Что будет с импортозамещением — версия участников Петербургского экономического форума
В Санкт-Петербурге продолжает свою работу 25-й, юбилейный Международный экономический форум. «Сноб» спросил участников ПМЭФ о перспективах и проблемах импортозамещения в России
Станислав Полежаев, руководитель департамента анализа финансовых рынков Совкомбанка
Самые перспективные отрасли в плане импортозамещения в России — те, где производственные цепочки уже достаточно сильно локализованы внутри страны. Например, производство одежды в эту категорию не попадает — просто потому, что далеко не все процессы сосредоточены в России, а воссоздавать их по образцу, но по сути с нуля, во-первых, дорого, во-вторых, потребует больших человеческих усилий.
По-другому дела обстоят, например, в «мебельной» отрасли — ее «испортозаместить» можно. Другие отрасли с относительно высокой степенью локализации — это автомобилестроение, авиастроение, производство сельскохозяйственной техники, селекция сельскохозяйственных культур, нефтехимия.
Вообще с импортозамещением есть одна проблема, которая касается не только России: воспроизвести любую технологию можно за пару лет, но она все равно будет уступать западным аналогам — либо будет менее эффективной, либо более дорогой. Чтобы преодолеть это отставание, потребуется лет десять, до этого продукт будет «жить» только на внутреннем рынке, для экспорта он останется неконкурентоспособным.
Алексей Андреев, генеральный директор строительно-инвестиционного холдинга «Автобан»
Одно из самых перспективных направлений для импортозамещения — дорожное строительство. И я так говорю не потому, что я сам дорожник, а потому, что объективно дороги — кровеносная система любой экономики. Довелось мне как-то побывать на раскопках древнего города в Ливии, и я спросил гида: «А почему город умер?» Мне ответили: «Торговые пути отошли». Вот так все просто: нет торговых путей — нет города. Государство в этом плане мало чем отличается: лиши любое государство транспортной сети, и оно перестанет существовать, и никакие умные высокотехнологичные стартапы его не спасут.
Этот закон работает и в обратную сторону: обеспечь любой экономике современную удобную транспортную сеть — и она станет рогом изобилия. Инвестиции в строительство дорог оживляют десятки отраслей: производство битума, цемента, бетона, асфальтовых смесей, строительных материалов, дорожной спецтехники, оборудования для мониторинга транспортных потоков. Вслед за дорожным строительством оживляются деловые связи между регионами, растут объемы грузоперевозок, появляются новые экономические зоны и производственные кластеры, рабочие места, перспективы для малого и среднего бизнеса.
Сейчас отрасль сильно зависит от импорта. Доля российской техники в дорожном строительстве по-прежнему не превышает 30%. Да, наши катки и грейдеры еще могут составить какую-то конкуренцию импортным машинам, но российских и даже китайских аналогов многих видов погрузчиков асфальта, ресайклеров пока просто не существует. Российские машины импортным не конкуренты: им постоянно требуется замена узлов, агрегатов и другие виды ремонта.
Для импортозамещения нужно три жизненно важных элемента: много денег, много времени и безупречно четкое планирование. Конечно, большинство отсутствующих позиций мы закроем китайскими, индийскими, корейскими или другими аналогами, однако это потребует времени. Надо срочно начать наращивать инвестиции не только в производство российской техники, но и в науку, профильные институты и университеты, инновационные исследования.
С сожалением приходится признать, что предыдущая программа импортозамещения в строительной сфере полностью провалена. Я не говорю о таких сложных материях, как высококачественные ресайклеры, но до конца февраля мы ведь даже краску для окрашивания металлоконструкций на мостах покупали импортную.
Самодостаточную экономику построить можно, конкурентоспособную — нет. Иногда слышу рассуждения о том, что кризис — это хорошо, что в первую очередь банкротятся самые отсталые и неэффективные компании, а их ресурсы перераспределяются в пользу более успешных. Это верно только для экономических кризисов, а нынешний вызван не экономическими причинами, а административным давлением. Пострадали в первую очередь производства, интегрированные в глобальные цепочки. А это как раз не самые отсталые, а наоборот, высокопроизводительные компании.
Игорь Ляпунов, генеральный директор «Ростелеком-Солар»
Думаю, импортозамещение стоит наращивать в сфере IT и кибербезопасности. После 24 февраля большинство иностранных «средств защиты» в России просто отключились, причем функционировать они перестали именно в момент высокой концентрации усилий по отражению массовых кибератак.
У нас, конечно, много хороших технологий, но есть ниши, в которых российских технологий недостаточно. Важно заняться развитием микроэлектроники, потому что, о чем бы мы ни говорили, все должно иметь так называемую аппаратную составляющую — то, на чем это все работает. Без российской элементной базы говорить о полноценном импортозамещении невозможно.
Плюс стоит задуматься о замене офисных систем — я имею в виду, например, Word. Здесь нужно преодолеть психологический барьер, привычку. Но питать иллюзий не стоит — пока западные продукты на голову выше, банально с точки зрения практики использования инвестиций. Этот «отрыв» тоже надо преодолевать.
Надеюсь, уже скоро, через пару лет, мы сможем заместить эти зарубежные технологии. Да, где-то они будут хромать — зато начнем использовать российское. С микроэлектроникой сложнее — тут понадобится лет десять. В принципе, можно обнести все наше хозяйство забором и перейти на натуральное. Но без того, что мы получаем за счет международной кооперации, — «перекрестного опыления», обмена знаниями и экспертизой, — обойтись не получится.
Подготовила Мария Маханова