Как выбрать профессию

Что предпринять и что посоветовать подростку, которому подходит время выбирать сферу будущей деятельности

Иллюстрация: Corbis/All Over Press
Иллюстрация: Corbis/All Over Press
+T -
Поделиться:

Меня этому учили. У меня даже в дипломе написано «возрастная и профориентационная психология». Но это было почти четверть века назад и — все, конечно, понимают — за это время наш мир очень изменился. И я это понимаю тоже.

Я еще помню, как у меня в школе тоже была профориентация. Она была совершенно нормальная, качественная даже. Классе в седьмом нас возили на фабрики и заводы и показывали разные производства — так сказать, рекламировали рабочие профессии. Потом работающие на этих производствах люди рассказывали нам о своей специальности и о своей жизни. Именно в том возрасте я увидела мартеновский цех и запомнила эту картину на всю жизнь. Еще я помню хлебозавод имени Бадаева. Там нас угощали теплыми булками. И еще оттуда же — толстая кудрявая тетка в расстегнутом белом халате мешает что-то вздыхающее в огромном чане и напевает при этом «Ленинградскую симфонию» Шостаковича: пам-пам, парампам, пам-пам, парампам…

Потом, в девятом классе, мы выбрали одну из нескольких специальностей и два года каждую неделю ездили в учебно-производственный комбинат. Вместе с аттестатом нам давали и свидетельство о том, что мы этой специальностью овладели. Верный и честный кусок хлеба, если что — так нам говорили учителя, и это была правда. Я училась на секретаря-машинистку (секретарем побывать не довелось, но владение «слепой» машинописью впоследствии очень помогло мне в жизни), а еще были, если я правильно помню, швеи-мотористки, операторы ЭВМ (считалась очень прогрессивной специальностью, их учили пробивать дырки в перфокартах… И кто теперь об этом помнит?), краснодеревщики и еще кто-то.

Те времена давно ушли. Потом в перестройку полстраны потеряли свои старые специальности и появилось множество новых. Газеты (и не только желтые) тогда любили писать о том, что девочки у нас массово мечтают стать валютными проститутками, а мальчики — бандитами. Скажу сразу: мне таких не встретилось ни разу (я уже работала в поликлинике). Но растерянность в этой важной области, конечно, наблюдалась, и сакраментальный подростковый вопрос от детей родителям (которые по привычке наставляли чадо: учись-учись-учись) я тогда слышала регулярно: вот вы учились-учились, получили одно-два-три высших образования, а теперь что вам от этого толку?! Мои тогдашние рассуждения о расширении границ мира и пр. особого успеха у подростков, которых приводили ко мне за профориентацией, кажется, не имели. Личные «охотничьи истории» про зоопарк, цирк, экспедиции выслушивались с гораздо большим интересом. Как практически воспользоваться результатами профориентационных тестов (я их имела и тогда проводила), я сама толком не понимала.

На удивление хорошо работала модифицированная мною под мои потребности методика «модель потребного будущего», в которой подростки визуализировали и описывали картинки одного дня из своей будущей счастливой (и профессионально успешной) жизни десять лет спустя. Так получилось, что я теперь знаю несколько реальных судеб, вполне удачно выстроенных моими бывшими клиентами из этой точки. Недавно один из них приводил сына-подростка.

Но общие алгоритмы профориентации от меня все равно ускользали. А мир меж тем менялся стремительно. В какой-то момент валом повалили «компьютерные мальчики», ушедшие из дома в подвальные, расплодившиеся, как грибы, компьютерные клубы. Они почти не учились в школе, но умели программировать, рисовать мышкой, делать мультики и вообще как-то врастали в почти еще неведомый мне виртуальный мир. Я рекомендовала родителям купить им домой подержанный компьютер (на новый у многих не хватало денег) и постепенно научилась массово сплавлять их в колледж информационных технологий в Купчино. Из этих дворовых, диких, базовых, лет с одиннадцати «электроников» потом вырастали программисты, системщики, на втором курсе колледжа они уже подрабатывали, на четвертом часто зарабатывали в сети и по заказам больше родителей, которых это пугало (что это за шальные деньги из ниоткуда?!). Потом некоторые из них уехали, один писал мне «Вконтакте», кажется, из Калифорнии, я его так и не вспомнила, к сожалению. Тогда же меня, как детского психолога, приглашали на какое-то заседание в правительство Санкт-Петербурга, где депутаты обсуждали, как бороться с компьютерными клубами. Предложения, помню, были самые радикальные. «Да никак не бороться, само отрегулируется, — с пофигизмом социал-дарвиниста сказала я, когда до меня дошла очередь. — Есть отдельные дети и семьи, с ними и работаем». Помню разочарованные реплики и взгляды.

Потом все опять изменилось.

Относительно недавно (в прошлом году) прочитала на «Снобе» статью, где был такой эпизод. Один человек из провинции, хороший профессионал с качественным резюме, приехал в Москву устраиваться на работу. И никуда его, несмотря на профессионализм и опыт, не брали. Он ходил на собеседования, ему отказывали, он уже начал отчаиваться, не понимая, в чем дело. И тут автор статьи дал ему ряд важных рекомендаций, после исполнения которых провинциала сразу же взяли на хорошую высокооплачиваемую работу с карьерной перспективой. Советы были такие: нижняя пуговица пиджака всегда должна быть расстегнута, а носки темнее брюк.

Прочитав это, я долго сидела и молча смотрела в экран. Единственная аналогия, которая пришла мне в голову: неформальные молодежные объединения — если у тебя заклепки не на тех местах или клеши не того фасона, тебя в тусовку не примут. И единственный вопрос: кем, собственно, устраивался на работу тот человек, если эта чертова пуговица была важнее его наличествующего профессионализма в данной области?

То есть я опять не успела перестроиться.

Но ведь подростки все равно приходят. С родителями и без оных. На рубеже зимы и весны это обычно особенно обостряется: не за горами конец девятого (восьмого) или одиннадцатого (десятого) класса, и надо же что-то решать. Школа профориентацией больше не занимается (хотя есть специальные центры, где можно пройти все то же, теперь уже компьютерное, тестирование). И родители часто ничего не могут посоветовать, потому что их собственный опыт (иногда — поколениями!) негативный. Я спрашиваю: что ты сам хочешь? Он(а) отвечает: да, кажется, ничего такого, мне, кажется, все равно. Я спрашиваю: есть ли среди вашего круга, среди ваших знакомых «люди на своем месте», те, кого вы можете показать своему ребенку, кто согласится с ним побеседовать? Это важно, он совсем не обязательно станет учиться именно этому, но хоть поймет, как это вообще выглядит, какие признаки, как узнать, к чему стремиться. Взрослые люди честно думают, а потом опускают голову и взгляд: да кажется, нет таких.

Я доподлинно знаю, что большинство участников проекта «Сноб» — взрослые, работающие, профессионально состоявшиеся люди, живущие по всему миру. Дискуссии в блоге «Дети» теперь снова открыты для всех. И сегодня я прошу вас поделиться своим опытом, воспоминаниями и своими мыслями о том, как, с вашей точки зрения, следует выбирать профессию «юноше (или девушке), обдумывающему житье». На что следует обратить внимание. Чего избегать и к чему стремиться. Что нужно учесть обязательно и чего нельзя делать ни в коем случае.

Верно ли, что «родители все-таки лучше знают, потому что старше и умнее»? Что делать с мечтой, если все в один голос говорят (и внятно аргументируют): «У тебя это ни за что не получится!» И что предпринять, если, наоборот, время выбирать подходит, а никаких выраженных желаний и увлечений нет, многое нравится (или не нравится) вроде бы одинаково?

Заранее благодарна всем, кто сочтет возможным поделиться своими соображениями.

Комментировать Всего 134 комментария

Мои дети еще в школу не пошли, но я уже прикидываю на будущее, и мои советы будут сводиться к чему-то такому:

1. Профессия - одна из тех вещей, которую будешь выбирать ты и только ты.

2. Вспомни, что тебя радовало и о какой работе ты мечтал в раннем детстве (вот это пресловутое "ловить детей над пропастью во ржи" - скорее всего, истинная цель, а не наведенная извне).

3. Не знаешь, куда податься? Не торопись, возьми год паузы. Мне вообще западная идея gap year очень нравится, очень жалею, что мне никто ничего подобного не предложил и самой в голову не пришло. Мои дуновения на воду, обжегшись на молоке, здесь: http://blogo-go.livejournal.com/2136.html

Эту реплику поддерживают: Татьяна Сергеева, Алия Гайса

Спасибо, Любовь. Год паузы - хорошая идея. Но у меня сразу возникает два вопроса. Первый, сугубо прагматический: где работать и, если не работать совсем, то кто кормит, обеспечивает прочие потребности? Второй, связанный с первым: а если так понравится, что не захочется потом идти в офис, на завод, в институт (см. предыдущую мою историю про хиккикомори)? Кто определяет конец паузы? 

Эту реплику поддерживают: Инна Пополитова

А это каждая семья решит сама. Тут же масса вариантов возможна:

- мы тебя, ребенок, содержим, но ты честно пробуешь разные стажировки, курсы, подработки, ходишь на ярмарки вакансий, пишешь заявки на гранты и т.п.

