Россияне в 2023 году потратили 917,5 млрд рублей на заказ продуктов в интернете. Это почти в полтора раза больше, чем в 2022-м (622 млрд рублей), сообщили «Ведомости» со ссылкой на исследование Infoline.

Наибольший прирост онлайн-продаж продовольствия зафиксировали в четвертом квартале 2023 года (57%). По словам директора компании «Infoline Аналитика» Михаила Бурмистрова, это обусловлено увеличением продаж в форматах самовывоза и плановой доставки, на которые к концу года приходилось 40% всех заказов. Этому способствовали промоакции, рост онлайн-продаж алкоголя, а также дефицит курьеров. Их зарплаты выросли за год на 40%, что также отразилось на стоимости доставки.

По оценкам аналитической компании Data Insight, доля онлайн-заказов в розничной продаже продуктов питания выросла с 3,4% до 4,7% и составила 298 млрд рублей. Категория скоропортящихся товаров стала самой популярной у покупателей, ее объем оценили в 781 млрд рублей (на 41% больше, чем в 2022 году).

Доля маркетплейсов в сегменте самовывоза и плановой доставки выросла в 2023-м с 49,3% до 56%. Например, как сообщил представитель «Озона», в компании зафиксировали увеличение числа заказов через пункты пункты выдачи товаров (ПВЗ). Но это не привело к сокращению курьерской доставки Ozon Fresh. «Рост популярности доставки продуктов через ПВЗ мы связываем с тем, что такой канал получения товаров становится все более доступным: на конец года к системе было подключено около пятой части всех пунктов», — добавил сотрудник компании.

В ближайшем будущем тренд на самовывоз будет развиваться и дальше, считает Бурмистров. Экспресс-доставка также будет наращивать объемы, так как у нее остаются лояльные покупатели, готовые платить за скорость.