Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Все новости

Путин, Пашинян и Алиев договорились восстановить железную дорогу между странами. Какие есть риски

Спустя два месяца после окончания конфликта в Нагорном Карабахе Россия, Армения и Азербайджан договорились восстановить железную дорогу между странами. Договор важен, потому что он может наладить прямое железнодорожное сообщение между Россией и Арменией, но получится ли его исполнить в условиях сложных международных отношений — корреспонденты «Сноба» спросили у экспертов

12 января 2021 14:56
p9ZHbiIJihi3Hz1vridbQg1XnBgHorqE.jpg Встреча Владимира Путина с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и Премьер-министром Армении Николом Пашиняном, 11 января 2021 года
Фото: Kremlin.ru

Предполагается, что железная дорога пройдет по восточному Азербайджану и позволит армянам впервые с 1992 года запустить прямые поезда в Россию, а также получить выход на Иран. Баку, в свою очередь, после более 30 лет блокировки сможет наладить сообщение с отделенным Арменией эксклавом — Нахичеванской автономной республикой — и получить выход к Турции.

Прямое сообщение между Арменией и Россией через Грузию прервалось из-за конфликта в Абхазии. В 2020-м власти Грузии сообщали, что вопрос о восстановлении сообщения, на которое бы ушло почти два миллиарда рублей, «снят с повестки».

Что важно знать:

Председатель Ассоциации экспедиторских компаний Армении Егише Ованнисян сомневается, что запуск прямых поездов через Азербайджан даст больше возможностей для грузовых перевозок.

«Даже иранцы не желают ехать в Россию через Азербайджан, потому что, как знают профессионалы, на этом пути творится невероятная коррупция. И потом пускать грузы по железной дороге через страну, с которой у нас не урегулированы дипломатические отношения, — не комильфо», — объяснил он в комментарии «Снобу».

Тем не менее, по его словам, запуск железной дороги — это «большое спасение», потому что пока у Армении «единственная связь с миром через Грузию». На Европу — через порт Поти в Грузии, а в Россию и страны ЕврАзЭС — через автомобильную дорогу, тоже в Грузии, проходящую через КПП Верхний Ларс. «Это очень тяжелый отрезок пути, шесть месяцев в году там огромные лавины», — отмечает Ованнисян.

Политический обозреватель Айк Халтян уверен, что проблемы могут возникнуть и с пассажирскими перевозками — «я сомневаюсь, что кто-то из армян в ближайшей перспективе рискнет ехать по железной дороге через Азербайджан в Россию».

От также отметил в разговоре с корреспондентом «Сноба», что в Армении много недовольных соглашением Владимира Путина, Ильхама Алиева и Никола Пашиняна — тем, что вопрос пленных не решился, а вопрос железной дороги и разблокировки коммуникаций продвигается.

«Самым большим выгодоприобретателем (в этом соглашении. — Прим. Ред.) является Азербайджан. Поэтому получается, что те вопросы, которые интересуют Азербайджан (обеспечение связи с Нахичеванью), решаются, а те вопросы, которые интересуют армянскую сторону, не решаются», — добавил эксперт.

Политолог и колумнист «‎Сноба» Геворг Мирзаян признает, что прямая железная дорога из Армении в Россию важна, но Путин, подписав соглашение, совершил «очередную ошибку» — где гарантии, что Азербайджан в любой момент не перекроет сообщение.

«Это ошибка Путина, во-первых, потому что большинство людей понимает, что Пашинян целенаправленно сдал Карабах и сейчас уже, когда проиграна война, вариантов не остается — условия соглашения будет соблюдать любой армянский политик. Во-вторых, когда Путин поддерживает Николу Пашиняна, он недооценивает, что значительная часть армянского общества, понимающего, что Пашинян — предатель, считает, что Пашинян в сговоре с Путиным, что Путин тоже участвовал в предательстве интересов Армении. Это абсолютно не так, потому что у Путина с Пашиняном был личный конфликт и, как мне говорили, имя Пашиняна вызывало в Кремле дикую аллергию. Так что зря Владимир Владимирович так перестраховывается», — сказал эксперт.

По его словам, в новом соглашении между Россией, Арменией и Азербайджаном проявляется «родовая травма российской внешней политики»: «мы делаем ставку на отдельных политиков, но при этом боимся полагаться на общество. Никто не мешает России положиться на армянское общество, которое в целом абсолютно пророссийское. Вместо этого мы делаем ставку на Николу Пашиняна — иностранного агента, который выражает интересы своих многочисленных западных друзей, настроенных антироссийски. К сожалению, Россия опять оказалась заложником собственного страха».

Конфликт в Нагорном Карабахе:

Бои между Арменией и Азербайджаном в непризнанном Нагорном Карабахе длились с 27 сентября по 10 ноября. В них погибли тысячи человек — военных и мирных жителей.

Конфликт завершился тем, что Армения, Азербайджан и Россия подписали соглашение о прекращении огня. По документу, Армения передала Азербайджану несколько районов непризнанной республики. Многие жители Нагорного Карабаха были вынуждены покинуть свои дома — их истории можно почитать в материалах Армины Багдасарян на «Снобе»:

Город без окон. Истории вернувшихся в Степанакерт жителей

Последнее крещение. Как армяне прощались с монастырем Дадиванк

Чужие среди чужих. Истории жителей карабахских деревень, которые отошли Азербайджану

Подготовили Екатерина Тимофеева, Асхад Бзегежев

Поддержать лого сноб
Читайте также
Мария Володина

В Подмосковье совершил самоубийство командир воинской части, сообщает ТАСС со ссылкой на источник в правоохранительных органах

Юлия Щербатова
«Когда перестану колоть, будет хуже!», «Подожду-ка я до 40-ка», «Зачем делать ботокс, если…
Мария Володина

Саудовская Аравия построит город без машин, дорог и выбросов углекислого газа, сообщает Bloomberg со ссылкой на заявление наследного принца Мухаммеда ибн Салмана. План строительства опубликован на специальном сайте