- мы тебя содержим ровно год, делай что хочешь, но через 365 дней - самостоятельная жизнь

- любящие дедушка и бабушка дарят внуку этот год, и пр. и др.

то есть определяют взрослые? Это и вправду редкость у нас. Встречается, когда берут тайм-аут по обстоятельствам сами "дети", но при этом где-то промежуточно работают. Я сама в свое время поступила так. И моя дочь тоже.

Не взрослые, а вместе. Родители и ребенок садятся и обсуждают, рассматривают разные варианты и выбирают лучший для себя. Думаю, это оптимальная схема.

Катерина, с большим интересом прочитала Ваш пост, но с еще большим интересом прочитала бы советы состоявшихся профессионально людей, потому что чему учиться подростку в сегодняшней России и где ему потом работать почти невозможно представить.

Высшее образование стало самоцелью для каждого вне зависимости потребности в нем.  Образование, которое не гарантирует ни работу, ни материальное благополучие. В связи с этим вспомнился разговор с соседом- французом. Сидела в саду за столом со своими бумагами. Подошел, сел напротив и спрашивает - а ты все пишешь? 

- Пишу- отвечаю. 

- А я вот это не люблю. Писать, читать. Я могу только подпись поставить, а так нет, мне этого ничего не надо. Я и писать -то толком не могу.

А я потом все думала про их особое отношение к образованию. Им не важна престижность образования. Он может работать дворником, чистить камины и при этом иметь дом и машину на каждого члена семьи. В моей стране чуть ли не каждый второй с высшим образованием, а то и с двумя, но работает где придется и и живет, как получится.

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян, Christina Brandes-Barbier de Boymont

Татьяна, у нас учатся и работают, мне кажется, также, как и везде. :) Врачей, учителей, инженеров никто не отменял. Планктона полны офисы-аквариумы. Сфера обслуживания ширится и множится. Есть и новый пролетариат, на автомобильных например заводах...

Но вот как найти среди всего этого свое? В общем-то подростку мало кто помогает. Из немного, что есть у нас в городе оригинального - вот, я их знаю лично, молодая очень креативная команда, думает в правильном направлении

Престижность образования у нас - это да. Некоторые в сорок с лишним лет заканчивают институт, говоря, что делают это "для себя", в чем-то закрывают гештальт. Не знаю, мне это кажется не таким уж плохим, если человеку хочется учиться...

Но ведь человеку нужен не только дом и машины на всех, всем же еще и развиваться хочется, особенно если базовые потребности удовлетворены. Как у французов это решается?

Конечно, Катерина, профессии врачей, учителей никто не отменял. Но профессию хорошо бы сочетать с получаемым доходом. Судя по ссылке, они все же делают на этом акцент и это мне тоже нравится.

Наверное, действительно, надо показывать и давать почувствовать себя в разных профессиях, или по предложению Ксении отправлять в самостоятельные поиски.

А с базовыми потребностями, я думаю у всех примерно одно и тоже. Если удовлетворены и хочется подниматься выше, человек движется в этом направлении.

Отношение внутри общества к профессиям, я думаю,разное. Еще один пример - приехал молодой человек чистить камин. Улыбка во весь рот и беседы на любые темы. Читает, ходит в театр, кафе, путешествует. 

Часть моей жизни российской прошла в окружении людей с высокими должностями. Главное в отношениях - это занимаемая должность. В соответствии с нею - количество внимания к вашей персоне. Далее все по схеме - нет должности, нет человека.

Вот этого я никогда не чувствовала во Франции. Собираются люди и вопрос кто где работает, у кого какой банковский счет остается за пределами места встречи. 

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

То есть французы равнодушны к вопросам иерархии?! (Банковский счет и у нас далеко не везде интересен, а вот полного равнодушия  к вопросу - какое место ты занимаешь в этом мире, в этой системе? - я пожалуй вообще ни разу не встречала у взрослых людей, только у детей). То есть вот они встречаются и им и вправду наплевать, что вот этот - врач от бога, вот этот - интересный художник, этот - известный писатель, этот - функционер в правительстве, а у этой - фирма по производству духов, которые она сама придумывает? И они так до конца встречи и не спросят и не отличат члена правительства от подстригальщика газонов? Татьяна, если это так, то я просто в ауте, потому что это ведь на биологию замахивается! :)))

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

Катерина, думаю, что это не так. Во всяком случае, это не так в США и Канаде. На вечеринках, да, весело болтают, и все - "друзья". На работе, да и во всех серьезных ситуациях - строятся по ранжиру. Хотя не так откровенно вульгарно, как в России.

Эту реплику поддерживают: Татьяна Сергеева

Алекс я тут совершенно некомпетентна, ибо я никогда не видела как "вульгарно строятся по ранжиру" в России :)) - просто не попадала в эти слои и ситуации, видимо. Но и вечеринок (если это конечно не встреча выпускников дворовой школы сорок лет спустя), где подстригатели газонов мило болтали бы с докторами наук тоже видела немного. Причем я сильно подозреваю, что в России инициатива "невстречи" скорее исходила бы от подстригателей, чем от профессора.

я тут совершенно некомпетентна

А кто же писал про носки провинциала, которые должны быть темнее костюма?

Это писал на снобе некий Матвей Малый (редакция любезно нашла ссылку и вставила в мой материал). А я прочла и обомлела :))

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Катерина, суть в том, что люди "своих" определяют "по запаху". Кристина об этм внизу очень верно пишет.

Нет конечно, Катерина. Интерес есть, и уважение есть, и знаниео том, кто чем занимается. но нет иерархии по степенени таланта, по количеству достижений. Нет заискивания одних и взгляда с высока - других.

Член правительства и постригальщик газонов вряд ли окажутся  вместе в одной кампании. Слишком большой разрыв в социальном положении, но поговорить  о чем-то общем, интересном для обоих  где-то на нейтральной территории - почему бы нет?

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Christina Brandes-Barbier de Boymont

Катерина, позвольте ответить вместо Татьяны.

"То есть французы равнодушны к вопросам иерархии?!То есть вот они встречаются и им и вправду наплевать, что вот этот - врач от бога, вот этот - интересный художник, этот - известный писатель, этот - функционер в правительстве, а у этой - фирма по производству духов, которые она сама придумывает". 

Мне кажется, что в вашей фразе несколько перепутаны понятия. "Иерархия" (принцип управления построенный на подчинении) и "врач от бога" или "интересный художник" - не пересекаются.

Когда вы пишите, "вот они встречаются..." хочется уточнить "Где?". Людей должно что-то объединять, чтобы они оказались в одном месте в одно и то же время. Это может быть, напр,  клуб любителей исторической реконструкции и тогда собравшихся будет скорее интересовать не место работы / вид деятельности участников, а где и как купить или изготовить тот или иной аксессуар. 

Иногда люди приглашают к себе в гости своих знакомых (обычно супружеские пары, которые могут быть незнакомы друг с другом) специально для установления деловых (или др) "полезных" контактактов. В этом случае профессия или должность могут играть определенную роль.

Если же вы просто приглашаете своих хороших друзей (не обязательно знакомых между собой), то опять-таки, никто особенно не будет заморачиваться вопросами "иерархии" ))

Помимо всего, надо учитывать, что в основном люди общаются в рамках "своего круга", т.е. член правительства или полит.лидер будет общаться даже в неофициальной обстановке с себе подобными - крупными предпринемателями, коллегами-политиками, пр. Обычно они выходцы из семей определенного уровня - средние и крупные буржуа, аристократия, промышленники; эти люди с раннего детства окружены себе подобными (посещают те же школы, университеты, клубы, светские мероприятия), поэтому, конечно, косильщику газонов там места не будет по определению - он находится вне круга интересов этой публики. И вот тут можно говорить о своего рода "кастовости".       

Еще можно иметь в виду место проживания людей: сельская местность - меньше людей, каждый на виду, связи теснее, межкастовые границы не так явны; провинциальные и небольшие города - бОльшее разделение общества на слои; крупные центры, столица - касты более ярко обозначены, люди общаются принципиально со "своими".

В Швейцарии (в Германии) подобное "слоистое общение" более размыто, что связано с небольшой исторической  ролью аристократии в стране, здесь с давних пор это место занято буржуа (бюргеры) и промышленники, которые в свое время были кустарями, ремесленниками, мелкими предпринемателями, т.е. людьми оказавшимися наверху (если говорить об иерархии) благодяря своим личным способностям и усилиям (не по наследству).        

Эту реплику поддерживают: Татьяна Сергеева, Алекс Лосетт

косильщику газонов там места не будет по определению

ну слава богу, все у французов нормально, а то я уж испугалась, представив себе общество, на которое ЦЕЛИКОМ и полностью распространилась  идея моей боевой юности, где всякие (совсем всякие) люди приходили в одни и те же места и на "квартирниках" и в сквотах действительно можно было встретить и оператора котельной, и дворника, и кандидата наук и черт знает кого еще.., :)))))

Опять не совсем то )))))) 

Во Франции вполне можно встретить на "квартирниках" (вечеринка?) совершенно разношерстную публику, из разных слоев (каст). Но!... Эти люди должны быть объеденены ОДНОЙ темой или деятельность, напр, наркопритон, закрытый клуб свингеров, открытый клуб любителей чтения Бодлера под одеялом, и еще имеет значение возраст собирающихся.

