
Лабиринт интересов: как помочь подростку найти правильный путь

Как бы парадоксально это ни звучало: в задачи школы профориентация не входит. Ее цель — освоение ребенком учебной программы, где собран и систематизирован опыт прошлых поколений. Однако, профессиональное самоопределение — это взгляд в будущее. Оно призвано показать подростку, что ждет его не только сразу после школы, но и далеко за пределами вуза. С каждым годом это несоответствие между задачами школы и профоориентации растет. Жизненная траектория все чаще не укладывается в линейную схему: школа → вуз → работа по специальности → пенсия, а успешная карьера — не лестница, а лабиринт с исчезающими и появляющимися направлениями.
При этом ответы на практические вопросы — от «чем занимаются data-скриптеры» до «как собрать стартап в 16» — подросток теперь получает сам: чат-боты объясняют сложное понятным языком. Чем же теперь может помочь взрослый, когда речь идет о выборе профессии?
Выявление зоны ближайшего развития
Советский психолог Лев Выготский экспериментально доказал: ребенок максимально развивается, когда он под руководством наставника берется за задачи, находящиеся на границе его возможностей — те, что пока недоступны для самостоятельного решения, но соответствуют следующей ступени познания. Если первоклассник выучит таблицу Менделеева, она не сильно поспособствует его развитию, но и топтание на достигнутом уровне не ведет вперед. Тонкая грань между «я уже могу» и «я смогу с помощью» и есть зона ближайшего развития. Определить ее не будучи педагогом не так просто, даже если родитель — ас в школьной программе.
Именно поэтому Семейный офис Sber Private Banking предлагает профессиональное решение: комплексное сопровождение школьников всех возрастов, с фокусом на учащихся средней школы. С ребенком начинает работать команда из 5 человек. Во-первых, это тьютор — молодой педагог или психолог, который выстраивает с подростком доверительные отношения. Его задача быть не наставником, а другом. Тьютор разделяет увлечения подопечного: может пойти с ним в музей, на выставку или стажировку. Второй член команды — психолог, он помогает определить тип личности подростка, выявить комфортную для него среду и проработать индивидуальные сложности. В зависимости от типа личности зона ближайшего развития может быть разной. Для экстраверта, неплохо знающего английский, следующим этапом будет практика спонтанной речи, а для интроверта — написание эссе. Наблюдения тьютора и психолога передаются третьему участнику команды — внеакадемическому консультанту. Его задача — разработать персональную стратегию развития, выходящую за рамки школьной программы. Четвертый специалист — это академический консультант. Эксперт, который объективно оценивает реальный уровень знаний подростка (не всегда совпадающий со школьными оценками). Координацией процесса занимается администратор: он составляет расписание встреч, организует совместные мероприятия.
Если в ходе работы возникает необходимость в узкопрофильной помощи — например, дефектолога или психоневролога — подключаются соответствующие эксперты. Задача сервиса «Образование» — подобрать команду специалистов к каждому конкретному ребенку. Например, если есть цель поступить в иностранный топовый вуз, к занятиям с подростком подключается консультант, окончивший данное учебное заведение.
Специалисты сервиса могут порекомендовать школу, наиболее подходящую для ребенка. Даже в сложных случаях, скажем, при переезде многодетной семьи, где у каждого из детей — свои способности, интересы и особенности характера, специалисты смогут предложить оптимальное решение: такое учебное заведение, где каждый ребенок раскроет свой потенциал.
Сужение воронки интересов
В 11–12 лет совершенно естественно, что ребенок еще не знает, кем он хочет стать. В этом возрасте интересы разнообразны и изменчивы: сегодня — художественная школа, завтра — химический кружок, послезавтра — увлечение математикой. И часто он демонстрирует заметные успехи сразу в нескольких сферах. Тем не менее, к 16 годам необходимо уже иметь четкое представление о направлении развития, с тем чтобы оставить пару лет для целенаправленной подготовки к вузу.
