Утром стулья, вечером деньги. Как создать бизнес и продлить жизнь старым вещам
Семь лет назад гастрономические журналисты Катя Калина и Ольга Овчарова придумали FChairs — проект по продаже мебели из закрывшихся ресторанов. Команда гастролирует по разным площадкам, раз в месяц устраивая распродажи. «Сноб» поговорил с создательницами о формате и гостях сейла, о реставрации мебели и о том, почему закрываются хорошие рестораны
О формате
У нас нет своего шоурума, мы работаем только в формате закрытых гараж-сейлов, которые проходят как светская тусовка один раз в месяц. Все сейлы закрытые: чтобы на них попасть, нужно написать в наши соцсети. Приглашение с подробными инструкциями получают первые 1000–1500 написавших, в зависимости от возможностей площадки. Поэтому, когда нам в очередной раз пишут с просьбой выслать каталог, мы вежливо объясняем, что никакого каталога нет и быть не может: ассортимент меняется слишком стремительно, мы иногда сами не знаем, что попадет к нам на распродажу завтра.
О ресторанном рынке и о том, почему закрываются заведения
Да, сейчас не самое легкое время для ресторанов. Но помимо объективных сложностей, для многих закрывшихся проектов были и локальные причины: провальная концепция, жадный арендодатель, непрофессиональное управление. А еще мы заметили, что во время пандемии и с началом спецоперации рестораторы стали хозяйственнее, экономнее — это факт. Если раньше нам тоннами сгружали люстры Бакарра и кресла Фенди, то сейчас приходится иметь дело с сильно поюзанной мебелью — отсюда, собственно, и возникла наша декораторская школа, которую мы официально презентуем в ноябре. То, что попадает к нам в руки, просто так, смахнув пыль, продавать нельзя.
О ресторанной моде на дизайн
Мода на дизайн, конечно, меняется. Где-то с шагом в два-три года. Лет десять назад рестораторы не жалели денег на интерьеры: привозили в Москву огромные люстры из муранского стекла и кожаные стулья Fendi по 5000 долларов каждое. А сейчас, когда о богатстве говорить стало неуместно и главная ресторанная идея последних сезонов — демократичность, все это стало никому не нужно. Люстры отправились на дачу к родственникам, стулья забыты на складе. В 2015 году мы вовсю продавали мебель нулевых: кожу, золото, хрусталь, дорогую Европу, много стульев и кресел в стиле Прованс и диваны с каретной стяжкой. Сегодня наш ассортимент по большей части лофт: бетонные столы, минималистичные диваны, мебель в скандинавском стиле. Впрочем, к этому списку в последнее время активно добавляется и то, что стоит в ресторанах прямо сейчас, например мебель midcentury.
Кстати говоря, мы, как ресторанные люди, замечаем корреляцию между модой на продукты и модой на мебель. Рестораны задают тренды на то, что мы едим дома и чем обставляем наши дома. Вся эта мода на ягоды годжи, авокадо, северную рыбу, микрозелень, баскский чизкейк, эспрессо-тоник и флэт вайт — все это пришло из ресторанов. То же самое с мебелью и дизайном интерьеров. Домой мы приносим идеи из ресторанов.
Об уникальных вещах, которые продавались на сейлах
Мы распродавали мебель после чемпионата мира по футболу. Продавали реквизит после съемок исторического сериала. Гарнитур Версаче из бара «Лепс». Чего только не было за эти семь лет! К нам порой попадают настоящие раритеты. Например, мы нашли новый дом диванам легендарной ливанской марки Bokja и бархатным красным креслам с позолотой из The Most, на которых сидел Дерипаска, а кроме того, полностью — от вилок с ложками до самой последней занавески — распродали такие рестораны, как «Павильон», Door 19, «Элементс», «15 сестер», «Гюго», «Полет». Представляете, сколько сокровищ было унесено оттуда нашими гостями? Причем за самые что ни на есть смешные деньги.
Конечно, сегодня FChairs — это не только про ресторанную мебель. Мы находимся в постоянном поиске сокровищ Али-Бабы и открыты всем формам сотрудничества: например, работаем с мебельными фабриками, которые по нашим эскизам и из наших тканей делают для нашего проекта совершенно новые вещи.
Важное обстоятельство в этом сюжете — цена: любая попавшая к нам мебель в конечном итоге не должна стоить дорого — это часть нашей концепции. Ручное управление бизнесом и то, что все в сущности построено на личных связях, договоренностях и честном слове, позволяет нам привлекать в проект симпатичных нам людей: пенсионерок, которые вяжут из искусственного ротанга фантастические в бельгийском стиле кашпо, ребят, которые печатают на тканях и шьют из них подушки, делают свечи из кокосового воска, льют горшки в виде головы Давида и бюста Венеры, возят ковры из Дагестана. Нам нравится этот вещизм, за которым всегда стоят очень интересные люди и истории.