Молодые взрослые (от 18 до 25 лет /30 лет) тусуются проще и легче с людьми из низов/верхов, нежели их старшие товарищи. Хотя и здесь нет каких-то особых ограничений.  

Опять же, если оператор котельной некий условный Бродский, или Кандинский, то кандидат черт знает каких наук должен быть рад, что попал в такую компанию.

Помните фильм (или спектакль) "Старый Новый год" ? Там очень четко показан этот социальный винегрет - интеллигент Полуорлов сошелся с пролетарием Себейкиным на почве "счастья в жизни" , при этом над нимы парит мудрость старика Адамыча ("который завсегда с народом"), "кандидата черт знает каких наук", умельца на все руки и просто греческого философа.

PS Обожаю этот фильм!      

  

Ну вот я из коммента Татьяны и представила себе целую страну :)) таких квартирников, которые у нас, кстати, тогда были не очень-то и дифференцированы по интересам. Приду домой, гляну - где-то у меня было из тех времен слегка шаржированное, но в общем вполне реальное описание тогдашнего сквота (лихие 90е) - если найду, выложу отдельным постом и кину сюда ссылку.

из коммента ..целую страну..

Вот так чье-то субъективное мнение и создает картину мира:-))

Кстати, то, что Вы найдете из лихих 90-х годов - это была совсем  другая страна....Как и поколение 60-х.

Так я же сразу и уточнила, потому что сразу засомневалась в адекватности своего восприятия прочитанного :))

Эту реплику поддерживают: Татьяна Сергеева

Кстати, вот такой простой пример из жизни. 

Мой муж со своим приятелем основал более 25 лет назад ассоциацию интересующихся историей региона, в котором мы живем, "Salevienne". На момент создания мой муж был еще студентом (выпускником), а его друг уже работал (кажется в банке). Постепенно ассоциация разрасталась и сегодня насчитывает более 500 членов. Это люди разных возрастов (хотя преимущественно те, кому за 45-50, но етсь и молодежь), выходцы из разных социальных слоев - есть фермеры, есть банковские работники (директор одного из женевского отделения крупнейшего швейцарского банка), есть домохозяйки, пенсионеры, есть айтишники, финансовые кадры, есть электрики и пейзажисты (те, кто занимается оформлением, озеленением участков), пр. пр.

Есть люди с высшим образованием и научными званиями (мой муж напр) и люди, окончившие среднюю школу, но увлекающиеся историей края. У них не было возможности получить образование в юности, но это не значит, что они неинтересные собеседники, даже наоборот, у них часто незамыленный взгляд на предмет.      

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Краеведение - да, у нас это тоже было до всяких исторических реконструкций.

Образование и профессия - вещи часто совершенно разные. Если не знаешь, кем хочешь работать, можно пойти работать куда угодно, и учиться куда угодно, лишь бы заведение было такое, где реально учат, а не для галочки. Многие прекрасные люди, особенно мальчики, взрослеют несколько дольше, чем до 18 лет, но это не значит, что надо все эти 25-27 лет ворон считать. Именно в том и заключается взросление, чтобы, не имея своего призвания, искать его и найти. Поработать в разных местах, и руками, и головой, и в офисе и дома, потереться вокруг людей. Я бы сказала - иди куда угодно, только иди. Можно даже сразу замуж. Или волонтером. Или за границу. Главное - не стоять на месте.

У меня был романтический выбор, меня волновали мировые финансы, рынки, как государства богатеют. Универ экономический, несколько лет финансовых рынков - столько, сколько в ранней юности, я потом больше никогда не зарабатывала. И все это прошло, совсем прошло, и теперь я писатель, а для денег рекламный копирайтер (хотя интерес к рынкам остался - наверно, как у вас к эмбриологии). И я не уверена в свои почти 32, что больше не будет резких поворотов - есть темы, которые волнуют все больше, и может быть, я в них таки окунусь. Так что просто надо расти, ну а способы заработка можно измыслить любые.

Спасибо, Ксения. Я правильно поняла, что Ваш совет "юноше, обдумывающему житье", почти дословно совпадает со строчкой из кодекса японских ниндзя (не путать с черепашками!:)) - "если не знаешь что делать, делай шаг вперед"?

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Ну вот как-то так я и рассуждала, когда пытались конструировать будущее для своих дочерей. У старшей был вакуум полный на этот счет. Отталкиваясь от ее незаурядных способностей и явной симпатии к математике, решили идти в эту сторону. С моей поправкой в сторону "поближе к физике"-- это уже мои тайные матримониальные соображения с одной стороны и прогматизм, с другой. Очевидно, что еще года два в ВУЗе был полный вакуум насчет собственной профессии и себя в ней. Для души состоялись курсы парикмахеров и маникюра, что при любом раскладе полезно и чисто для себя и как-то гарантирует корочку хлеба, если что. Сейчас, на 5-ом курсе у нее уже нарисовалось свое видение будущего и понимание, что да, имело смысл учиться именно тут. Техническое и физ-мат образование я безусловно считаю оптимальным вариантом для тех, кто "еще не понял". Ну в реальности нашего общества. Знаю массу примеров, когда после хорошего технического образования люди легко могут перестроить себя на любую сферу деятельности, и у меня есть всего один исключительный пример, когда было наоборот. На мой взгяд, этот профиль дает сегодня самый близкий аналог к "советскому стандарту" среднего образования для максимального поля возможностей и оставляет возможность отодвинуть выбор, не теряя времени.

С младшей дочерью я уже совсем собралась повторить такой же сценарий. Но в последние месяцы перед аттестатом она заставила нас развернуться на 180 со всеми подготовками к поступлению и жестко сказала, что она сама знает, что ей надо. И это тоже, в принципе, сработало, так как сейчас она начала свои первые профессиональные опыты и это дает ей такое счастье и удовлетворение, как ничто другое. Причем накануне ее решения она прошла тест в психологическом том самом центре. И, как я ясно видела, все расплывчатые рекомендации этого теста развернула в сорону своего выбора, хотя они там явно такого и не содержали. Тест дал очень широкую полосу предпочтений, практически не исключил ни одной сферы от работы с абстрактными понятиями и техническими устройствами до общественной сферы и коммуникаций с людьми. Я в этом тесте вообще не увидела ничего однозначно рекомендуемого и мне он не дал никакой новой информации о моей дочери. А ей он дал возможность продавливать свой выбор и в чем-то ею глубоко неосознаваемом убедил и заставил произнести вслух свое решение. Хотя бы самой себе.

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт, Ксения Букша

Ух, вы прямо методично подходите. 

Мои родители вообще не вмешивались в процесс моего обучения. Буду ли я вмешиваться - ещё не знаю, но пока очевидно, что необходимость "направлять будущее детей" во мне вызывает жёсткое отрицание и засовывание головы в бетон)).

Насчет технического... Ну вот меня родила парочка заводских инженеров, а я вообще, вообще совсем не инженер от слова никакой. А ведь если бы у моих родителей были Ваши резоны, учиться бы мне в Техноложке наверняка. Сейчас у меня подрастает сын, который скорее математик чем наоборот - и то у меня сомнения, стоит ли его "направлять" в 239 школу в пятом классе, или лучше подольше дать повыбирать.

А тестам по профориентации я вообще почему-то не верю совсем. Сколько раз я и мои родственники его ни проходили - результаты получались нелепые. Например, моей маме он советовал идти в школу учительницей химии. Ага, если учесть, что там дважды повторялся вопрос "любите ли вы детей", и она оба раза нарочно отвечала НЕТ )))

Ваш вопрос, на мой взгляд перекликается с моим постом о счастье.

Поэтому, мне кажется, что Ваша «модель потребного будущего» наверное лучшее что можно на данном этапе предложить подросткам.

Я, например потратила почти 20 лет на то, чтобы наконец позволить себе заниматься тем, что мне действительно нравится и приносит удовольствие. Пока это не приностит денег, так что зарабатывать приходится тем, что по сути совершенно безразлично, но прекрасно получается. Но я на верном пути и уже выхожу на финишную прямую перехода от одного к другому :) И кстати, я и подростком знала, что хочу заниматься именно этим, но возможности не было. Да и родителям было важно только то, чтобы я поступила в институт. А какой и как я с этим буду жить никого не интересовало :)

Наверное поэтому, со своими детьми я практиковала и практикую что-то вроде «модели потребного будущего» : как они его видят, чем хотят заниматься и даю им пробывать всё, что им интересно. Стараюсь расширять кругозор. И думать не только о том, что нравится, но и о том, как это практически применимо.

Например в Голландии я часто слышу как подростки идут изучать философию, испанский язык, или ещё что-нибудь совершенно не имея никакого представления о том, что они с этим будут делать потом. И часто оказывается, что то, что было интересно изучать, на выходе предлагает набор совершенно не интересных работ. Или набирают предметов которые не совсем сочетаются - например историю и информатику, а потом вообще не знают чем заняться с таким набором поверхностных разноплановых знаний.

Но в любом случае, я думаю что личный поиск себя всегда приносит лучшие результаты чем жесткий родительский "совет".

