В Новой Третьяковке впервые выставили два «Черных квадрата» Малевича одновременно. Объясняем, какая в них разница
Первый «Черный супрематический квадрат» был написан в 1915 году — это подлинник, с которого впоследствии художник выполнял повторения. Второй квадрат Малевич написал в 1929-м.
Сколько всего «квадратов», чем они отличаются:
Известно о четырех версиях «Черного квадрата» Малевича — 1915-го, 1923-го, 1929-го и 1932 года. Все они отличаются оттенками, размером, пропорциями.
- Первая картина 1915 года — подлинник, который висел на последней футуристической выставке «0.10». Под ней скрываются еще две цветные картины художника;
- Вторая, 1923 года, стала частью триптиха (вместе с ним созданы дубли «Круга» и «Креста»). Считается, что ее писали ближайшие ученики Малевича — Анна Лепорская, Константин Рождественский и Николай Суетиным — под руководством художника. От подлинника отличается пропорциями и размером (он больше). Хранится в Русском музее;
- Третий вариант картины, 1929 года, точное авторское повторение первой работы. Малевич написал ее для персональной выставки в Третьяковской галерее;
- Четвертый «Черный квадрат» хранился у родственников Малевича в Самаре, а затем в коллекции Инкомбанка. Он был написан для выставки «Художники РСФСР за 15 лет» в Ленинграде. Сейчас хранится в Эрмитаже.
Что еще нового в Третьяковке:
В обновленной экспозиции ХХ века к уже знакомым залам Василия Кандинского, Ильи Машкова, Петра Кончаловского добавились залы Владимира Татлина, Александра Дейнеки, а также Павла Филонова и его школы, Казимира Малевича и его учеников. В экспозицию произведений Марка Шагала добавлена графика.
Также в галерее открылся зал, посвященный коллекции русского авангарда, собранной советским коллекционером Георгием Костаки. В 1977 Костаки передал большую часть своего собрания Третьяковской галерее — это стало крупнейшим даром за всю историю музея.
На «Снобе» можно пройти тест и узнать, хорошо ли вы отличаете авангард от анекдота и четыре черных квадрата Малевича один от другого.