Эклектика традиций. Как современные архитекторы переосмысляют историю
Современная архитектура вступила в эпоху постмодерна и уверенными шагами прошла этапы от брутализма и хай-тека до минимализма и скандинавского стиля. К 2020-м годам зодчие в своих проектах стали активнее переосмыслять наследие прошлых веков. Изгибы огромных труб и ажурные полости в залах музея современного искусства Zeitz MOCAA в Кейптауне отсылают к модерну начала прошлого века и напоминают работы Антонио Гауди. Притцкеровский лауреат Ренцо Пьяно вступил в диалог с конструктивизмом и возвел в Испании будто парящий над землей Centro Botín. Публичная библиотека в Тяньцзине, спроектированная голландцами MVRDV, воплощает мечты ретрофутуристов. А авторы проекта кампуса Школы управления «Сколково» вдохновлялись работами абстракционистов Казимира Малевича и Эль Лисицкого — отсюда и идея положить на гигантский диск основного здания параллелепипеды верхних этажей. Сегодня фокус архитектурных бюро направлен главным образом на эклектику, ар-деко и модерн — стили, закрепившиеся на переломе конца XIX и начала XX веков.
Как зарождалась эклектика и что оставил нам модерн
Архитектурные стили конца XIX — начала XX века были зеркалом эпохи и отражали стремление к экспериментам и поиску новых форм. Одним из доминирующих направлений был эклектизм, который характеризуют как смешение стилей из разных периодов истории зодчества. На протяжении всего XIX века он развивался и трансформировался — и прошел путь от романтизма в 1830-х и боз-ар после 1850-х до историзма и поздней эклектики. В 1870–1890-х в Москве появились здания со сложными фасадами и большим количеством декора: например, Государственный банк на Неглинной архитектора К. М. Быковского, Международный торговый банк на Кузнецком мосту архитектора С. С. Эйбушитца, Сандуновские бани архитектора Б. В. Фрейденберга.
Одним из важнейших архитектурных стилей начала XX века стал модерн, который акцентировал внимание на органических формах и художественной отделке. Здания, выполненные в этом стиле, отличались асимметрией, плавными линиями и декоративными элементами, вдохновленными природой. Хедлайнеры, которые застроили столицу главными примерами этого архитектурного стиля, — Лев Кекушев, Федор Шехтель, Алексей Щусев. В столице сохранился целый калейдоскоп наследия мастеров — роскошный неоготический особняк для семьи Саввы и Зинаиды Морозовых, особняк предпринимателя и банкира Степана Рябушинского с эффектной лестницей, здание Ярославского вокзала с майоликовыми панно с флорой и фауной Русского Севера, гостиница «Метрополь» с керамическими панно работы Александра Головина и панно «Принцесса Греза» по эскизу Михаила Врубеля. Все эти удивительные постройки по-прежнему вдохновляют современных архитекторов.
К 1920-м годам на сцену вышел конструктивизм, который стоял в оппозиции от модерна и стремился к функциональности и простоте. Архитекторы Ле Корбюзье, Моисей Гинзбург, Владимир Татлин, Константин Мельников и многие другие создавали здания, акцентируя внимание на новых материалах и технологиях. Их проекты вроде дома Наркомфина, дома-коммуны на Орджоникидзе или купальни-бани Рогожско-Симоновского района были направлены на практичное использование пространства и соответствие нуждам общества. С этим архитектурным наследием активно работают столичные архитекторы и создают проекты, которые ставят во главу угла не только эстетику, но и функциональность. Интересный пример — «Культурный центр ЗИЛ», который сочетает в себе современные формы и промышленные элементы, напоминающие о заводских зданиях начала XX века. Или музей современного искусства Гараж» в парке Горького — простые геометрические формы и стеклянные фасады отсылают к конструктивистским постройкам.
Современная застройка мегаполиса: союз практичности и эстетики
Каждое новое строение в городе влияет на окружающий его ландшафт и визуальный контекст, и основная задача архитектора сегодня состоит в том, чтобы управлять этими изменениями. Нередко встречаются здания, которые прямо заимствуют стиль из других эпох — например, частные дома в классическом стиле или современные офисные комплексы, полностью соответствующие облику исторической застройки. На первый взгляд, это может показаться простым: использовать уже известные решения и формы. Однако, если речь идет о новом строительстве, а не о воссоздании существующей исторической среды, бездумное копирование будет выглядеть максимально неудачно.
Жилые комплексы, которые возводят в историческом центре Москвы, — яркий пример того, как современная архитектура может сочетать инновационные технологии с элементами исторического наследия. Актуальные сегодня материалы и формы используют с оглядкой на визуальный код, присущий стилям прошлого. Камень, стекло, дерево — простые, понятные и при этом прочные и экологичные материалы все чаще применяют в строительстве. За эстетику отвечают украшенные барельефами фасады и работа с пропорциями и формами зданий.
Среди удачных примеров актуальной городской застройки — комплекс «Малая Ордынка, 19», где фасад визуально поделен на три части: стеклянный, каменный и кирпичный. Проект Сергея Скуратова «Тессинский, 1» буквально вырастает из сохраненной кирпичной стены конца XIX века. Построенный среди авангардной застройки Шаболовки, ЖК «Композиция №24» облицован глянцевым черным кирпичом, будто объект супрематистов — если бы «Черный квадрат» был домом, он бы выглядел так. Панорамные арочные окна ЖК «Бродский» напоминают венецианские галереи, а знатокам — проекты Оскара Нимейера, например Дворец Итамарати в Бразилиа.
Новой архитектурной достопримечательностью Замоскворечья станет клубный дом «Космо 4/22». В начале XX века на этом месте был построен доходный дом с трактиром, а в советское время здание стало основным корпусом гостиничного комплекса «Байкал». «Космо 4/22» стал результатом реконструкции и был вдохновлен наследием архитектора Николая Благовещенского, автора первоначального проекта. Благовещенский проектировал сельские храмы и общественные постройки в духе поздней эклектики и стиле модерн. Среди его работ — первый проект кинотеатра «Художественный», училищный дом В. А. Бахрушина, доходный дом Л. В. Шамшиной и городская лечебница Л. Н. Сумбул.
По задумке «Галс-Девелопмент» в проекте «Космо 4/22» органично сочетается классика и современность. Команда вдохновлялась ландшафтом респектабельных кварталов и архитектурными традициями XIX–XX веков. Так, выходящий на Космодамианскую набережную исторический фасад будет явно напоминать оригинальный доходный дом 1901 года и сохранит его элементы. Каменная кладка, украшенная орнаментом массивные колонны и высокие арочные окна, обрамленные ажурной балконной изгородью создают впечатление, что здание имеет долгую историю.
Несмотря на уважение к архитектурным традициям, «Космо 4/22» органично внедряет современные технологии. Архитектурный проект создан с учетом разнообразного досуга для жильцов: пространства для общения, уютный внутренний двор-патио и даже тайный сквер со скульптурными композициями способствуют формированию нового комьюнити людей, неравнодушных к эстетике. А главная привилегия — это локация. «Космо 4/22» находится недалеко от заполненной ресторанами Пятницкой, но в тихом квартале и при этом всего в семи минутах езды от Кремля. Из подземного паркинга можно легко выехать сразу на Садовое кольцо.