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Я и подростком знала, что хочу заниматься именно этим

Татьяна, заинтриговали - что же оно такое? :))

Мне-то кажется, что родители как раз должны советовать - кто же дольше их наблюдал ребенка и его становление "со стороны", кто же еще может дать такую многогранную обратную связь! Но родители часто советуют как бы со стороны общества (как ты будешь зарабатывать если выучишься на художника, они выучиваются, а потом нищенствуют и спиваются!!), а не со стороны самого ребенка и своих личных за ним наблюдений, как бы надо (ты упорный, мыслишь сильно и глубоко, но достаточно медленно, надо искать такую работу, где это играет в плюс - любая наука, например. В профессии репортера это же сыграет в минус). И конечно это именно размышление-совет, а не совет-давление

Катерина, в идеале - конечно. Но много ли таких родителей? По моим наблюдениям не очень. В основном как раз второй вариант о котором Вы говорите - со стороны общества или со своей собственной - что они сами хотели и о чем сейчас жалеют. К тому же, в районе подросткового периода отношения между родителями и детьми обостряются и принять от родителей что-то вроде "мыслишь сильно и глубоко, но достаточно медленно" не каждый подросток в состоянии. Поэтому мне кажется надо давать пробывать - пусть сами убеждаются в своих способностях и ограничениях.

Так например моя старшая дочь после года занятия вокалом решила что это вообще ей не подходит. Я конечно могла ей об этом сказать, зная её, но ничего хорошего бы из этого не вышло :)

Так я же не говорю: сказал и как отрезал. Хочешь пробовать - пробуй. Наоборот, в идеале это формируется годами, и к острой подростковости ребенок УЖЕ ЗНАЕТ, что слова родителей о нем практически соотносятся с реальностью. Но даже если он наперекор всему решил-таки стать репортером, он предупрежден о трудностях, с которыми столкнется, они не свалятся на него, как снег на голову. Мне в молодости очень часто не хватало умной обратной связи, все вокруг норовили общаться в стила хвалить-ругать-принимать как есть, увы :((

Ну это ещё и от человека зависит... в смысле от подростка. Есть ведь и такие, кому главное доказать что родители не правы ( даже если они и знают, что правы на самом деле). Моя старшая чуть физику не выбрала главным предметом после того как я не осторожно сказала, что это вообще не её :)

Я стараюсь действовать именно по Вашему принципу - моё дело предупредить и, по возможности, дать попробывать, а там уж сами пусть решают. Предупреждать конечно тоже важно. Подростки часто имеют очень романтические представления о жизни и профессиях.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Насчет "физика - не твое", это же уже как бы вывод, результат некоего синтеза в родительских мозгах :) Наиболее эффективна обратная связь ниже уровнем - мне кажется, ты - решатель задач, причем чем сложнее задача, тем больше она тебя "заводит", и это у тебя хорошо получается. что же касается ставить, формулировать задачи для других или даже для себя самого... Мне кажется или это так и есть? - это дается тебе много труднее...

Эту реплику поддерживают: Татьяна Пастухова, Алекс Лосетт

Согласна с Вами полностью. Проблема только в одном - родители тоже люди - одно неосторожное слово и вся проделанная работа насмарку :)

Эту реплику поддерживают: Инна Пополитова

родители тоже люди

Не, тут опять же достаточно сразу, как будет можно по возрасту, об этом оповестить и потом не забывать к своей человечности регулярно аппелировать: слушай, слушай, я опять зарапортовался, я не то совсем хотел сказать, прости, дорогой :) Чтоб ребенок различал отчетливо, что под горячую руку попало, а что - выношенное родительское мнение

Эту реплику поддерживают: Татьяна Пастухова

Подростки часто имеют очень романтические представления о жизни и профессиях.

Почему-то общество все время хочет врать молодежи. Меня это удивляет до бесконечности.

В каком смысле - врать?

Общество старается воспитывать детей идеалистами: идеалистов проще контролировать, и ими, при некотором профессиональном умении, здорово удается манипулировать. Все, что я вижу в США в школах и университетах - это манипуляция. Бесконечно долго учим ненужным предметам, одновременно обрабатывая детям мозги враньем о тм, что их ждет в жизни. Что удивительно, что врущие нередко верят в свое вранье, так, что даже назвать это враньем нелегко. Есть мощное общественное давление называть серое белым, и оно невероятно распространено в "учебных заведениях."

Я честно говоря из тех людей, которые не верят в ненужность каких бы то ни было знаний... Другое дело если врать о применимости этих знаний...

Школа вообще на мой взгляд должна давать общее образование. То что у гуманитариев здесь нет вообще никакого представления о физике и химии это мне кажется не есть хорошо, всё же это то что окружает нашу повседневность, даже если наша профессия с этим никак не связана. 

И наоборот: технарям вовсе не вредно знать языки, историю и литературу.

Наверное главная проблема это несоответствие обещаний на будущее и реальность этого будущего?

Но в Голландии Идеализм не проблема. Здесь проблема полным пофигизм. У детей нет ни цели, ни планов как правило. Так - учатся потому что вроде как надо.

Но в Голландии Идеализм не проблема. Здесь проблема полным пофигизм. У детей нет ни цели, ни планов как правило.

Здесь в значительной мере то же самое, но не у детей иммигрантов. Нашим - пробиваться надо.

Эту реплику поддерживают: Татьяна Пастухова

А детям из местных "низших" слоев не надо пробиваться? Вспоминаю Российскую империю и нашу лимиту...

А детям из местных "низших" слоев не надо пробиваться?

В России действительно, пробивались. Вспомнить хотя бы моих прадеда, бегавшего по урокам еще гимназистом и ставшего прицаре зав школой. Или отца, приехавшего из провинциального Новохоперска и не только поступившего а Академию Художеств, но еще и думающего, не поступить ли ему в Консерваторию на отделение фортепиано. Видимo, учили хорошо, другого нет ответа.

В США городские школы - это мафии по сосанию денег из бюджета, а не учебные заведения. Детям из местных низших слоев не пробиться  никогда- школы не рассчитаны на пробивание таланта. Все это сказки про то, как из низших слоев в США можно пробиться. Здесь статистически социальная мобильность ниже, чем в Европе, все остальное - миф. США - огромная мифосоздающая машина, по масштабам не уступающая СССР, поэтому они СССР так и ненавидели.

Дети иммигрантов пробиваются на умениях родителей, которые передаются от родителей. Так, как я и делаю: сижу и занимаюсь с сыном математикой, по английски наняли репетитора. Если вы решились "положиться" на школу, вы своего ребенка похоронили.

Кстати о школах. Прихожу вчера к штатному школьному консультанту. Она или психолог или социолог по образованию. Приношу бумажку, которую она мне пару месяцев назад выпечатала со статистической учебной информацией на сына, которая имеется у гороно, и прошу ее мне выпечатать такую же, более свежую информацию. 

Ответ - нет такой информации. будет в конце года. Мой вопрос: " А Вы не поможете мне попросить учительницу, чтобы она мне сообщала, если сын получает оценки ниже 5? Ответ: "Каждый ребенок имеет право получиь оценку ниже пятерки. У учительницы НЕТ ВРЕМЕНИ. чтобы сообщать об этом родителям. Несправедливо этого от нее требовать" ????!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Факт: на инете оценки не выставляются, дневников у детей нет, контрольные на дом стали (нерегулярно) выдавать только после того, как родители пожаловались диркектору на училку. Поговорить с училкой можно только в конце четверти, когда все оценки - уже факт. Как родителям следить за учебой детей? А никак! Пусть родители идут ядреной фене! (Но только пусть не забывают налоги поатить!)

Каждый раз, когда я общаюсь со школой, у меня такой впечатление, что я рвотины наелась. И, для контекста. Школа - одна из пяти лучших в городе. Сын - отличник. От коренных американцев слышу рассказы еще похлеще моих. Приятельнице, у которой двое одаренных детйей в той  же школе, только что было сказано, что ее дочь с Ай Кью 146 нужно посадить на таблетки, потому что она "рассеяна в классе". А как насчет того, что девочка  в вашей тупой зубрильне просто со скуки на стену лезет?!!

Алекс, так ведь проблема "скучных, формалистских школ" не вчера родилась :( и не является сугубо американским явлением, и ребенок и вправду имеет право получать оценки ниже пятерки :)

Можно добирать за пределами школы, тем паче, что инет сейчас предоставляет возможности поистине фантастические и похоже это только начало... Мне кажется, что школу и образование вообще скоро ждут в связи с этим большие перемены...

Эту реплику поддерживают: Инна Пополитова

ребенок и вправду имеет право получать оценки ниже пятерки

Ребенок имеет право получать свои оценки. Я ИМЕЮ ПРАВО ИХ ЗНАТЬ сразу по его им получении - во всяком случае, так было в советских школах: называлось, дневник. Я, между прочим, за эти школы плачу высокие налоги. Меня возмущатет, что  школа может "придерживать" эту информацию. Почему я должна лезть через игольное ушко, чтобы узнать, какова ежедневная или еженедельная успеваемость сына?

А у нас теперь электронные журналы и электронные дневники. Мать при желании может узнать оценку сына на уроке в ту же минуту, как учитель выставил ее в журнал. Как раз сегодня с одной дамой, то ли журналистом, то ли социологом обсуждали, почему эта новация нравится не всем родителям...

