Как теперь можно вести бизнес в Instagram*
Тверской суд Москвы 21 марта признал деятельность компании Meta* на территории России экстремистской, а вместе с ней и работу принадлежащих компании соцсетей — Instagram* и Facebook*. У предпринимателей, зарабатывающих на этих площадках, возникло множество вопросов: можно ли теперь вести аккаунт и как быть с продажами. Основатель агентства Setters Евгений Давыдов рассказал «Снобу», что в этой ситуации делать бизнесу
Что поменяется для бизнеса, который остается в Instagram*, после признания соцсети экстремистской организацией?
Решение Тверского суда Москвы не запрещает использование соцсетей Meta* — как для физических, так и для юридических лиц, но при этом не должен нарушаться закон.
Вести страницу, хотя и с рядом ограничений, в Instagram* не считается нарушением закона, но теперь нельзя уводить аудиторию с других площадок в соцсети Meta*, а также выступать с призывами подписаться на аккаунт. Таргетированная реклама на территории России уже была заблокирована, но теперь для россиян незаконной стало еще и продвижение в этих соцсетях с территории других стран — поскольку доход получает соцсеть. Таким образом, заказ платных услуг, и осуществление каких-либо транзакций в пользу Meta* запрещены. Рекламные интеграции у блогеров по-прежнему разрешены.
Какие действия бизнеса теперь могут квалифицироваться как нарушение закона?
Формально любые предложения установить Instagram* или подписаться на аккаунт могут трактоваться, как призывы к участию в деятельности экстремистской организации. Пока нет точных разъяснений, рекомендую избегать таких формулировок или хотя бы сопровождать их дисклеймером. Также под запретом теперь размещение символики соцсетей Meta* в любом виде, включая логотипы Facebook* и Instagram* на сайтах, визитках и в письмах. Их показ может быть приравнен к публичной демонстрации символики экстремистской организации и соответствующей пропаганде.
Стоит ли продолжать вести аккаунт в Instagram*?
Рекомендовать вести бизнес в соцсети, признанной экстремистской, я не могу. Очевидно, бизнесу имеет смысл дублировать контент в другие соцсети, хотя бы во «ВКонтакте».
В какие соцсети стоит переходить бизнесу?
Наиболее популярными будут «Вконтакте», Telegram и «Дзен». Telegram удобен для чтения новостей, но не для ведения бизнеса. Его функционал отличается от обычных соцсетей — там много личных чатов, которые смешиваются с каналами, и искать какой-то бренд становится неудобно. Вероятно, сейчас многие блогеры переведут свою аудиторию в Telegram, но потом пользователи поймут, что с большим количеством подписок пользоваться им неудобно, и максимально заархивируют чаты. А еще там сложно продвигать себя — например, нет рекомендаций, раздела «Популярное», размещения в других каналах только платные или по бартеру.
Для бизнеса самые понятные и быстрые соцсети — это «ВКонтакте» и, наверное, «Дзен». В обеих соцсетях есть алгоритмическая лента, система рекомендаций, доступны как фото-, так и видеоформаты. Думаю, это будут две наиболее популярные у бизнеса соцсети.
«ВКонтакте» лучше приспособлен под бренды, под продуктовое размещение. Там есть функции, которых не было в Instagram*, — возможность создания карточек продуктов, отдельных мероприятий и веток обсуждений, внутренние приложения и игры, HR-функции для размещения вакансий, функция VK Pay и VK Donut. Думаю, самое понятное и простое решение — перейти туда. Другое дело, что во «ВКонтакте» пойдут многие бизнесы и конкуренция там сильно вырастет, привлечь внимание будет сложно и цена клика станет высокой.
Как минимизировать потери аудитории?
Перевести трафик из одной соцсети в другую очень сложно. Просто дать в сторис ссылку на «ВКонтакте» или Telegram и надеяться, что туда перейдет половина подписчиков, не стоит. Обычно конверсия минимальная — от 3% до 10%, в зависимости от лояльности аудитории.
Универсальных советов нет. Лучше положение у тех брендов, у кого была база данных лояльных покупателей, не только подписчиков. В такой ситуации важно регулярно напоминать, что, если вы хотите оставить отзыв или задать вопросы о продукте, то у бизнеса есть и другие площадки. Если раз за разом размещать призывы перейти в другой канал, то может сработать обратный эффект: пользователи просто отключат просмотр ваших публикаций. Лучше добавлять к таким просьбам какую-то мотивацию, поощрение за подписку.
Бизнесу есть смысл мимикрировать под блогеров, адаптировать их стратегии, механики: смотреть, как они проводят конкурсы и розыгрыши, мотивируют подписаться на них. В целом, эта ситуация будет для бизнеса огромным вызовом и тестом на креативность, умение адаптироваться, находить неочевидные и низкобюджетные рекламные инструменты и механики.
Как изменится использование соцсетей?
Люди, которые проводили в соцсетях по несколько часов, вряд ли резко переключатся на чтение книг и прогулки в парках. Экранное время скорее всего не уменьшится. Изменится форма потребления контента, но не сама привычка. Просто будет большая миграция трафика на другие площадки.
Стоит ли мигрировать на маркетплейсы?
Размещение в соцсетях и на маркетплейсах — это разные бизнес-модели. Есть бренды, которые развивали свои коммуникации и растили собственную узнаваемость, и им нет смысла переезжать на такие площадки. А те, кто заточен под маркетплейсы, уже там.
А что с «Авито»?
Не думаю, что «Авито» можно сравнивать с Instagram* — из-за разной специфики взаимодействия с пользователем. Но в целом, «Авито» показывал хорошие результаты по конверсиям и ранее — например, в недвижимости. Сейчас этот показатель будет только расти. Можно сказать, что площадка подойдет для продажи мебели, техники, автомобилей, услуг и, конечно, размещения вакансий. Сейчас большинство бизнесов попробуют вести аккаунты на разных площадках и далее сконцентрируются на той, которая покажет наибольшую эффективность.
Как запрет деятельности повлияют на компании, которые помогают вести Instagram*?
Сильнее всего пострадают представители креативных индустрий, которые специализировались на предоставлении услуг по ведению именно Instagram*. Я знаю бизнесы, у которых из-за блокировки просадка выручки достигла 80–90%. Конечно, потери мы все будем считать еще долго. Но все-таки переориентироваться на новые платформы все смогут быстро.
Сейчас к нам приходит много клиентов, в том числе новых, кто просит перестроить им стратегию по трафику, стратегию соцсетей с условием новых вводных. Помощь в этом переходе сейчас актуальна, и это то направление для креативщиков, которое нужно развивать.
* Организация признана в России экстремистской и ее деятельность на территории России запрещена
Подготовил Денис Бондарев