В частности, судья заявил, что «бессчетные средства», потраченные на образовательные реформы, стоило использовать «на достойную оплату преподавательского труда». Ректоров он упрекнул в том, что они отказались от «самоуправления и академической свободы» и «обслуживают систему, которая выдает разрешения на профессию». 

Тезисы из «особого мнения» Арановского:

  • «Профессиональное образование» не в состоянии «уверенно гарантировать квалификацию обладателей дипломов»; 
  • В системе образования «столько динамики (реформ — прим. «Сноб»), что нельзя рассчитывать на стабильное качество образовательного продукта»; 
  • «Улучшения в образовании длятся лет тридцать, а результаты их все еще спорны, так что теперь, когда столько истрачено, а доверия дипломам не прибавилось, нет причин полагаться впредь на министерские решения, инициативу ректоратов и на энтузиазм активистов».
  • Ради большего заработка преподаватели вынуждены «воспитать в себе навыки и умения писать резюме и заявки» вместо того, чтобы совершенствовать свои преподавательские качества;
  • В вузах нет самоуправления, и власть «ставит участников образовательного дела на службу своим интересам»;
  • «Многое располагает к тому, что скоро придется, быть может, в самых разных правоотношениях повременить со строгой обязательностью дипломов, пока не появятся веские доказательства тому, что вузы восстанавливают автономию».

Что важно знать:

На размышления об образовании Арановского натолкнула жалоба бывшего предпринимателя из Воронежа Михаила Чайковского, которого в 2015 году не признали безработным в службе занятости из-за того, что у мужчины отсутствовали справка «о среднем заработке с последнего места работы» и «документ, удостоверяющий квалификацию». 

Разбирая это дело, Конституционный суд заключил, что в случае «длительного перерыва в трудовой деятельности» гражданин может быть признан безработным и без справки «с последнего места работы». Также нет необходимости в дипломе или других «документах о квалификации» для получения пособия по безработице.