Какую роль займет франчайзинг в новой экономике России
Уход иностранных компаний с российского рынка поставил в сложное положение франшизы: смогут ли они работать, если бренд ушел из России, и если нет — что им делать? «Сноб» поговорил с экспертами о сложностях открытия франшизного бизнеса в текущих условиях, роли этого бизнес-направления в будущем и о том, стоит ли инвестировать во франшизы и кому это подойдет
Бренды уходят, франшизы остаются
С начала марта об уходе и временном прекращении работы на российском рынке объявили более 300 крупных иностранных компаний. Некоторые из них закрыли сразу все свои торговые точки, как, например, Inditex, которая владеет Zara, Bershka, Oysho, Pull&Bear и другими известными брендами. Но такая возможность оказалась доступна только тем компаниям, которые не развивали свой бизнес по франшизе и единолично владели в России всей сетью.
Ряд компаний не смогли остановить работу предприятий, работающих по лицензии, даже после заявлений об уходе с российского рынка. Например, после закрытия сети «Макдоналдс» 14 марта некоторые из 850 ресторанов продолжили работать. Аналогичная ситуация с открытыми по франшизе автозаправками Shell.
Публично о своем намерении договориться с франчайзи и закрыть в России вообще все — и собственные, и работающие по лицензии — заведения высказался Yum! Brands, владелец KFC и Pizza Hut. Из тысячи с лишним работающих в России ресторанов обеих сетей компании принадлежат только 70. О результатах этого намерения пока ничего не известно.
Масштабные трудности с закрытием сети франшиз есть у Burger King (800 ресторанов, работающих по лицензии), у Marks & Spencer (48 магазинов), Marriott и Accor (28 и 57 отелей соответственно). У Burger King собственных ресторанов в России нет, все они работают по договору франшизы и продолжают деятельность, несмотря на то что бренд сообщил об остановке корпоративной поддержки бизнеса в России, в том числе поставок. По словам эксперта издания BBC, отозвать лицензию у франчайзи очень сложно, для этого его действия должны быть признаны опасными для репутации бренда.
Как работают зарубежные франшизы на российском рынке
«С правовой точки зрения просто отозвать лицензию и закрыть франчайзи нельзя, — комментирует „Снобу“ ситуацию директор Российской ассоциации франчайзинга Юрий Михайленко. — Для расторжения договора коммерческой концессии нужны очень грубые его нарушения, и занимает эта процедура год-полтора. Франчайзи, которые работают в России, ничего не нарушали, то есть работать по своим договорам они могут».
На практике все оказывается сложнее. Например, издательский дом Condé Nast, который выпускает журналы Vogue, GQ, Glamour и Tatler, работал в России по франшизе. В начале марта головная компания отозвала соответствующую лицензию у своего российского офиса, после чего было принято решение напечатанные апрельские журналы не отправлять в продажу в России, а деньги за рекламу в них вернуть, сообщал «Коммерсант».
Юрий Михайленко считает, что нет западных компаний, которые хотели бы разрывать деловые связи и закрывать франшизы в России добровольно. «Для компании потерять мастер-франчайзи (компанию, которая может работать под брендом и продавать это право третьим сторонам. — Прим. ред.) — это очень неприятно. Мастер-франчайзи очень долго ищут, примерно как невесту — потому что найти нужно того, кому можно доверить представлять себя в другом регионе, в другой стране. Нормальные компании будут максимально держаться за то, чтобы не потерять такого партнера».
Среди причин, по которым компании уходят с рынков и закрывают франшизы, Михайленко выделяет давление властей, санкционные ограничения и репутационные риски. По словам эксперта, не могут быть причиной этого и сложности в выплате роялти: «Если франчайзи продолжает работать и хочет платить франчайзеру, но такой технической возможности нет из-за отключения SWIFT-платежей, то уверен, они смогут договориться об отсрочке — речь тут не о таких больших деньгах, это не станет проблемой».
Один из действенных способов давления на своего франчайзи — остановка поставок. Например, франшизные магазины британского фешн-ретейлера Marks & Spencer работают в России под управлением турецкого мастер-франчайзи. В начале марта оператор остановил поставки для российских магазинов. То есть работать они фактически смогут, но торговать им будет нечем.
Проблемы российских франшиз
По данным сервиса franshiza.ru, в начале 2022 года в России было открыто 3095 франшиз, за год рост составил 11,3%. Среди общего числа франчайзинговых бизнесов в России много не только зарубежных, но и российских компаний.
Оценивая в разговоре со «Снобом» изменение спроса на франшизы за последний месяц, руководитель каталога франшиз franshiza.ru Анна Рождественская говорит, что интерес к такого рода бизнесу сократился, но в разных отраслях по-разному; сильно уменьшилось число запросов по зарубежным брендам: раньше они рассматривались как гарантия качества, а теперь доверия к российским предложениям значительно больше.
Омбудсмен малого и среднего бизнеса и основательница сети кафе «Андерсон» Анастасия Татулова в разговоре со «Снобом» отмечает, что самая большая проблема как для франшизного бизнеса, так и для всего российского бизнеса — поставки сырья. «Любой бизнес станет убыточным сейчас, если ежечасно не контролировать, что происходит с сырьем, — говорит Татулова. — Часть импортируемых продуктов мы сейчас заменяем, от части отказываемся, и делаем все это очень быстро. При этом мы контролируем как свою экономику, так и экономику наших франчайзи. У нас все работают в одной системе, где видно, по каким ценам идет централизованная закупка, то есть мы следим, чтобы никто не тратил ни одной лишней копейки».