электронные журналы и электронные дневники

у нас они тоже есть. Но их нужно заполнять. В пределах же Филадельфии гороно не требует от учителей младших классов  их заполнять!!!!

У нас электронные журналы, доступные для родителей. Это документ учителя, он туда для себя оценки ставит.

Это документ учителя, он туда для себя оценки ставит.

значит, у вас лучшая система. Даже сейчас. :))

проблема полный пофигизм

Я (идеалистка в чем-то, несмотря на весь своей социал-дарвинизм:)) почему-то думала, что европейскую сытую и индивидуализированную молодежь настраивают на личное развитие - учеба, творчество, самораскрытие, все такое... :)))

"Я Вам не скажу за всю Европу, вся Европа очень велика"

Кажется, что если у человека нет проблем первого и второго уровня перамиды Маслоу, то это либо даёт ему возможность развивать остальные уровни, либо замораживает его на этих, если для развития нет импульса. В Голландии, опять же очень слабо развита структура детского вне-школьного образования,  которая могла бы такой импульс дать. Полностью отсутствует соревновательный момент - быть умнее, что-то уметь лучше. Здесь главная философия - усреднение, быть как все. Отсюда и отсутствее стремлений.

В других странах Европы на сколько я знаю ситуация всё же отличается и больше соответствует Вашим представлениям.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Алекс Лосетт

А если система внешкольного образования мало развита и честолюбие учебное в детях не развивают, то чем же заполнен их досуг в школьные годы? Если не кружки и не уроки, то что? Общаются, гуляют "во дворах"? :)

ходят друг к другу в гости. Тут очень развита такая идея, что родители забирают после школы своего ребенка и кто ещё под руку попадется. Ну и они чем-то там своим друг у друга занимаются на уровне хи-хи ха-ха.

Те которые постарше полностью заняты проблемой собственной популярности ( пришло из американских сериалов). Популярность заключается в том, на сколько вечеринок тебя приглашают.

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

А кто устраивает эти вечеринки (на которые надо быть приглашенным)? В смысле организует, платит за еду, напитки и т.д.? И что делают на вечеринках? Играют? Танцуют? Поют хором?

Ой, Катерина, насмешили :D прям не остановиться.

Еды там практически нет - максимум чипсы. Если не день рождения, то на остальное скидываются. Организует тот у кого хата большая или фантазия (чтобы в парке устроить или ещё где, но это в основном экспатские дети типа моей). Что там делают право не знаю, нас не приглашают :) но по отрывочным сведениям понимаю в основном сплетничают, ржут как кони и флиртуют :) 

Бывают тематические тусовки, но это не вечеринки а встречи по поводу: порубиться в X-BOX например.

Вообще, где-то ещё моя старшая тусует с друзьями где они читают РЭП. Это у неё теперь действительно потрясающе получается, но это я так понимаю в школе на переменах и после школы "во дворе" :) 

Ага! То есть очень похоже на советское послешкольное времяпрепровождение времен моего детства, только у нас было больше "дворовости", так как не было жилищных условий и больше кружков. :)) А так все то же - нехитрые игры, обучение социальным навыкам и флирт. Да, мы еще на гитарах играли и пели :)

сейчас у нас все не так...

Эту реплику поддерживают: Татьяна Пастухова

Во дворах гуляют в основном "смуглые" дети или маргинальные подростки. Кто может, распихивает детей по кружкам и репетиторам с такой нездешней силой, что тем и оглядеться некогда. Общаются все больше формально, часто у детей нет настоящих друзей, только приятели. Очень многое ушло в виртуал. Это в мегаполисе. Про депрессивные регионы и поселки не хочу говорить.

Эту реплику поддерживают: Инна Пополитова

Кто может, распихивает детей по кружкам и репетиторам с такой нездешней силой, что тем и оглядеться некогда. Общаются все больше формально, часто у детей нет настоящих друзей

очень на США похоже

В Голландии, опять же очень слабо развита структура детского вне-школьного образования, которая могла бы такой импульс дать. Полностью отсутствует

......... соревновательный момент - быть умнее, что-то уметь лучше. Здесь главная философия - усреднение, быть как все."

Очень похоже на  образовательную философию США. Всеобщее усреднение по низкому уровню. Стирание любого желания "пробиться". Отсутствие сколько-нибудь квалифицированной системы внешкольного развития.

На днях очень долго разговаривала в гостях на даче с соседом-американцем, который вырос в хорошем районе Нью Джерси (папа- состоятельный бизнесмен). Мужику нет еще сорока, а сколько у него приятелей по школе покончили жизнь самоубийством или сели на наркротики...у меня аж мороз по коже пошел его слушая........

Эту реплику поддерживают: Татьяна Пастухова

Черт, вот что значит судить о странах по сериалу (причем одному, больше не осилила):))) Из сериала "скорая помощь" я вынесла, что в США все только и стараются "пробиться" и это идеология со времен "пионеров" так и держится...

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Из сериала "скорая помощь" я вынесла, что в США все только и стараются "пробиться" и это идеология со времен "пионеров"

Смотрите сериалы Карточный домик или Хорошая жена. :))

А "пробиться", говорят, можно было и в Древнем Египте

Везде можно, конечно. Но мы ж обсуждаем, что общество транслирует. Вот Татьяна говорит, что в Голландии честолюбие в детях не развивают. А в Китае - очень даже, судя по всему. Я думала в США это тоже развито - главное, преуспеть и все такое.

Я тоже думала в Штатах это развито. По крайней мере если судить по коллегам оттуда, так кажется для них ничего важнее вообще нет - готовы пахать день и ночь без выходных и отпусков лишь бы каждый день на миллиметр вверх.

к вам такие индивидумы едут. Их можно в большом количестве найти среди адвокатов, врачей, высших менеджеров. Часть их вообще выходит из частных школ. Школы же для городского быдла - нечто совсем другое.

Насчет Китая у меня есть информация со слов наших коллег, которым делали туда образовательный тур. Года 3 назад массово вывозили директоров-завучей подмосковных школ в поездку "по школам Китая". По их рассказам получается, что для всех детей выстроена система жесткой конкурции. В классе может быть 50-60 человек, аудитории по умолчанию большие. Проблемы "слушают-понимают" у учителя не стоит. Так же как проблемы с дисциплиной. Если у ребенка есть такие проблемы, то быстро происходит селекция "на рисовые поля". Причем, после этого уже вернуться назад практически нереально. Но стартовая позиция у всех одинаковая и возможность проявить себя в учебе есть у всех. А дальше или куешь "свое счастье" в напряженном интеллектуальном труде или до конца жизни растишь рис. Ну, по крайней мере, такую систему увидели наши училки в ходе этой поездки. Теперь, решая проблемы с очередным лоботрясом или сверх-агрессивной мамочкой, нет-нет да и услышишь горестный вздох от коллег  "всех на рис". да, просто учительская мечта...

Всех на рис

Замечательно, с Вашего позволения беру на вооружение :)). В конце концов кому-то и рис надо растить - суши-то все любят :)) и почему обязательно это должны быть китайцы? ;) Отчасти такая же ситуация была в поздней российской империи - оларенные дети из низов могли пробиться, были стипендии и все такое, но впахивать надо было годами и не по детски...

Мир держится на реалистах. Но меняют-то его идеалисты. За счет этого он и движется куда-то. То есть популяции нужны и те и другие. 

Эту реплику поддерживают: Татьяна Пастухова, Инна Пополитова

Мир держится на реалистах. Но меняют-то его идеалисты.

Идеалисты его, можнт быть, и меняют, но только не в то, во что хотят поменять. Если их роль - придти и наломать дров, а потом всему обществу - разбирать, то тогда все в порядке. Если их роль все же создавать то, о чем они мечтали, то тогда они "терпят поражение" раз за разом.

Да, согласна. Никому и никогда не построить Город Солнца. Но пока живо человечество, будут пытаться раз за разом, и эти обреченные изначально попытки (а все ради того, чтобы очередной раз помешать застоявшуюся и уже подванивающую общественную кастрюлю), ну как хотите - но сами по себе все-таки завораживают :))

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Мне в молодости очень часто не хватало умной обратной связи, все вокруг норовили общаться в стила хвалить-ругать-принимать как есть, увы

А я и сама и по Вашему наущению стараюсь "картировать мир". Боюсь, что немного перебираю. А может, и много перебираю.

Алекс, не совсем поняла, поясните. Как можно "перебрать с картированием мира"? в смысле не остается тайны, романтики, мистического флера на некоторых понятиях и явлениях? Или о чем-то другом речь?

в смысле не остается тайны, романтики, мистического флера на некоторых понятиях и явлениях?

Да, так как у мнея самой иллюзий уже не осталось, то неохота их у сына пестовать. Боюсь, что я немного перебираю с цинизмом.

киники были хороши, но скучноваты, на мой взгляд :)) И в конце концов непрерывность потока буйнопомешанных буревестников - это же ведь такой же общественный факт, как и их последующее падение "в крови на перьях" ;)

Катерина, мне вообще-то интересно на эту тему поговорить :)) Но сейчас уйти нужно. Я, если можно, потом к этому вернусь :))

А, и про интригу :) 

Психология (emotional intelligence) и детская литература, как следствие.

