Сбербанк: Средний класс перестал верить в богатую Россию
Индекс уверенности россиян в том, что страна будет богата в следующие 12 месяцев, во втором квартале снизилась до минус 7 процентов. Для сравнения: в первом квартале индекс составлял 0 процентов. Нынешний показатель стал наихудшим с первого квартала 2016 года, когда индекс национального благосостояния также составлял минус 7 процентов. Наименьшее значение этого индекса зафиксировали в четвертом квартале 2014 года — минус 20 процентов.
«Мы объясняем изменение индекса ослаблением рубля. В соответствии с этим доля респондентов беспокоящихся по поводу экономического роста, увеличилось во втором квартале 2017 года до 35 процентов», — говорится в обзоре.
«Индекс Иванова» — это индекс потребительской уверенности россиян, который считают с 2013 года. Индекс строится из ряда показателей: личное благосостояние (сейчас и в следующие 12 месяцев), национальное благосостояние (сейчас и в течение года), а также условия для крупных покупок. По заказу Sberbank CIB исследовательское агентство Cint каждый квартал опрашивает 2,3 тысячи россиян в возрасте от 18 до 65 лет, которые живут в 164 городах России. Индекс назван по самой распространенной в России фамилии.
Индекс потребительской уверенности россиян во втором квартале снизился на 5 процентов и составил минус 15 процентов. По оценке Sberbank CIB, индекс вернулся к среднему показателю за 2016 год.
Во время опроса исследователи выяснили, что:
- 75 процентов россиян чувствительны к уровню цен;
- 68 процентов совершают покупки в дешевых магазинах;
- 62 процента пользоваться промоакциями, покупают менее дорогие продукты;
- 71 процент старается покупать более дешевые товары;
- 48 процентов ходят в магазин только ради промоакций;
- 69 процентов экономят на питании вне дома;
- 63 процента экономят на отпуске.
В конце июня ВЦИОМ представил итоги опроса, в ходе которого выяснилось, что 39 процентам россиян не хватает денег на еду и одежду. Еще 10 процентов сообщили, что «сводят концы с концами», а «денег не хватает даже на продукты». Чуть больше четверти опрошенных (29 процентов) сказали, что не могут купить одежду.