Именно поэтому период с 12 до 16 лет — идеальное время для «примерки» разных профессий и образовательных траекторий. Хочет ли подросток учиться в России или за рубежом? Если за границей — то в какой стране? В SberPrivate Banking могут помочь организовать поездку в летние детские лагеря при университетах, чтобы дать ребенку ощутить, что такое обучение в конкретной выбранной им стране — ведь в Европе, Азии и Америке атмосфера и требования к кандидатам на поступление существенно отличаются.
Такая постепенная фокусировка на профессии вместо «неожиданной» необходимости выбирать в 16–17 лет уменьшает эмоциональную нагрузку при принятии решения. Конечно, даже в 16–17 лет специалисты сервиса смогут помочь — но это будет интенсивная подготовка к конкретному вузу, а не плавный поиск себя.
О практике сужения воронки рассказала Надежда Максина, Советник по направлению «Образование и медицина» Sber Private Banking: «На первом этапе работы с подростком мы формируем обширный перечень — лонг-лист из 20–30 вузов, соответствующих его интересам и устремлениям. Постепенно список сужается до шорт-листа — четырех-пяти тщательно отобранных учебных заведений, выстроенных в четкую стратегическую цепочку. На вершине — вуз-мечта, цель, к которой мы будем стремиться. Затем — достойная альтернатива, если путь к вершине окажется сложнее ожидаемого. Третий вариант — запасной аэродром на случай непредвиденных обстоятельств. И наконец, последний вуз — наша страховка, то место, куда ребенок гарантированно поступит даже при минимальных усилиях. Ведь в современном мире непрерывного обучения поступление в вуз — это не экзамен на соответствие амбициям, а первый шаг в счастливую профессиональную жизнь».
Если же к 12–13 годам у ребенка нет выраженных интересов, вряд ли ситуация изменится сама собой через несколько лет. Работать с такой «индифферентностью» в старших классах значительно сложнее. В 12 лет еще можно увлечь, заинтересовать, выстроить диалог — с подростком этого возраста воспитательный процесс все еще возможен.
Погружение в реальные профессиональные контексты
Исследования показывают, что даже краткосрочные погружения в профессию непосредственно на рабочем месте ускоряют развитие навыков на 40% по сравнению с традиционным обучением в классе (Michael Eraut, InformalLearning in the Workplace), поскольку соединяют теорию с ее практическим применением. Специалисты сервиса «Образование» устраивают детей на стажировки, подбирают экскурсии по производствам и научным центрам. Ребенок, который мечтает стать биохимиком, может даже не подозревать, насколько обширна эта область и сколько путей она перед ним открывает. Другой пример — увлечение компьютерными играми: многим подросткам кажется, что работа гейм-разработчика похожа на вечный праздник. Но стоит лишь погрузиться в процесс, и становится ясно: это не беззаботное развлечение, а кропотливый труд, требующий терпения и дисциплины. Так через живое общение с профессионалами и собственный опыт ребенок по-настоящему понимает суть выбранного дела.
В прошлом году в Sber Private Banking обратилась семья 12-летней девочки, мечтавшей стать кондитером. Но родители не разделяли ее стремление. В воображении ребенка это была сплошная сказка: воздушные формы, свадебные торты, пирожные в виде единорогов. Экскурсия на кондитерскую фабрику показала иную реальность — огромные цеха, полная стерильность, точные расчеты и никакой воздушной романтики. Вместо ожидаемого восторга девочка испытала разочарование, но именно это стало поворотным моментом. Оказалось, у нее прекрасные художественные способности и живой творческий ум. Специалисты ненавязчиво показали ей другие пути, где ее талант мог бы раскрыться, — например, архитектурный дизайн.
«При этом мы не разрушили ее мир, не говорили, давай посмотрим в другую сторону. Ребенок остался автором своего выбора, но теперь это решение было основано не на фантазиях, а на реальном опыте. Наша задача — раскрыть перед подростком весь спектр его возможностей, и помочь попробовать как можно больше», — рассказывает Надежда Максина.