Как интересно! :)) А почему детская литература - следствие из психологии? Большинство моих знакомых психологов далеки от литературы, как декабристы от народа :))

Не то чтобы детская литература следствие из психологии, просто хочется попытаться донести до детей некоторые основы, через литературу, которые, возможно помогут им быть счастливыми в будущем и жить в лучшем Мире. Основной фокус на open-mindness, self-awareness...не знаю как перевести на русский правильно эти два термина, но для детей их все равно использовать без надобности :)  ( первые идеи нацелены на 4-7 лет)

Цель конечно не много наивная, учитывая что для этого ещё и родители необходимы, которые стали бы это детям читать, но это не повод чтобы к ней не стремиться :) 

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

часто оказывается, что то, что было интересно изучать, на выходе предлагает набор совершенно не интересных работ.

это колоссальная проблема также в США и Канаде.

Эту реплику поддерживают: Татьяна Пастухова, Christina Brandes-Barbier de Boymont

Я знаю про эту проблему, но как-то не очень понимаю ее изнутри, видимо. Интересно изучать биологию, но неинтересно быть ученым-исследователем? Интересно учиться столярному делу, но неинтересно работать столяром? Как же это получается-то?

Я знаю про эту проблему, но как-то не очень понимаю ее изнутри,

Да, интересно учиться на актера и мечтать быть актером, но не интересно бесконечно ездить на пробы (особенно, если не получаешь роли). Интересно  строить здания, но не интересно писать пропозалы, идущие в никуда (50% работы владельца архитектурной компании). Интересно писать картины, но не интересно писать на гранты (так как 99% пишущих их не получат по определению) И т.д.

А проблему Вы не понимаете изнутри, потому что работаете психологом. Если бы Вы 50 % времени писали на гранты на право работать психологом, то Вы бы ее "увидели изнутри" :))

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

то есть человеку все равно интересно быть актером (играть на сцене), архитектором (строить) художником (рисовать), но не получается устроиться, чтобы именно рисовать-играть-строить? Ну, это я понимаю. Это как если исследователь вместо того, чтобы планировать и опыты ставить, все время мыл бы пробирки, чистил крысиные клетки и заполнял отчеты...

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Это как если исследователь вместо того, чтобы планировать и опыты ставить, все время мыл бы пробирки, чистил крысиные клетки и заполнял отчеты...

И это то, чем занимаются многие профессионалы в весьма престижных специальностях. Поэтому я и говорю, что взрослые  врут детям.

Эту реплику поддерживают: Инна Пополитова

Да ладно! В чем врут-то? Не говорят, что не все поступившие на актерские курсы станут голливудскими звездами и большинство абитуриентов Вагановки никогда не станцуют умирающего лебедя? Говорят, почему же. Я сама сто раз слышала. :))

В чем врут-то? Не говорят, что не все поступившие на актерские курсы станут голливудскими звездами

У вас может и говорят, а у нас врут. Врут повсеместно. Врут в общественных школах. Врут в частных. Врут в университетах. Один русскоязычный профессор математики мне говорил такое про студентов: "Выходя из этих школ, математики они не знают и никогда не узнают. Но говорить им об этом не надо. Слишком низких оценок ставить тоже не надо. Те, кто что-то соображают,  смогут сдать экзамен по математике для работы в страховом бизнесе. Остальные теряют время". (И платят его зарплату) И это математика. Прикиньте социологию, философию, историю искусств или английский язык, которыми забиты университеты.

То о чем говорит Алекс тоже проблема конечно, но это скорее к Вашему о предупреждениях о трудностях.

То о чем я говорю это - хочу учить язык, но не хочу быть переводчиком, учителем, писателем. А что ещё с этим делать не понятно да и предложений нет. 

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

Но ведь можно учить язык для своего удовольствия, работая, допустим, секретарем или озеленителем, и осознавая, что ты не собираешься делать это своей профессией. Или с интересом изучать психологию "для общего развития".  Нет?

Эту реплику поддерживают: Татьяна Пастухова

Безусловно. Но когда люди выбирают это своей основной специализацией, а работать по ней не хотят, но выбирая что учить этого не осознают - это проблема. Потому что закончив институт по профессии "филолог" озеленять не умеют, хотя может и хотели бы.

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

Вот да! И это опять же проблема профориентации, ведь не бином же ньютона помочь осознать мододому человеку, что филологом он работать вовсе не хочет, а хочет озеленителем, но согласен и секретарем, но выучить язык (два, три, четыре) или даже в какое-нибудь такое исследовательское общество (в инете есть интересные, я как-то раз случайно попала, поразилась - какие там интересные дискуссии ведутся!) вступить для него - самое то, но не как профессия, а как личное развитие...

Эту реплику поддерживают: Татьяна Пастухова

Катерина, для удовольствия можно учить все, что угодно, но имхо не стоит тратить на увлечение пять лет, тратя свое и чужое (преподавателей) время, порой занимая чужое место (как это было при сов.союзе. принимали бездарных  блатных, отнимая место у способных "простых")  

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Да, но сейчас гораздо больше форм и возможностей, чем при Союзе.

Сейчас господа-товарищи занимают бюджетные места те, кто в состоянии олатить два универа. 

Но опять-таки, мы рассуждаем о выборе профессии, специальности, ремесла, которое должно не только быть удовольствием, но еще и кормить себя и свою семью. А получается, что занимаясь хобби, люди не преобретают никаких навыков. Хорошо, если родители могут содержать, а если нет?  

Нет-нет, Кристина, я-то как раз имела в виду, когда уже работающий человек учится, допустим, на актерских курсах, или на заочном психологии. Он учится тому, что ему интересно, не зная, станет ли это его новой профессией, или просто останется этапом личностного роста. В последние тучные годы у нас в России таких людей было много. Думаю, что и во Франции и в Швейцарии они есть?

Он учится тому, что ему интересно, не зная, станет ли это его новой профессией, или просто останется этапом личностного роста.

Насколько могу судить, то таких людей не много. Учиться - дорого, не из-за того, что надо платить за учебу, в Швейцарии и Франции гос.университеты бесплатные, но ведь надо жить на какие-то деньги, платить обязательные страховки (мед, машина), платить за жилье, просто бытовые затраты.  Не многие могут себе позволить такое "развлечение".

Работающему человеку учиться по-настоящему (со сдачей сессий, участия в колоквиумах, семинарах) трудно, практически невозможно - где и как найти время ?  Если не сдал две сессии, тебя отчисляют. 

С другой стороны, есть немало людей ( и в моем окружении тоже, да я сама, напр), которые изучают что-нибудь дополнительно по специальности, по смежной специальности, совершенно новый предмет, но именно для приложения навыков в будущей работе. 

Для этого есть несколько решений:

предприятие оплачивает курсы / высшие школы;

человек берет отпуск за свой счет и учится тому, что поднимет его цену на рынке труда, или в конкретном предприятии.

если человек на безработице, то можно воспользоваться различными программами (я так изучила бухучет)

человек берет год за свой счет (т.н. творческий отпуск) для самосовершенствования/ написания книги, изучения языков в стране,т.д. Естественно, при фин.возможностях. 

Ходить на курсы рисования, актерского мастерства, основ экономики можно на вечерних курсах при университете (более академично) , др.курсах. 

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

ох, Кристина, по сравнению с тем, как это сейчас, то, что было в Союзе - сказка, чесс слово. и уровень был ого-го. сейчас - мрак...   я довольно в этом поварилась.. сердце разрывается. хорошо, хоть детки нормальные все же встречаются... 

Эту реплику поддерживают: Татьяна Сергеева, Christina Brandes-Barbier de Boymont

Ну с этой проблемой моя мама - преподаватель лингвистики (англ яз) встречается уже на протяжении 45 лет. Многие рвутся изучать языки, рисуя в воображении какие-то невероятные картины безумного успеха (совершенно оторванного от реальности), т.е. закончу ин-яз и все, будет мне счатье. О работе переводчиком, преподавателем или (не дай бог !)  учителем, речи не идет. Когда спрашиваешь КЕМ или ГДЕ ты хочешь работать, пожимают плечами... И это по окончании !

И раньше, и сейчас очень много т.н. "отсиживающих" лекции, пары.  Получают свои тройки, переходят с курса на курс, а потом работают "менеджером зала" в универмаге (т.е продавцом).       

Эту реплику поддерживают: Татьяна Сергеева

Кристина, я думаю, тут еще играет роль не только "интересность изучения языка", но и престижность иняза и даже репутация "факультета невест" :))

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

В 70-80 у многих перед глазами стояли загран командировки как символ супер успеха. Но опять-таки, КАК попасть в загранку (переводчиком, представителем) многие десятиклассники себе представляли плохо.

