Когда-то, в самом начале моего пребывания во Франции, я оказалась на праздновании какого-то события. Узнав, что там будут присутствовать дети, по-русски напряглась, представив вокруг них суету взрослых, детские крики и беготню. Но к моему удивлению детей не было заметно вообще. Они занимались своими делами, сами решали свои конфликты по поводу игрушек, не вмешивались и не перебивали взрослых.
С тех пор прошло десять лет. Франция прочно вошла в мою жизнь, и за всё это время мне ни разу не довелось видеть бьющегося в истерике французского ребёнка. В самолётах, поездах, ресторанах они ведут себя спокойно, не привлекая внимание взрослых. Эти дети умеют ждать, не перебивают, не влезают в разговор старших, просят прощения, здороваются и уступают место.
И дело вовсе не в генетике, а в правилах воспитания, которым уже со времён Жан-Жака Руссо и Вольтера одинаково следуют французские родители, няни и учителя. Они прекрасно знают, что все дети разные, поэтому главными принципами в использовании этих правил являются не слепое выполнение, а интуиция и любовь.
Возможно, именно эти правила позволили или вернее обусловили существование во Франции декретного отпуска после родов протяжённостью всего три месяца. В результате того, что мамы придерживаются общепризнанных установок, к моменту их выхода на работу трёхмесячный ребенок уже самостоятельно засыпает и спит в отдельной комнате.
Как удается это сделать? Сразу после рождения применяется первое правило — выдерживание паузы перед тем, как подходить к младенцу. Совсем немного одну — две минуты, но не сразу, как только ребёнок забеспокоился. Самой природой предусмотрено, что новорождённые дети меняют позу или вздрагивают во сне. Так их организм учится переходить от одной фазы сна к другой и, если выдерживать паузу и не мешать этому, то у них всё получится само собой, и в два-три месяца они будут засыпать самостоятельно и спать до утра.
Второе правило — еда строго по расписанию. Существует много дискуссий на эту тему и разные точки зрения, но французы придерживаются именно такого предписания. Если ребенок захотел есть раньше, то надо дать потерпеть совсем немного, несколько минут, секунд, но не бросаться кормить в тот же миг. При таком подходе у детей вырабатывается внутренняя способность справляться с неудовлетворённостью и постепенно приходит понимание, что ему не дадут тут же всё, что он захочет. В результате уже в два-три года французские дети спокойно наравне с взрослыми ожидают в ресторане, когда официант принесёт еду.
С эти правилом связано другое — нельзя исполнять каждое желание ребёнка. Да, это трудно, но французы это делают с любовью и вниманием к ребёнку. Обнимают, присаживаются, чтобы смотреть в глаза и терпеливо объясняют, почему нельзя выполнить то, что он хочет. Со временем ребёнок осознает, что кроме него есть другие люди и у них могут быть свои потребности.
Роль мамы во Франции важна, но важны и её желания. Выходя на работу через три месяца после родов, женщины не теряют квалификации, они могут продолжать карьерный рост и чувствовать себя причастной к обществу и им это нравится. Государство со своей стороны оплачивает расходы на няню, ясли, даёт один оплачиваемый день в неделю для общения мамы с ребенком и по возможности организации, где работает мама, разрешают работу «из дома».
Что важно — и няня, и ясли продолжают общую линию воспитания, соблюдая режим питания, сна и привычки, установленные в семье. Французские няни — это сертифицированные работники, которые регулярно проходят медосмотр и аттестацию на право заниматься детьми. Условия их работы, отпуска, больничные и социальные отчисления определяются заключаемым с родителями контрактом.
В три года французские дети обязаны идти в школу. Это похоже на детский сад, но всё же — это школа. Во-первых, это обязательное посещение, во-вторых, они ходят вместе с большими детьми в общеобразовательную школу, где для них оборудованы отдельные классы и место для дневного сна.
На этой первой стадии начальной школы — «матернель», — их учат говорить, выражать свои мысли и посредством игры помогают делать открытия в окружающем мире. Читать и писать не учат, но к концу матернель дети владеют навыками для успешного чтения и письма. В шесть лет они переходят в классы обычной школы — элементарной.
Дети во Франции любимы, желанны, их интересы важны, но не более чем интересы родителей. Это ещё одно правило — в семье приоритетом пользуются желания родителей, а не детей. Это не значит, что ребёнок для родителей на втором месте, они просто хотят научить его жить в обществе, считаясь с его законами.
Ребёнок для французских родителей — прежде всего человек со своими интересами, правами, вкусами, понятиями и опытом познания окружающего мира, и этот пока ещё маленький человек нуждается не столько в потакании его капризам, сколько в любви и уважении.
Долгими беседами и разговорами о том, что можно делать, а что нельзя французские родители стараются очертить для детей границы дозволенного, при необходимости постоянно вежливо напоминают о нарушении этих границ. Детям часто говорят о том, на что они имеют право, а на что нет, чтобы дать им возможность выбирать как себя вести и знать, что за этим последует: одобрение или неодобрение. Это трудно и требует огромного терпения, но родители хотят видеть своих детей самостоятельными, имеющими собственное мнение и свободу выбора, чтобы, став взрослыми, они нашли своё место в этом мире.
