Как добиться устойчивого развития бизнеса? Отвечают эксперты
«Сноб» и агентство Better, входящее в коммуникационную группу компаний Okkam, провели закрытую встречу с членами экспертного совета номинации «Бизнес» ежегодной премии «Сделано в России». В этом году редакция проекта приняла решение наградить номинантов отрасли за устойчивость. Члены экспертного совета, специалисты по устойчивому развитию бизнеса из разных отраслей, встретились, чтобы обсудить актуальный контекст повестки устойчивого развития. Дискуссию модерировали генеральный директор Better Владлен Заморский и генеральный директор «Сноба» Марина Геворкян
В экспертный совет номинации «Бизнес» в 2023 году вошли генеральный директор проекта «Сноб» Марина Геворкян, генеральный директор Better (входит в Okkam) Владлен Заморский, руководитель КСО «Национальная медиа группа» Мария Залунина, академический руководитель магистратуры «Менеджмент в ретейле» Высшей школы бизнеса ВШЭ Александр Лебедев, руководитель социальных проектов «Яндекса» Илья Шаров, программный директор E+ Change Софья Попова и директор по развитию АНО «Национальные приоритеты» Григорий Новиков.
Участники экспертного совета сошлись во мнении, что в последние несколько лет устойчивость достигается не только благодаря сохранению и масштабированию уже существующих практик в разных областях, но и с помощью своевременной антикризисной политики, например локализации и ребрендинга компании.
Марина Геворкян, издатель медиапроекта «Сноб»
Номинация «Бизнес» существует в рамках нашей премии уже более десяти лет. За это время, и в особенности за последние несколько лет, страна много раз менялась, менялся бизнес и мы сами. Наша задача сейчас — в реалиях 2023 года отметить компании, которые даже в таких суровых условиях планируют свое развитие на многие годы вперед.
Владлен Заморский, управляющий директор Better by Okkam
В нашем понимании устойчивость cегодня складывается из двух слагаемых. Первое — это долгосрочная устойчивость, то, что традиционно понимается как sustainability: баланс между потребностями настоящего и будущего, проактивность, готовность, предвосхищение, предотвращение и стабильное развитие как норма. Глобально идея — вести бизнес так, чтобы нашим детям жилось не хуже, а лучше, чем нам.
Второй тип — resilience — антикризисная, шоковая устойчивость, умение компании в экстремальных условиях держать удар, быстро реагировать и восстанавливаться, учиться, адаптироваться под новые обстоятельства и идти дальше, несмотря на хаос, потрясения и турбулентности.
Друг без друга эти два типа устойчивости существовать не могут, и актуальные кризисы показывают, насколько важны оба этих измерения для устойчивого развития и всех его стейкхолдеров. Важно сделать видимыми для широкой аудитории те проекты и бизнесы, которые эту системную устойчивость демонстрируют.
Мария Залунина, руководитель КСО «Национальная медиа группа»
Для меня залог устойчивого развития — это внимание, которое компания уделяет человеку. Не только потребителю, но и подрядчику, контрагенту, сотруднику, доставщику, вообще всем участникам рабочего процесса.
Александр Лебедев, академический руководитель магистратуры «Менеджмент в ретейле» Высшей школы бизнеса ВШЭ
Для меня критериев устойчивого развития всего три. Во-первых, у кейса или бизнеса должен быть конкретный выгодополучатель. Во-вторых, компания должна предлагать инновации, принципиально новые способы решения проблем. В-третьих, важно, чтобы бизнес принимал участие в экологических и социальных проектах, которые напрямую связаны именно с его профильной отраслью. Условно, если авиаперевозчик для компенсации углеродного следа, который оставляют самолеты, будет сажать деревья, — это, конечно, прекрасно, но немного не по теме.
Илья Шаров, руководитель социальных проектов «Яндекса»
Возможность участия сотрудников и пользователей компании в ее социальных проектах и инициативах — одно из ключевых условий устойчивого развития компании и бренда. Мы точно знаем, что и для пользователей, и для партнеров сервиса очень важно чувствовать себя полноправными участниками наших благотворительных программ. Это возможно, когда компания прозрачная, а к бренду есть высокий уровень доверия и лояльность. Вместе с этим важно учитывать запросы и потребности как сотрудников компании, так и общества вокруг: создавать образовательные программы, инвестировать в науку и новые кадры.
Софья Попова, программный директор E+ Change
Я могу выделить три фактора, которые лежат в основе устойчивого развития любой компании. Первый — это устойчивость в самом прямом смысле слова, то есть крепкий фундамент из финансовых, человеческих, технологических и других ресурсов. Без этого фундамента невозможно построить ни один системный социальный или экологический проект, так как компания будет испытывать постоянный голод из-за отсутствия проработанных базовых операционных процессов и превращать ESG-инициативы в местечковую малоэффективную доброту и волю случая. Вопрос social impact и возврата инвестиций ESG-проектов всегда начинается с классического input, который может дать компания.
Второй — готовность бизнеса рискнуть выстроенными процессами и определить для себя, где он является частью создания дисбаланса: бренд как часть проблемы и как часть решения этой проблемы, и в результате изменить свой подход к ведению деятельности. Например, проблема: высокий уровень выбросов СО2. Решение: сокращение и локализация цепочки поставок, использование электрокаров в логистике и так далее.
Третий фактор — открытость в коммуникации. Иногда мы выигрываем от каких-то проектов, а иногда учимся. Тот бренд, который много работает и рассказывает о результатах ESG-проектов, будет вызывать большую симпатию и лояльность потребителей. Также это отличная база для образовательного маркетинга и еще один предлог поговорить со своей ЦА.
Григорий Новиков, директор по развитию АНО «Национальные приоритеты»
Цель государства в устойчивом развитии — преодолевать инертность и рутину. Бизнес и люди часто стремятся оттянуть изменения. Переход в реальном времени на новую модель производства, дистрибуции, утилизации, маркетинга, так же как ценовая чувствительность, покупательские и потребительские привычки, — это вызов, риски и новые обязательства, которые ставят ту самую устойчивость под сомнение.
Государство живет в другом ощущении времени. Оно не столько думает про сегодняшний день, сколько задает точки отсчета на десятилетия. Оценивает «атмосферу» в обществе, реальную значимость тех или иных проблем для всей экономики, возможности бизнеса, технологический прогресс. И говорит всем нам, в какой момент мы будем готовы и начнем жить в новой реальности.
Другими словами, бизнес и люди обозначают проблемы и задают тренды, находят гипотезы или решения, а государство выступает драйвером для внедрения этих изменений в жизнь всей страны. Роль АНО «Национальные приоритеты» — сделать близким и созвучным видение общества, предпринимателей, предприятий и государства, поэтому для нас так важно видеть и подчеркивать проекты, которые не ждут изменений и идеальных условий, а создают их сейчас.
Подготовил Егор Спесивцев