Вспомнился один джентельмен, сотрудник межд.организации, сын бывшего советского номенклатурщика. Рассказывал как он попал в Женеву. "После десятого папа хотел, чтобы я поступал в Плехановский (торговый), а мама сказала, что ребенок должен учится в МГИМО. Вот я и пошел туда. А потом мне папа выбил Женеву, хотя я хотел ехать в Штаты..."  )))))))))))))    

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

репутация "факультета невест"

на переводческом факультете иняза Тореза, моей альма матер, когда-то учились одни мальчики) девочек не брали совсем. кажется, до недавних пор мальчиков было 70 процентов на 30 процентов девочек) сейчас не уверена)

факультет невест - это факультет, где учат на преподавателей)

У нас на филфаке Университета (иняза как такового у нас нет, есть еще восточный факультет) учились (и кажется учатся) почти одни девочки. :))

и во франции, и в Швейцарии. 

Напр, история искусств, или филосовия, или психология. Сколько всего заманчивого эти предметы сулят. А на выходе - безумно сложно найти работу, можно устроится напр.  учителем философии (для старшеклассников), но многие выпускники  считают преподавание занудной специальностью ..  

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Очень эффективно заказать у астролога натальную карту ребенка. 

У меня трое теток)) и со старшими 100% попадание)

То есть предложить подростку выбрать профессию в соответствии с советами астролога? 

Так тоже можно, но эффективнее...

уже с детства  особое внимание уделять  развитию тех качеств, которые советует астрология

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

Для этого нужен родитель (а лучше два, иначе у ребенка будет когнитивный диссонанс - мама действует в соответствии со звездами, а папа потому что в детстве сам футболом увлекался) с определенным мировоззрением, которое к тому же не меняется на протяжении взросления детей.

Лет в 13 уже детёныш сам всю астрологию может понять)

Но два родителя - это всегда большой подарок!

Два родителя, верящие в профориентационную роль астрологии?! %)))

Эту реплику поддерживают: Татьяна Пастухова

Кстати, я в целом считаю, что возраст 15-20 (или даже 25) лет - самый неудачный для выбора профессии. Жаль, что именно в этом возрасте люди должны определяться. Много ошибок, много ложных целей.

Эту реплику поддерживают: Юлия Панченко

мне кажется, никакой. это вопрос удачи. что-то нашлось (рано или поздно) - ура, жизнь удалась. без иронии.

я до сих пор, например, так ничего про себя и не поняла. а на переводчика пошла ради куска хлеба. это были лихие 90-е. сработало. меня это кормило, но удовольствия не приносило...

преподавание понравилось. но денег - пшик. крутилась, как белка. чтоб нормально жить... 

а мужу повезло... он в США учился в самой обычной школе, но говорит, что супер здорово было. и содержательно. а пошел на химию и биологию. и чтобы заработать на учебу, подрабатывал в компьютерной фирме. в итоге влюбился в это дело. и сам выучился. то есть, он самоучка вообще. и работа приносит радость) повезло)

кстати, в США, как я поняла, штат штату рознь. здесь в Портленде Орегон - хороший уровень школ. люди спец сюда едут... их Калифорнии, например)))

Юлия, мне кажется в этом (как и в других) вопросе удача - непременная часть жизни. Но ею однозначно все не исчерпывается. Даже там, где не очень понятно, как работает, усилия все равно могут быть не лишними. Вот чукчи, жившие раньше ровно на грани физического выживания, проводили сложные ритуалы, чтобы ближе к весне взошло солнце (у них полярная ночь). Они думали, что помогают солнцу взойти. Мы-то знаем, что земля крутится вокруг солнца, но можете ли Вы уверенно сказать, что проведение этих ритуалов тогда не способствовало реально их (отдельных членов и племени в целом) выживанию?

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт, Инна Пополитова

Или раньше, в Золотой античности детства: восприятие еще ясно, разум не затуманен ложными целями. Или позже, в Ренессансе ранней зрелости: человек уже изучил сам себя, уже знает, что именно ему надо и не надо. Но только не в Темные подростковые века! В голове разброд и шатание, а мотивация? "Родители уговорили/заставили", "Мой бойфренд тоже идет на этот факультет, а там так много девушек!", "Там военная кафедра", "Это сейчас модно-круто".

В общем, надо людей с точки зрения профориентации делить на раннеспелых и позднеспелых, как яблоки :-)

поддержалка не работает(

согласна!!!

У моих детей начиная с "выпускного" класса средней школы (аналог 8 класса в советской школе, когда можно было уйти в техникум/пту или продолжить учебу до 10 го класса) каждый год есть неделя (или две)  обязательной "стажировки". Ребятам по 14-15 лет.

Каждый ученик должен найти предприятие (неважно какого профиля, не рекомендуются "бюрократические" офисы), где бы он мог узнать что-то о профессии /специальности. 

Когда-то мой сын (было 14 лет) загорелся желанием не продолжать учебу до бакалории (позволяет поступить в универ), а пойти учиться на шеф-повара. Мы с мужем пытались его отговорить, рассказывая о подстерегающих трудностях, но Стефан был непреклонен. Ну что ж, я решила, пусть попробует. 

Договорились с нашим другом, владельцем ресторана в Женеве, тот с радостью согласился. Моим единственным условием было : сын должен соблюдать рабочий график для сотрудников, без поблажек и скидок на возраст и знакомство.

Рабочий день начинался в 10 утра подготовкой ресторана к обеду ( с 11:30 до 14:30), затем перерыв до 18:00 и обратно, в зал до конца дня  (до 23:30 иногда и позже). Не буду вдаваться в детали, но после одной недели сын сказал, что готовить ему нравится, а вот работать в ресторанном бизнесе он не хочет.

Аналогичная до деталей ситуация была в этом году и с дочкой (14 лет), которая втемяшила себе, что тоже должна связать свое будущее с рестораном. На доводы и аргументы родителей и старшего брата, были слезы-сопли, вы меня не понимаете, вы - тираны (сто раз ха!), вы не даете мне выбрать то, что хочу и далее по тексту сценария. ))) Тоже хватило недели (ха и ха)))

Сын проходил практику у ювелира. Очень здорово было, изготовил по собственному дизайну подвеску с бриллиантами (настоящими), подарил мне ))). Проходил стаж в детских яслях-садике, очень понравилось, задумался о выборе професии "усатого няня" и проекте создания частного детсада (это огромнейшая проблема во Франции/Швейцарии, садов не хватает катастрофически), Работал в доме престарелых инвалидов. Было полезно. Еще где-то... (не помню).

По окончании стажа, ученик должен предъявить в школе характеристику от своего временного патрона. А через месяц происходит "защита проекта" - презентация своей практики (можно по-французски, а можно на ин.языке), где должны быть представлены аргументы за и против, сделаны выводы, даны советы. За презентацию ставится оценка, лучшие докладчики отбираются и посылаются на региональные и общефранцузские "состязания" (мой сын был отобран на такие,горжусь !  )))))  

И в школе, и в Женеве  каждый год проходит "Ярмарка профессий", куда приходят представители разных индустрий, или университетов, представляющие и рекламирующие свои организации, учреждения. Ребята могут задать любые вопросы, могут договориться прийти с обзорным визитом в универ, компанию ( и на день открытых дверей и в индивидуальном порядке, если есть конкретный интерес).         

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Алекс Лосетт

Да, самое главное забыла сказать.

После всех стажей и практик, сын выбрал (совершенно поперек нашего с мужем предстравлений о возможностях и талантах сына) пойти учиться экономике, управлению малыми и средними предприятиями. Очень трудно, т.к. много математики, анализа, пр. , что ни коем образом не является сильными сторонами Стефана, но он настойчиво продолжает грызть гранит науки, хотя какие-то пересдачи надо делать.

Я ему регулярно предлагаю сменить "специализацию" на полит. и соц. науки (у него явные способности в этой сфере - геополитика, социология, полит. психология ), но он упрям как осел, и говорит, что сам все знает.   

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Катерина, я просмотрела комментарии к посту. Их много. Но я так и не нашла ответы и советы на вопрос - как подростку выбирать профессию в  сегодняшней России? Именно в сегодняшней. 

Дети растут в условиях нестабильности. Политической и экономической. Отношение к профессиям искажено отношением государства к социальным вопросам. Дети смотрят российское телевидение, в котором взятки врача, к примеру, вполне нормальное и обычное явление.

Все, о чем здесь говорилось - возраст выбора, советовать или не советовать, воспоминания о личном- это все правильно. Но все это приобретает совсем иной оттенок в России. Подчеркиваю снова, в сегодняшней. Ведь к Вам приходят за советом сегодня.

Здесь еще возникает вопрос не только выбора профессии, но выбор учебного заведения. Качество образования. Практика фальшивых дипломов, фальшивых профессоров. Учебники, взятки и прочее. 

Как подростку найти свое будущее в России сегодня?  Получить высшее образование какое-нибудь, а потом о нем забыть и методом проб и ошибок искать что попадется. Может и повезет.

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

Татьяна, здесь на самом деле много соображений озвучено, хотя может быть не очень четко выделено. Не говоря уж о том, что современным российским родителям и подросткам вовсе небесполезно узнать из первых рук "как там у них". 

1) есть места, где можно пройти соответствующие тесты. Эти тесты вряд ли дадут однозначный ответ, но могут дать материал для размышления

2) родительские советы небесполезны, если опираются на их знание особенностей ребенка, а не на их общественные страхи.

3) выбирая именно профессию, надо серьезно думать не столько о том, как ты будешь учиться, а о том, хочешь ли ты потом по этой специальности работать.

