимальными партиями.
Еще одной альтернативой списанию брака может стать гивэвей — бесплатная раздача. Такие акции больше всего подходят для горшечных растений, потерявших товарный вид. Хорошая идея — расставить все «нетоварные» растения на одной полке и повесить объявление, что зеленых питомцев можно забрать бесплатно. Как показывает опыт владельца одного из магазинов FMART, за 1–2 дня полка гарантированно пустеет. Такой же способ работает и с пластиковыми горшками из-под погибших растений.
Третий шаг по снижению количества брака — стабилизация растений, начавших терять товарный вид. Вянущую срезку нужно сразу вынуть из воды, оборудовать зону для вертикальной сушки и затем использовать для создания сухоцветных композиций.
Сухоцветы, а также обрезки лент, упаковки и фоамирана с радостью примут художественные студии и центры творчества. Все это становится отличным сырьем для скрапбукинга (создания фотоальбомов, открыток и декора для книг). Стоимость проекта нулевая: главное — найти потребителей поблизости и договориться о самовывозе.
Букеты без упаковки
Классный экотренд — вообще не упаковывать цветочную композицию, а только скреплять ее лентой, а еще лучше натуральной бечевкой. Можно не только разнообразить ассортимент экобукетами, но и в принципе отказаться от композиций, собранных с использованием лака, колорирующих составов, блесток и дополнительных декоративных элементов (птиц, бабочек). Это можно считать серьезным шагом для цветочного магазина в сторону экологической осознанности.
К счастью, мода на декоративность и нарочитый блеск, возникшая несколько лет назад, постепенно уходит в прошлое, а абсолютный эталон в современной флористике — естественная красота цветов и их необычные сочетания.
По опыту наших партнеров, владеющих цветочными магазинами в 32 крупных городах России, вкусы покупателей за последние годы значительно изменились. Еще пять лет назад, выбирая букет в подарок, россияне старались поразить количеством: заказывали 101 розу или целую корзину тюльпанов. Теперь обращают внимание скорее на необычное сочетание цветов, экзотические виды растений, асимметричные композиции, монохромные букеты из разных видов.
Этот тренд в Европе носит название Slow Flowers. Его суть в том, что основную ценность букету придает дизайнерская идея, а не объем, цена и сорта цветов. В качестве дополнительного декора можно использовать сорные травы и молодые ветви кустарников, которые еще недавно считались непригодными для создания флористической композиции.
Цветы в коробках на новый лад
Вот уже несколько лет большой популярностью пользуются цветочные композиции в шляпных коробках, сумочках и конвертах. Абсолютное большинство таких букетов делается на флористической губке — пористом синтетическом материале, который изготавливают из нефтепродуктов. Флористическая губка не перерабатывается и негодна для вторичного использования, но отказаться от нее полностью пока не получается.
Экофлористы по всему миру активно осваивают альтернативные способы создания букетов в коробках, среди которых самый популярный — кокосовый субстрат. Он держит влагу немного хуже, зато полностью натурален, может использоваться повторно и относится к органическим отходам. Единственный его минус — высокая цена. Другие альтернативы флористической губке — натуральный мох, пробирки и даже кензан — придуманная сотни лет назад в Японии насадка для цветов, состоящая из множества металлических гвоздиков, между которыми располагаются растения.
Отказ от флористической губки — серьезное решение для цветочного магазина. Пока нельзя сказать, что российский рынок вполне к этому готов, но цветочники уже выражают желание совершать шаги в сторону более экологичной сборки популярных «коробочных» букетов.
Экологичная доставка
Букет цветов часто заказывают онлайн с доставкой, поэтому владельцам флористического бизнеса стоит задуматься и о том, как сделать процесс транспортировки цветов более экологичным. К примеру, партнеры Flowwow в Лондоне активно используют carbon free delivery (вид транспортировки, при котором не происходит вредных выбросов в атмосферу): доставляют букеты на велосипедах и электрокарах.
В России способы доставки зависят от населенного пункта: есть более «пешие» города, есть и такие, где без доставки на авто пока не обойтись. При этом сам сервис Flowwow устроен так, что курьеру реже приходится ехать в другой конец города: заказы приходят в основном на ближайшие к магазину адреса, а в рамках доставки Flowwow за курьерами закрепляются зоны, внутри которых легко доставлять заказы пешком.
Экологическая осознанность — задача, которую можно эффективно решить только сообща. Цветочные магазины, развивая экологичный бизнес, могут повлиять на привычки клиентов. Нужно как можно больше рассказывать покупателям о том, как магазин заботится об окружающей среде, предлагать более современные и экологически чистые решения, расширять ассортимент за счет экокомпозиций и биоразлагаемых материалов. Все это поможет получить поддержку покупателей в сложных эконачинаниях.