В 2017 году в Голливуде разгорелся скандал, связанный с обвинениями продюсера Харви Вайнштейна в сексуальных домогательствах. Шум поднял волну феминизма в разных странах, вылившуюся в многомиллионное движение Me Too, участницы которого осуждали сексуальное насилие и домогательства.
Но неожиданно в противовес осуждениям и этому движению, в защиту мужчин выступили француженки. В открытом письме, опубликованном «Le monde», они, во главе с актрисой Катрин Денев, просили не путать «неловкие ухаживания с сексуальным насилием» и отстаивали «право мужчин приставать к женщинам», называя это право неотъемлемой частью сексуальной свободы.
Почему женщины именно этой страны открыто выступили за право мужчин «флиртовать» с женщинами? И почему голливудский скандал, разошедшийся волнами чуть ли не по всему миру, остался почти незамеченным во Франции? Ответы на эти вопросы дает французская история отношений между мужчинами и женщинами.
Во-первых, само понятие «флирта» родилось в этой стране. Начиная с правления последнего короля Людовика XV, эти отношения регулировались негласными правилами «французской галантности». (Галантность в переводе с французского языка — любезность и изысканная вежливость). Мужчина поклонялся женской красоте и готов был исполнять все ее желания и капризы. В рамки понятия «галантности» вполне укладывались и проявления мужского желания.
От скуки аристократия придумывала способы заигрывания, кокетства, любовной игры, ухаживания с намеком на возможность сексуальных отношений. В результате появилась целая культура «флирта». (flirt — заигрывать, играть, шутить…) Революция 1789 года многое изменила, но понятие «флирта» в национальном сознании осталось. Флирт по-прежнему существует. И не только во Франции, но и в большинстве стран он считается нормальным явлением в отношениях между мужчинами и женщинами.
Однако в отличие от итальянцев и греков, осыпающих женщину комплиментами и быстро сокращающих дистанцию, француз, как и прежде, не торопится. Он расслаблен, непосредственен, забавен и ведёт непринуждённые разговоры по душам. Но истинные чувства француза трудно понять, потому что флирт — его вторая натура. Флирт — это естественное поведение мужчин, и француженки это знают.
Во-вторых, сексуальная эмансипация французским женщинам далась нелегко. В противоположность американскому радикальному феминизму XXI века, во Франции до сих пор ощущается влияние феминизма 60-х годов. Тогда, в мае 1968 года, миллионы молодых людей вышли на улицы Парижа с требованием сексуальных свобод. Женщины открыто заявляли, что имеют такое же право хотеть секса, что и мужчины. Демонстрации разгонялись, движение подавлялось, но французским студентам удалось добиться того уровня свободы, который изменил весь западный мир.
Поэтому, и Фанни Ардан, и Катрин Денев, и скандальная писательница Катрин Милле — феминистки школы 60-х годов считают развернувшуюся сегодня в Америке борьбу с сексуальными домогательствами посягательством на сексуальную свободу, которой добилось их поколение.
Сегодняшний французский феминизм — это борьба не против приставания мужчин, а борьба за равноправие, что женщины считают намного важнее. Возможно, кого-то это удивит, но француженки получили право устраиваться на работу и открывать счет в банке без разрешения мужчин лишь в 1965 году. И лишь в 1975 году супружеская неверность перестала считаться преступлением. Поэтому сегодня женщины Франции во главе с Катрин Денев выступают против того, чтобы женщин представляли как беззащитных жертв мужской похоти. Они согласны с необходимостью борьбы с сексуальным насилием, особенно в профессиональной среде, но они хотят видеть женщину свободной, в том числе в своем праве сказать мужчине «нет».