Взаимоотношения бизнеса и дизайнеров

Гусевский хрустальный завод второй год подряд участвует в «Фабрике дизайна». На встрече гендиректор торгового дома предприятия Елена Усенко назвала взаимное недоверие одной из главных проблем между дизайнерами и бизнесом: «Народно-художественные промыслы боятся потери идентичности, высокой стоимости работы, а также подозревают внешних подрядчикот в недостаточном знании материала и технологии. Художники, в свою очередь, считают подход фабрик архаичным, тяготятся сложной рабочей коммуникацией и опасаются невыплаты роялти».

Тем не менее у завода есть успешный опыт коллабораций с такими дизайнерами, как Элина Туктамишева, Ольга Трейвас и Анна Афиногентова. Сотрудничество с последней возникло благодаря проекту «Фабрика дизайна».

Основатель и руководитель сувенирной компании Art4you Павел Нестеров признался, что почти не работает с внешними дизайнерами. По его словам, они «либо не справляются, либо переходят в штат, где их доучивают». Так, в Art4you есть три подразделения дизайна, где работают 15 специалистов.

Межкультурные коммуникации

Грамотно взаимодействовать важно и с конечным потребителем товара. Часто бренд не соответствует культурному коду страны клиента, поэтому команде дизайнера и заказчика нужны лингвист и страновед. Наталья Минаева, директор по развитию региональной инфраструктуры поддержки экспорта Российского экспортного центра, обратила внимание на это в ходе дискуссии: «Ни заказчик, ни дизайнер зачастую не думают об особенностях национального рынка, на который выходят. Между тем в арабских странах едва ли оценят дизайн, отсылающий к "Трем поросятам", а во Вьетнаме, как ни странно, к котятам. В этой стране кошек не любят, потому что мяуканье созвучно вьетнамскому слову "бедность"».

Разные взгляды

Креативный директор студии промышленного дизайна «Арт-Ап», член экспертного совета при Минпромторге Алексей Кутяев заявил, что неточные представления заказчиков о цене и ценности дизайна, правилах составления технического задания, роли правок и согласований часто корректируются с опытом. Сотрудничество становится пладотворным благодаря гибким подходам каждой стороны. Тем не менее, на взгляд эксперта, неправ обычно именно заказчик — «он пришел к доктору и не должен с ним спорить».

Владимир Самойлов и Александр Матвеев из дизайнерского консалтингового агентства Matveyev Samoylov Concept Development убеждены, что «переводом с языка дизайнера на язык заказчика и наоборот» должен заниматься «дизайнер-генералист». Как объяснили эксперты, это креативный продюсер от индустрии дизайна, который выступает связующим звеном между заказчиком и дизайнером.

Будущее индустрии дизайна

Президент Союза Дизайнеров России и председатель жюри конкурса «Фабрика дизайна 3.0» Виталий Ставицкий на встрече ометил, что нельзя забывать о взаимодействии дизайна как отрасли с государством. Он выдвинул концепцию дизайна 5.0, опознающего себя в координатах суверенитета, безопасности, инноваций, R&D, визионерства, экономики и дипломатии.

Стратег студии Артемия Лебедева и член жюри «Фабрики дизайна 3.0» Павел Стародубцев напомнил о планах правительства увеличить долю креативных индустрий в ВВП страны с 3% до 6% к 2030 году. Следовательно, каждый год творческим отраслям нужно привлекать по 1 трлн рублей. В ближайшие шесть лет, по мнению эксперта, наиболее востребованной профессией будет руководитель проектов в креативных индустриях.