Директор «Российской креативной недели» Марина Абрамова: Без креаторов не получится построить нашу Tesla из «Лады Калины»
В 2022 году очередная «Российская креативная неделя» пройдет 7–10 июля в московском парке Горького. Ее идея состоит в том, чтобы чиновники и профессионалы креативных индустрий встречались для открытого диалога, новых идей и проектирования отраслей. Как сейчас обстоят дела в ней и будет ли продолжать государство помогать креаторам — в интервью директора форума и руководителя Роскультцентра Марины Абрамовой
Как вам кажется, получилось установить полноценную коммуникацию между представителями креативных индустрий и органами власти?
Ее отсутствие совсем недавно было серьезной проблемой. В конце 2019 года в стране вообще никто не использовал даже это словосочетание «креативная индустрия». И не понимал вообще, о чем речь. Сейчас Правительство подписало Концепцию развития креативных индустрий до 2030 года, подключились разные министерства: в первую очередь Минкультуры, Минэкономразвития и Минцифры. Мы взаимодействуем с 32 регионами, решения принимаются на уровне губернаторов — есть рабочие группы и планы развития. В некоторых регионах уже приняты местные законы по креативной отрасли. Многое точно изменилось.
То есть государство научилось поддерживать креаторов?
Да, уже почти год работает Президентский фонд культурных инициатив — это около 3,5 млрд рублей в 2021 году и 8 млрд рублей в 2022 году. Было поддержано больше 10 000 проектов по всей России. Мне кажется, это хороший результат по сравнению с тем, что было два года назад. Тогда креативный бизнес говорил, что нет поддержки от властей, гранты получать тяжело и люди не умеют работать с НКО.
Сейчас мы надеемся на предметную поддержку креативного бизнеса: кредитные линии, налоги и послабления на эти годы, когда необходимо сделать невозможное. Немного оборотных денег позволили бы выжить маленьким компаниям, ведь креативный бизнес — это чаще всего малые и средние предприниматели, микробизнес. И так как это небольшой сектор, то речь идет о небольших суммах. Но это спасло бы от кризиса самую сложную, творческую и интеллектуальную индустрию.
Ипотека IT-шникам — хорошо, но они в основном не берут жилье в ипотеку. По аналитике это меньшее, чем они захотят воспользоваться, так как живут в свободном передвижении. А вот издателям, дизайнерам, архитекторам и урбанистам поддержка точно не помешала бы и закрепила бы их на местах.
Как будут действовать в новой экономической реальности представители креативных индустрий? Как вам кажется, они смогут стать опорой для восстановления экономики или их сбросят за борт, как балласт?
Я считаю, что мы находимся в моменте рестарта промышленности и экономики. Это новая точка возможностей. И смотреть на креативные индустрии как на второстепенные — это стратегическая ошибка. Сейчас, наоборот, нужно создавать креативные группы в каждой компании, собирать в них уникальных, нестандартно мыслящих людей. По крупицам искать интересных промышленных дизайнеров и создавать им лучшие условия работы. Тогда будет возможен перезапуск производств и выход из кризиса.
Если мы сейчас не поддержим креаторов — урбанистов, архитекторов, веб-дизайнеров и промышленных дизайнеров, — то насколько конкурентоспособны будут новые российские ручки, платья, стулья, автомобили, дома?
Наверное, в данном случае многое зависит и от самих креаторов, они не должны молчать, они должны быть активными?
Тут важно двустороннее движение, конечно. Нужно приходить к чиновникам с разработанными масштабными проектами и говорить: «Вот он я, мне нужна такая-то поддержка в запуске или в развитии инновационного продукта, а через три года гарантирую, что займу такой-то процент доли рынка». Сейчас уникальные возможности для смелых людей.
Но я также понимаю, что люди из креативных индустрий в основном творческие и эмоциональные, менее прагматичные, им бывает тяжело «собраться». За последнее время ряд компаний закрылись даже не из-за экономических, а из-за психологических проблем. Было совершено много резких движений, кто-то уехал и теперь возвращается, кто-то только сейчас решил покинуть страну.