Владелица сети кафе «Андерсон» считает, что ни о каком развитии сейчас речи быть не может, даже несмотря на объявленные правительством меры поддержки. По мнению Татуловой, ближайшее время будет особенно непростым для бизнеса: «Если мы и дальше будем считать, что лучше закупать, чем производить, то нам вообще ничего не поможет». Во многом с этой позицией согласна и Анна Рождественская. По ее мнению, сложности будут у всех, кто так или иначе связан с поставками за валюту, но в общепите ситуация с оборудованием будет особенно сложная. «В меньшей степени этому подвержена сфера услуг, хотя у тех же салонов есть закупка инструментов, материалов», — добавляет она.
Еще одной проблемой как для своего бизнеса, так и для рынка в целом Татулова называет потребность обходиться без привычных продуктов: «Заменить фисташку репкой не получится. Каких-то продуктов в России просто нет, каких-то недостаточно».
Стоит ли сейчас покупать франшизу
Инвестировать сейчас во франшизный бизнес — хорошая идея, считает Юрий Михайленко. «Во-первых, многим просто нужно куда-то вкладывать деньги. Купить яхту или зарубежную недвижимость теперь возможности нет, золото и валюта тоже показывают себя неоднозначно. Лучшее решение в такой ситуации — инвестировать в бизнес. Например, опыт Латинской Америки показывает, что чем хуже ситуация в экономике — тем лучше развивается франчайзинг. Во время кризисов 1980-х годов в Бразилии и в 1990-х в Аргентине местный бизнес вкладывался не в стартапы, а в национальные франшизы. Это привело к кратному увеличению этих сетей», — говорит он.
Для правильного выбора франшизы для инвестиций директор Российской ассоциации франчайзинга рекомендует:
- Оценить стабильность уже работающих точек, желательно, чтобы их было не меньше двадцати. Если они работают достаточно давно, значит, они прибыльны.
- Пообщаться с действующими франчайзи, узнать их опыт.
- Оценить перспективы рынка: есть ли у сети будущее, несмотря на сложности текущей ситуации.
«Например, можно оценить вероятность отказа покупателей от определенного товара или услуги, — говорит Михайленко. — От товаров повседневного пользования или услуг для детей будут отказываться в последнюю очередь. Также можно оценить опыт стран в схожем положении — Индии, Китая, Шри-Ланки, и поискать аналогии: росли там подобные точки или нет».
По мнению Анны Рождественской, меньше всего спрос упадет на самые бюджетные франшизы, с инвестициями до миллиона рублей. Речь идет об отечественных компаниях из малого и микробизнеса, как правило, из сферы услуг — пунктах выдачи заказов, небольших детских развивающих центрах. Рождественская говорит, что такие франшизы всегда рассматривались как альтернатива банковским вкладам. А также добавляет, что взяться за такой бизнес могут и люди без опыта в предпринимательстве.
Руководитель каталога франшиз также утверждает, что, кроме прочего, к такого рода инвестициям проявят интерес люди, которые потеряли работу, но успели сделать накопления. Рождественская предполагает, что в этой ситуации они захотят заняться собственным бизнесом, в частности — франчайзинговым.
Анастасия Татулова рассказывает, как меняется интерес к открытию франшиз кафе «Андерсон»: «Сейчас много обращений связаны не с открытием новых точек, а с конверсионными франшизами. Это когда у человека уже есть предприятие, кофейня или ресторан, и он понимает, что сам не справляется, поэтому хочет встроиться в нашу сеть. То есть он превратит свое кафе в “Андерсон”. Для него это хороший вариант: мы, как большая сеть, имеем другие условия закупки, следим, чтобы цены на сырье у наших франчайзи были выгодными, отвечаем за поставки. С нами выплывать точно проще».
О повышенном интересе к такого рода бизнес-трансформациям говорит и Анна Рождественская. «Сейчас появилось много акций “на злобу дня”, трансформация из одной франчайзинговой сети в другую с большими скидками и преференциями, — рассказывает она. — Особенно это распространено в ретейле». Востребованность таких предложений Рождественская объясняет тем, что многие франчайзи не могут работать из-за решений головных компаний либо из-за проблем с поставками. «За аренду при этом платить нужно, место в ТЦ у магазина хорошее, и вообще закрываться не хочется, плюс есть вопрос с персоналом. А такая конверсия может быть быстрым решением», — поясняет она.
Что будет с франшизами в России
Одной из точек роста на российском рынке основательница кафе «Андерсон» Анастасия Татулова называет ниши, освободившиеся после ухода иностранных брендов. «Любые кризисы — это возможности, они дают шанс сделать что-то выдающееся. Правда, и риски большие, поэтому не думаю, что кто-то будет спешить открываться прямо сейчас, пока не станет ясно, как поменялась ситуация», — говорит она.
Анна Рождественская считает, что средний чек покупки франшизы в России вырастет не меньше чем на 20%, но вероятнее, что он будет меняться в соответствии с курсом валюты и в зависимости от сферы бизнеса: рост издержек на открытие полноценного ресторана будет весьма существенным. Тем не менее руководительница franshiza.ru уверена, что перспективы у франшизного бизнеса в России хорошие, поскольку президент еще в начале февраля обозначил франчайзинг как одно из приоритетных направлений развития малого и среднего бизнеса.
«Мой прогноз: рынок франшиз вырастет в два раза, — говорит директор Российской ассоциации франчайзинга Юрий Михайленко. — Предпосылок для этого две: нужно куда-то девать деньги, а я не вижу других таких же надежных возможностей для этого, кроме как реальный бизнес; усиление российских франшиз в ближайшее время приведет к массовой экспансии российских брендов на рынки Юго-Восточной Азии, арабских стран, Южной Америки, Африки. Кроме этого я ожидаю перемен в развитии нетрадиционных для российского франчайзинга отраслей: производстве, сельском хозяйстве, строительстве, переработке».
Автор Денис Бондарев