4) в любой профессии есть удачники и неудачники. Это всегда надо учитывать, никаких гарантий интересной и успешной (финансово) жизни не дает самая престижная и интереснейшая специальность или институт. Чтобы стать удачником, мало выбрать или "попасть". Придется еще работать и работать.

5) Работа по изучению себя имеет совершенно практический смысл. Чем лучше себя знаешь, тем больше шанс найти свое место. Нет смысла откладывать эту работу до окончания "какого-нибудь" колледжа или института.

6) Ну и наконец можно обратиться к астрологу :))) (совет от Светланы Пчельниковой)

Катерина,

общественные страхи родителей вполне понятны, они имеют к сожалению, реальную основу. Детям предстоит жить в этом обществе.

Как учиться? Я думаю, что именно качество обучения позволит как-то лавировать между тем что хочется и тем, что жизнь дает на самом деле, избегая участи неудачника. Человек, который умеет учиться и осознает важность знаний всегда найдет способ переквалификации.

Чем лучше себя знаешь? Речь идет о подростках, которые пока еще ничего о себе не знают, но стоят перед выбором своего будущего.

Ну, а последний совет - это для особенных...оторванных от реальности.

Татьяна, не согласна с тем, что подростки ничего о себе не знают. Напротив, они сами собой в эту пору очень интересуются и знают очень много всего важного и интересного, в том числе и для выбора профессии. Но далеко не всегда могут это внятно сформулировать и быть услышанными в семье.

Эту реплику поддерживают: Инна Пополитова

Возможно. Я давно с подростками не общалась, поэтому просто соглашусь с Вами.

Татьяна, вы буквально у меня с языка сняли почти всё то, что написали. 

Кристина, мое мнение таково: а таких сложных, неоднозначных и пролонгированных вопросах, как выбор специальности, места учебы и т.д. любая фиксация на предмете, возможность подумать, пожевать, получить еще квант инфы, просто зафиксировать взгляд и мысль - уже полезна для многих. Сейчас, во времена развитого с помощью СМИ и инета синдрома дефицита направленного внимания, так многие откладывают это важнейшее  "на когда-нибудь потом", а когда приходит время, начинают метаться и хватают первое попавшееся... увы...

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

Я бы свои советы сформулировала так. 

- родителям отодвинуть подальше свои неcбывшиеся мечты (стать великим артистом, штангистом, банкиром) и дать возможность ребенку заниматься тем, что нравится / есть интерес, призвание.  

- если есть возможность устроить ребенку, точнее, подростку, "стаж" (наподобие того, что я описала выше), то обязательно надо это сделать. "Потрогать" работу, реальную проф.деятельность очень полезно.

- попытаться убедить ребенка, что все профессии / специальности хороши, нет более престижной или менее престижной. Честно зарабатывать и получать удовлетворение от своей работы можно в самых разных областях, а не только в банке, нефтевышке, на сцене корпоратива. Это трудный пункт, потому что огромное значение имеет окружающая среда, медиа, провозглашающие узкий круг "престижных" ("достойных") профессий. Изменение отношения к "непристижным" специальностям (сантехник, механик, персонал по уходу за больными, портной, электрик, учитель!! пр) должно частично стать гос.программой.

- объяснять ребенку, что в жизни приходится нередко заниматься не тем, что нравится, а тем, что приносит деньги, потому как надо обеспечивать и себя и свою семью. Тема "делать то, что очень нравится, искать работу, которая будет приносить удовольствие"  довольно скользкая. Наблюдаю молодых людей, которые месяцами (а то и годами) "ищут себя", теряют время, сидят на пособиях или на шее у мамы-папы, но в то же время отказываются от хорошей, но "скучной" работы. А ведь порой такая "скучная" работа может стать ступенькой к работе-мечте; на худой конец просто поможет выжить, продержаться на плаву в финансовом плане. 

- рассказать своему чаду, что выбор сейчас (уч.заведения или специальности) -  не конечный, не навечно.  Мир сегодня подвижный, динамичный, гибкий. Если обучение будет невмоготу, придет осознание того, что был сделан неверный выбор, то всегда можно поменять и специальность, и сам универ.   

Согласна со всем сказанным, Кристина.  Все, что Вы сказали, очень понятно  и главное -универсально вне зависимости от страны проживания. Мне добавить нечего.

"Это трудный пункт, потому что огромное значение имеет окружающая среда, медиа, провозглашающие узкий круг "престижных" ("достойных") профессий. Изменение отношения к "непристижным" специальностям (сантехник, механик, персонал по уходу за больными, портной, электрик, учитель!! пр) должно частично стать гос.программой."

Вот пока это не произойдет в России, вопрос с выбором профессии останется труднорешаемым. 

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont, Алекс Лосетт

Кристина так хорошо написала. И все правильно, по существу. 

И все же думаю, что пока это здорово зависит от страны проживания, от социальных условий. Я тому пример, мне кажется.

Где-то выше Алекс писала о школе, где учится ее сын, и я в очередной раз задумалась о том, как угадать правильную школу, как найти тех самых учителей, что выведут в жизнь, научат ценить, любить, анализировать, не бояться, не сдаваться?

Кому-то везет и с обычной школой. Кому-то и с лучшей школой  - нет. 

Хорошее образование - вот ответ? Ой ли?

Иногда я думаю, что школьное образование -  как математические задачи: либо ты выучишь один алогритм и будешь способен решать только типовые задачи, либо тебя научат пользоваться разными алгоритмами, чтобы решать ЛЮБЫЕ, в данном случае жизненные и профессиональные, задачи.

Ведь выбрав не ту профессию, надо быть достаточно уверенным в себе и бесстрашным, чтобы все бросить и попробовать что-то другое. Оосбенно если ты не в Швейцарии, ага? ;)

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont, Алекс Лосетт

"как угадать правильную школу" Да никак. Нет таковой. Я думаю, что вы сами из своего опыта и общения с друзьями можете сделать такой вывод. Для разных детей/родителей одна и та же школа (вуз) или учитель (преподаватель) могут вызывать самые противоположные отклики и впечатления.

Уровень университета не гарантирует уровень полученных знаний, тем более, что самое важное, - умения этими знаниями оперировать, использовать на практике (а иногда и в теориях). Есть категория "зубрил", которые знают предмет от А до Я, но они (само-)ограничены жесткими рамками, у них наблюдается отсутствие фантазии или любознательности. И получив диплом даже престижного заведения, этим людям будет сложно устроится на определенных работах.

Мне кажется, что многое зависит от родителей, семьи, окружения, нежели от школы. Школа формирует некие стереотипы, приучает к режиму, указывает те самые границы. Роль родителей, нмв, показать ребенку, что мир существует и за границами школы, что можно и нужно черпать информацию, знания вне школьных программ, учебников, расписаний. А для этого надо просто общаться с детьми, говорить с ними, делиться и обмениваться впечатлениями о фильмах, полит. и исторических событиях, водить в музеи, театры, выставки. Обсуждать многие "недетские" проблемы.  Не бояться открывать ребенку мир таковым, какой он, этот мир, есть. Без излишних иллюзий, но и без нагнетания пессимизма - "не будешь учиться, станешь дворником". смешно, право. много известных людей не получали "два высших" ))) но добивались успехов.       

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

У меня в школе школьный психолог около 8-го класса начинает работать по этому сюжету. Обычно в 8-9 кассе приглашают специалистов центра с тестированием на профессиональные склонности. Дети потом носятся по школе с длинными распечатками, рассматривают и сравнивают. Хоть что-то. 

Самое интересное мне приходилось наблюдать у восьмиклассников. По договоренности с психологом в начале года я у себя на уроках информатики давала такое задание: написать сочинение на тему "Моя будущая профессия". С точки зрения моего предмета оценивается умение работать в текстовом редакторе, оформление-дизайн  и форматирование текста. А содержание идет целиком к психологу. И ежегодно я наблюдала детей, которые четко могут что-то на этот счет сказать (очень мало), детей, которые могут сказать нравится это-это-и это (где-то половина), детей, которые вообще не думали ничего на этот счет и пишут свое сочинение по принципу "кем я точно никогда не буду (около трети). И каждый год находится хотя бы один ребенок, который с самой обескураживающей искренностью выдает что-нибудь вроде "а я никем не буду, когда вырасту". Когда не надо будет ходить в школу, я  просто буду сидеть в контакте сколько захочу и никто уже меня не будет заставлять куда-нибудь ходить". Обычно я предлагаю им тоже прописать вот такое свое видение будущего в сочинении. И на следующую неделю они ничего не приносят, так как уже проникаются подвохом и начинают, видимо, ощущать, что тут "что-то не то"-- как я подозреваю, в ходе подостковых обсуждений в классе на счет этого сочинения. После месяца-двух еженедельных обсуждений рождается какой-то текст с фантастическим содержанием " я мечтаю стать"-- баристой, великим сноубордистом,  гениальным дизайнером, владельцем банка.

Это было очень удачным нашим изобретенением, такое сочинение именно в этот возраст и в формате постороннего предмета, когда у работы оценивается формальная сторона и не оценивается содержание.

Так никто и не спросил - а зачем вообще выбирать профессию? Чтобы знать куда пойти учиться? А зачем учиться? Чтобы потом выбрать профессию? Замкнутый круг.