Сила и в то же время слабость креативного сектора именно в этом — в творчестве и эмоциях, в особой чувствительности. Но без таких людей нельзя сделать ничего прорывного в современном мире. Без креаторов не получится построить нашу Tesla из «Лады Калины», без их сумасшедших идей и возможности творить, экспериментировать, ошибаться и достигать результатов, чувствуя себя в безопасности. Самое важное тут — это, наверное, сильная мотивация и желание что-то делать.
У меня вопрос про регионы. Как и чем помочь развитию креативных индустрий в регионах, не заслоняют ли бытовые какие-то проблемы отдаленных городов проблемы креаторов?
Тут все зависит от вовлеченности губернатора. Если он делает ставку на эту индустрию, то там доля креативного бизнеса растет. Потрясающие кейсы есть в Якутии, Калининграде, Нижнем Новгороде и Казани. Ведь важна не только финансовая поддержка, но и институциональная.
Будет здорово, если каждый губернатор осознает свою специализацию в креативной экономике страны. Изначально узнает своих креативных людей и поймет, кто реально живет на его территории. А это сложно — ни одна используемая аналитика «не видит» креативный сектор, творцы не работают по ОКВЭД и по дипломам, и в этом сложность их оценки. Только «цифровые следы», аналитика аудитории по Big Data могут дать реальную картину.
Зная ее, например, мэр не станет создавать IT-кластер, так как это тренд, и их все строят. Поймет, что если у него в городе нет IT-шников, а работает много музыкантов, то лучше сделать для них студии звукозаписи и дать возможность зарабатывать на этом.
Еще важно понимать, что у нас с вами невероятная, огромная страна, на которую сложно наложить европейский формат развития креативных индустрий. Нужно учитывать масштаб России и расстояния между городами. Это влияет и на скорость появления новых трендов в регионах, развития вкуса, насмотренности, моды на что-либо. В связи с этим копирование процессов и проектов из субъекта в субъект невозможно и губительно.
Думаете, губернаторы и региональные власти готовы работать по таким правилам?
Мы много сейчас работаем с губернаторами и часто говорим о том, что только через «цифровые следы» возможно осознать количество и специализацию креативных людей своего региона. И понять их роль в развитии всех секторов экономики.
Например, в Японии подход такой: там смотрят на процент людей креативных профессий во всех сегментах, даже в сырьевом. Если у вас в регионе есть тракторный завод, где работают промышленный дизайнер, маркетолог и так далее, то КПД предприятия будет выше, чем у того, где их нет.
Губернаторам и крупному бизнесу (особенно производственного и сырьевого сектора) сейчас важно осознать: КПД их компаний зависит от процента креативных людей на производстве. Без них прорывное движение, особенно выживание в кризис, просто невозможно.
Как вам кажется, кризис станет замедлением или новым толчком в развитии креативных индустрий?
Это будет большой проверкой: для кого-то толчок и взлет, для кого-то — банкротство, для кого-то — возможность пересмотреть свою жизнь, начать все с нуля. А для всех без исключения это будет жесткой «проверкой на вшивость» — я бы еще так сказала.
Ну и о «Российской креативной неделе». Что самое интересное в программе этого года, куда пойдете вы, что посоветуете увидеть?
«Российская креативная неделя» в этом году приобретает особую актуальность: так как старого рынка больше не существует, необходимо создавать новые правила. Проектировать новый креативный бизнес и новые отрасли. Договариваться о новых международных проектах и их логистике. Легализовывать новые товарные цепочки и релокацию команд.
Будем говорить об импакт-контенте и о социальном эффекте в каждом креативном продукте. Об устойчивости рынка через создание своих национальных продуктов, стандартов: кириллические шрифты, цветовая российская палитра для дизайнеров, необходимое программное обеспечение и так далее.
Сделать «Российскую креативную неделю» в 2022 году — это, конечно, большой вызов для всей команды. Честно скажу, мы сомневались в возможности ее проведения. Но у нас есть обязательства с прошлого года, которые нельзя не выполнить, и самое главное — есть большой отклик самого рынка. Сотни компаний сейчас проектируют с нами программу форума, а когда мы объединяемся, то можем найти выход из любых ситуаций, даже самых сложных.
На «Российской креативной неделе» все будет открыто, честно, полезно и предметно — приходите обязательно с 7 по 10 июля в парк Горького в Москве и следите за программой на creativityweek.ru.
Беседовала Мария Маханова