В ОНК Москвы обвинили Марину Литвинович в разглашении данных следствия и решили исключить ее из комиссии. В ее поддержку выступили правозащитники
Общественная наблюдательная комиссия (ОНК) Москвы направила в Общественную палату России представление о прекращении полномочий члена ОНК Марины Литвинович, сообщает ТАСС со ссылкой на комиссию. Правозащитницу обвинили в «неоднократном разглашении данных следствия» и других нарушениях
На Литвинович ранее жаловались граждане, адвокаты подозреваемых и обвиняемых, а также органы власти, утверждают в ОНК Москвы. В комиссии заявили, что правозащитница нарушила кодекс этики членов ОНК и регламент, а также закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания». «Это выражалось в неоднократном разглашении данных следствия, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, использовании данных, полученных во время посещения подозреваемых и обвиняемых, публикациях в СМИ в ущерб гражданам, находящимся в местах принудительного содержания», — сообщили в ОНК Москвы.
В комиссии также утверждают, что Литвинович неоднократно распространяла недостоверную информацию, «допускала факты намеренной политизации института общественного наблюдения» и навязала адвоката обвиняемому в госизмене. При этом ранее правозащитницу предупреждали о том, что подобные действия недопустимы, заявили в ОНК.
Что происходит:
5 марта Литвинович сообщила в своем телеграм-канале, что члены ОНК Москвы проголосовали за ее исключение из комиссии. По словам правозащитницы, процесс инициировал один из членов ОНК, который считает, что Литвинович нарушила закон, когда якобы разгласила в интервью «Дождю» данные следствия в отношении Любови Соболь по делу о проникновении в жилище Константина Кудрявцева — одного из предполагаемых сотрудников ФСБ, стоящих за отравлением Алексея Навального. «В конце декабря 2020 года я посещала арестованную Соболь в ИВС на Петровке, где она мне рассказала о том, что ее допрашивали ночью, о том, что у нее была очная ставка и что у нее изъята обувь и защитная маска», — написала Литвинович.
7 марта в ОНК ответили на пост правозащитницы следующее: «Марина Алексеевна умалчивает тот факт, что нарушение зафиксировано со слов адвоката Любови Соболь, которые он произнес во время эфира на телеканале "Дождь". Дословно его фраза звучала так: "Спасибо большое Литвинович, которая разгласила данные следствия, а я не мог их разглашать до этого, а теперь смогу комментировать данные, которые она озвучила». В комиссии добавили, что после этих слов проанализировали интервью Литвинович и подтвердили факт нарушения закона, кодекса этики членов ОНК и регламента организации. В ОНК считают, что правозащитница «в своих публичных комментариях манипулирует общественным мнением, намекая на политизированное решение в отношении ее персоны».
За исключение Литвинович из ОНК проголосовали 22 члена комиссии — больше половины. Против высказались семь человек, еще трое воздержались. Рассмотреть вопрос о лишении полномочий Литвинович теперь должна Общественная палата России.
Что важно знать:
Сама Литвинович считает, что не разглашала данные следствия, а рассказала лишь о ведущихся в отношении Соболь следственных действиях, а не их подробностях и результатах. «Я информировала граждан о том, что происходит в деле Любовь Соболь — моя работа как члена ОНК в этом и заключается», — заявила правозащитница «Дождю».
7 марта правозащитник Лев Пономарев* опубликовал на сайте «Эха Москвы» открытое обращение в поддержку Литвинович. Его подписали более 20 человек — члены ОНК Москвы разных созывов, а также члены ОНК Подмосковья. «Даже сама возможность исключения одного из самых активных членов комиссии по надуманному поводу подрывает доверие к ОНК как к институту гражданского контроля за соблюдением прав человека», — говорится в обращении. Там также сказано, что за прошлый год Литвинович совершила 151 визит в места принудительного содержания, а за период с начала 2021 года до 6 марта — 37 визитов. «Она поговорила об условиях и личных нуждах с каждым из более восьмисот арестантов ЦВСИГ в Сахарово, отправленных туда после зимних протестов. В московском ОНК текущего созыва трудно найти человека, который работал бы столь активно и усердно, как Марина Алексеевна Литвинович», — считают правозащитники.
Петиция против исключения Литвинович из ОНК от имени арестантов ЦВСИГ в Сахарово появилась на сайте Change.org. К моменту публикации новости ее подписали более пяти тысяч человек.
Другие новости:
Умерла чеченская правозащитница Хеда Саратова
Следить за событиями удобно в нашем новостном телеграм-канале. Присоединяйтесь
* Лев Пономарев — один из пяти человек, которых Минюст России внес в список СМИ-иноагентов. Из-за этого решения правозащитник подал иск к ведомству и МИД России