Поиск индивидуальных траекторий
В мире, где нейросети пишут коды, а роботы ставят медицинские диагнозы, самые интересные профессии могут быть скрыты за границами привычных представлений. Ребенок и его родители могут выбирать только между врачом, юристом и программистом — просто потому, что не знают о существовании десятков других удивительных специальностей. Часто неожиданные профессиональные возможности рождаются на стыке, казалось бы, несовместимых интересов. Так, ребенок, снимающий видео для тиктока и коллекционирующий минералы, в будущем может сделать карьеру, став создателем образовательного контента для геологических парков. Сегодня привычное деление: технарь/гуманитарий перестает работать. Тьюторы все чаще выступают в роли «детекторов талантов», умеющих разглядеть перспективную профессию в, казалось бы, случайном наборе детских увлечений.
Один из примеров: в сервис «Образование» поступил запрос от семьи медиков. Родители — практикующие врачи, изначально не рассматривали для сына иного пути, кроме продолжения семейной традиции. Под давлением родительского авторитета подросток даже не допускал мысли о возможности выбора другой профессии, хотя его личностные особенности и склонности явно противоречили этому сценарию. Психологический профиль юноши указывал на выраженную интроверсию и склонность к техническому мышлению, что плохо соотносилось с коммуникативной природой врачебной практики. Специалисты сервиса пообщались с ребенком и родителями, в результате был найден устраивающий всех вариант — инженерное направление в области разработки медицинского оборудования.
Формирование неакадемических преимуществ
Все абитуриенты, подающие документы в элитные зарубежные вузы, обладают блестящей академической подготовкой — без этого шансов просто нет. Поэтому члены приемной комиссии обращают особое внимание на то, чем еще живет подросток: волонтерство, спорт, научные кружки. В сервисе за подготовку ребенка по этому направлению отвечает специалист по внеакадемической работе. Он не только помогает подростку найти подходящие активности, но и учит грамотно презентовать себя.
Одна из полезных практик — взглянуть на себя глазами приемной комиссии. Недавно СберОбразование провело для детей и родителей игру: «Станьте членом приемной комиссии Пенсильванского университета». Участники примеряли на себя роль тех, кто решает судьбу абитуриентов. Больше всего симпатий завоевал мальчик, мечтавший изучать биохимию. Шесть лет он помогал в доме престарелых, и за это время у него появилась подопечная — бабушка София. Он искренне привязался к ней, но, как будущий врач, понимал, что с ней происходит в медицинском смысле, как она угасает. Свое желание поступить в университет он мотивировал тем, что хочет, чтобы такие как София жили как можно дольше. Его история тронула всех «членов комиссии» — потому что была настоящей.
В задачи экспертов, работающих с ребенком, входит научить его раскрывать свою личность и быть в состоянии представить себя с лучшей стороны перед чужими людьми в другой стране. Эта работа требует времени, но в итоге можно получить хороший результат практически для любого подростка. Важно понимать: специалисты СберОбразования не пишут за студентов мотивационные письма и эссе и не ищут «обходных путей» в топовые вузы. Их цель — научить ребенка делать все самому. Потому что только так можно по-настоящему подготовиться к большому пути.
Согласно исследованию Adobe State of Create, 8 из 10 успешных профессионалов считают, что их карьера могла бы быть более творческой, если бы в детстве их увлечения поддержали. Проект «Образование» в Sber PrivateBanking создает среду для раскрытия способностей ребенка — чтобы ему не пришлось жалеть об упущенных возможностях через 20 лет.
«Поиск “своей” профессии для подростков с сервисом СберОбразование — это выверенная система движения от идеального к надежному: куда бы ни повернулась стрелка “компаса”, она неизбежно приведет к хорошему вузу, где подросток сможет раскрыть свой потенциал, погрузиться в любимую специальность и в итоге овладеть профессией, которая станет не просто работой, а делом его жизни» — подытожила Надежда Максина.
Автор: Юлия Кузнецова