Как отраслевым компаниям работать в связке с изобретателями
В отчете ООН «О промышленном развитии» за 2022 год отмечается, что разрыв в цифровизации среди производственных компаний объясняется наличием или отсутствием поддерживающей системы инноваций. Как крупнейший в мире производитель никеля и палладия наладил систему внедрения передовых технологий, рассказывает руководитель направления компетенций Центра развития цифровых технологий «Норникеля» Александр Васильев
Во властных коридорах и на профильных промышленных конференциях все чаще можно услышать, что в стране взят курс на «опережающее развитие». Компаниям, которые оказались перед таким вызовом и при этом заинтересованным в сохранении конкурентоспособности, необходимо выстраивать механизмы поиска и использования передовых технологий, не забывая при этом об адекватной оценке экономической эффективности их внедрения.
Российское производство, для которого добыча и переработка полезных ископаемых — важная часть, вплотную подошло к практическому использованию «интернета вещей», «цифровых двойников», киберфизических систем и других элементов так называемой Четвертой промышленной революции. С одной стороны, для снижения роли ручного труда, повышения безопасности на промышленных объектах, решения вопросов экологии и ESG необходимо оптимизировать бизнес-процессы. С другой — требуется сокращать расходы на производство и повышать прибыль компании.
Централизованные инновации
У «Норникеля» большой опыт внедрения передовых практик добычи и производства. Мы пришли к необходимости создания единого подразделения, которое будет выявлять потребности в инновационных решениях и запускать их на производствах, — Центра развития цифровых технологий. За последние годы, при непосредственной поддержке центра на всех этапах отбора и внедрения технологий, удалось освоить и доказать экономическую эффективность самых разных решений, которые можно отнести к элементам «Индустрии 4.0».
Например, усилиями центра на второй технологической секции обогатительной фабрики Кольской ГМК была внедрена система-советчик, работающая на основе ИИ. Опираясь на данные о технических показателях оборудования, расходования реагентов и параметрах сырья, мы сделали вывод, что система помогла на 0,73% увеличить извлечение полезных компонентов. Работа не прекращается и сегодня — цифровые советчики охватывают все больше секторов обогатительных фабрик на разных площадках.
В главном пролете плавильного цеха Медного завода применяется технология «цифрового двойника» — это позволило центру развития создать систему непрерывной оптимизации логистики и оперативного планирования загрузки.
Анализ геологических кернов (проб) теперь проводится полностью автоматически, что в годовом масштабе позволяет экономить до 70–80 млн руб. В основе технологии — система видеоаналитики на основе искусственного интеллекта.
Вопросы экологии и ESG
По нашим наблюдениям, сейчас наиболее востребованы технологии видеоаналитики, искусственного интеллекта, машинного обучения, анализа данных и построения цифровых моделей. Многие из них находят применение в «Норникеле» в контексте экологических инициатив и охраны труда. Статистика показывает, что среди таких проектов, прошедших через «Центр развития цифровых технологий», — примерно треть.
Хороший пример — испытание на руднике «Северный» Кольской ГМК прототипа беспилотного летательного аппарата, способного без подключения к GPS/ГЛОНАСС обследовать и составить трехмерный «слепок» опасных, запрещенных для посещения персоналом горных выработок.
Сюда же можно отнести программно-аппаратный комплекс мониторинга выбросов SO2 в Мончегорске. Система контролирует экологическую ситуацию в городе и дает время для того, чтобы принять превентивные меры защиты еще до достижения нежелательных концентраций диоксида серы.
Каналы отбора инновационных проектов
Конечно, далеко не каждая инициатива, попадающая в поле зрения Центра развития цифровых технологий, в итоге внедряется. Первое, от чего зависит решение, — канал, по которому поступило предложение.
Мы используем три таких канала. Первый — центр компетенций. Это группа специалистов, которая занимается непрерывным целенаправленным поиском узких мест, неоптимальностей, возможностей повышения эффективности производства и подбором цифровых решений, которые позволили бы решить проблему. Внедрению, разумеется, предшествуют стадии верификации гипотезы, оценки эффекта, прототипирования.
Второй канал — местные инициативы. Это тоже путь от проблемы к решению, но он начинается с конкретного запроса от представителей производства. Специалисты Центра развития цифровых технологий всесторонне оценивают запрос и ищут поставщика, который мог бы предложить готовое решение или адаптировать его под наши нужды.
Третий путь — целевое обращение компании-поставщика технологии. Сложность этого варианта заключается в том, что необходимо создать многоуровневую систему отбора таких предложений и затем поддерживать ее. Только так можно оптимизировать расходы и тратить ресурсы лишь на действительно эффективные решения.
Точка притяжения инноваций
Несмотря на все сложности, только третий путь может действительно способствовать рождению идей, которые по тем или иным причинам не появляются внутри компании. Понимая это, специалисты «Центра развития цифровых технологий» всегда готовы взаимодействовать с перспективными командами изобретателей, которые способны решать задачи именно в нашей, скажем прямо, довольно специфической отрасли.
Для этого, например, «Норникель» сотрудничает по разным направлениям с фондом «Сколково». Также является инициатором и организатором проекта IN'HUB — международного форума, где создатели перспективных технологий получают возможность общаться с бизнесменами и инвесторами, параллельно популяризируя идеи изобретательства. В рамках проекта сейчас проводится конкурс изобретательских работ, по окончании которого мы планируем открыть общедоступный «Маркетплейс идей и изобретений» — сервис организации деловых встреч, а также начать оказывать проектам помощь в защите их интеллектуальной собственности.
Путеводитель для стартапов
Для себя мы уже сформулировали набор критериев, определяющих привлекательность конкретного изобретения. Такой лаконичный чек-лист в целом подойдет любому «заказчику-отраслевику»:
- Команда проекта должна четко понимать, как она может проявить себя именно в том предметном поле, в котором живет и действует компания. Конкретная боль, узкое место — именно с этого надо начинать разговор, а не с общих рассуждений о возможностях видеоаналитики или ИИ.
- В команду должны входить профильные специалисты, которые имеют заметный опыт работы в конкретной отрасли — например, металлургии. Можно очень хорошо разбираться в дронах, пытаться приспособить их к любому производственному процессу, но при этом оказаться не в состоянии понять даже физики используемых предприятием технологических операций.
- Набор уже успешно внедренных изобретателем профильных решений кратно повышает его «вес» в глазах потенциального покупателя технологии. При прочих равных с такими коллективами заказчик будет разговаривать в первую очередь.
- Даже если ни одного из вышеперечисленных преимуществ нет, это можно со временем исправить — изучать целевую отрасль, искать профильных экспертов для консультаций или найма, участвовать в программах поддержки инноваций, организованных известными представителями индустрии.
Сегодня перед отраслевыми компаниями стоят задачи опережающего развития, импортозамещения и повышения эффективности инвестиций. Такие вызовы требуют от участников рынка проактивной позиции. Времена мозговых штурмов прошли, уступив место централизованной политике внедрения новых технологий.
Наш опыт показал, что лучше всего с этим справляются профильные подразделения, действующие сразу в нескольких направлениях и формирующие «вертикаль инноваций». В ней найдется место и заявке молодого стороннего стартапа, и внутреннему предложению, основанному на многолетнем опыте. А охватить весь спектр идей при максимально рациональном расходе средств предприятия помогут единые механизмы апробации и оценки эффективности.