Всеволод Чаплин

Спасти Кириенко!

Когда-то его обвиняли в приверженности саентологии. Давно всем говорю и скажу еще раз: это неправда. Знаю это и из своих источников, из его собственных слов, сказанных в 2001 году: «В период, когда я руководил Нижегородским отделением коммерческого банка, часть сотрудников банка проходила обучение в Хаббард-колледже, только не в религиозной системе, а на курсе, связанном с основами управления. Более того, я сам записался на этот курс, но меня успели предупредить, и я его не прошел. Но обратите внимание, меня предупредил не представитель Православной Церкви, меня нашел мой институтский преподаватель философии. <…> А если бы он не пришел? И, простите меня, давайте я задам все-таки вопрос: «Где была Православная Церковь? Кто следил за ними, когда они привлекали огромное количество людей, огромное количество предприятий? За рекламой, семинарами, которые они проводили по повышению квалификации и по менеджменту, за которыми стоят на самом деле гораздо более серьезные вещи» (https://iriney.ru/poslevoennaya-eklektika/sajentologiya/novosti-o-sajentologii/s.-v.-kirienko-i-sajentologiya.-press-reliz-raczirs-i-czri-sv.-irineya-lionskogo.html ).
0

Спасти Кириенко!

Когда-то его обвиняли в приверженности саентологии. Давно всем говорю и скажу еще раз: это неправда. Знаю это и из своих источников, из его собственных слов, сказанных в 2001 году: «В период, когда я руководил Нижегородским отделением коммерческого банка, часть сотрудников банка проходила обучение в Хаббард-колледже, только не в религиозной системе, а на курсе, связанном с основами управления. Более того, я сам записался на этот курс, но меня успели предупредить, и я его не прошел. Но обратите внимание, меня предупредил не представитель Православной Церкви, меня нашел мой институтский преподаватель философии. <…> А если бы он не пришел? И, простите меня, давайте я задам все-таки вопрос: «Где была Православная Церковь? Кто следил за ними, когда они привлекали огромное количество людей, огромное количество предприятий? За рекламой, семинарами, которые они проводили по повышению квалификации и по менеджменту, за которыми стоят на самом деле гораздо более серьезные вещи» (https://iriney.ru/poslevoennaya-eklektika/sajentologiya/novosti-o-sajentologii/s.-v.-kirienko-i-sajentologiya.-press-reliz-raczirs-i-czri-sv.-irineya-lionskogo.html ).
0

Вера, добрые дела и Божие прощение

По поводу одного довольно давнего высказывания Его Святейшества разузнал мнение нескольких грамотных людей, имена которых раскрывать бы не стал, и лишь после этого что-то теперь напишу. Прежде всего, внимательно вчитаемся: «Если мы чувствуем, что согрешили, если мы чувствуем, что сделали что-то нечистое, греховное, скверное, то единственный путь обрести благоволение в очах Божиих и прощение — сделать добро тем, кто в нем очень нуждается. Нам иногда кажется, что мы, сделав какие-то гадкие дела и исповедовавшись в них, автоматически получаем разрешение грехов. Однако нужно понимать суть и смысл исповеди. Через исповедь происходит воссоединение согрешившего человека с общиной, которая сподобляется причастия Святых Христовых Таин. Но что происходит на небесах, мы не знаем, и совершенно очевидно, что не через каждую исповедь прощаются все грехи. Даже если человек исповедуется перед смертью, это не означает, что он святым и безгрешным переступает границу земной жизни, что он без грехов предстанет пред Божественным судом. Что же действительно освобождает нас от грехов? То, что освободило блудницу, возлившую миро на ноги Спасителя, — совершение добра. <…> Через совершение добра мы сподобляемся получить разрешение наших грехов от Самого Господа. Вот таким смыслом наполнен сегодняшний день, <…> с новым пониманием того, как нужно жить, что должно быть в центре нашей жизни, чем бы мы могли угодить Богу и получить прощение грехов, избавление от всего того, что тяжким бременем ложится на совесть» (http://www.patriarchia.ru/db/text/5419611.html ).
0

Отмщение - это не про нас?

«У Меня отмщение, Я воздам» (Евр. 10: 30)… Эти слова некоторые трактуют чуть ли не деистически – дескать, Бог вообще не воздает за грех и людям этого делать не рекомендует, ну а там когда-то где-то как-то, может быть, и воздастся, но это не сейчас и не про нас. Полное искажение смысла. И дело не только в типичнейшем примере Анании и Сапфиры, которых Бог поразил смертью уже здесь, на земле. Слова Ветхого Завета, на которые ссылается Павел, предполагают вполне земное воздаяние, которое часто совершается человеческими руками: «У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их; ибо близок день погибели их, скоро наступит уготованное для них» (Втор. 32: 35). При этом апостол Павел убеждает христиан не мстить именно за себя и давать место «гневу Божию», который совсем не отрицается и который опять-таки часто приходит через людей (Рим. 12: 19).
0

"Без пролития крови не бывает прощения"

Бог не мог простить грехи людей без крови, без жертвы. Об этом размышляли на днях с прихожанами и друзьями, читая Послание к Евреям апостола Павла: «Вследствие смерти Его (Христа – пвч), бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное. Ибо где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив. Почему и первый завет был утвержден не без крови. <…> Все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения» (Евр. 9: 15-18,22). Это, конечно, не нравится гуманистам – но я много раз говорил, что другого Бога у меня для них нет. Бог не был бы совершенно свят, если бы Он без искупления, без жертвы допустил бы нечто грешное до общения с Собой. Он не мог сказать: «Да грешите сколько хотите, мне все равно, и идите сюда, давайте обнимемся». Жертву Он принес Сам – как Бог Сын и как Человек Иисус Христос. «Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6: 23).
18

О совести - и кризисе социального и нравственного богословия

Весьма неглупая и интеллигентная дама Елена Яковлева, которую я считаю одним из самых аккуратных системных либералов,  вдруг изрекла о Его Святейшестве некую фразу в северокорейском стиле: «Он, может быть, самый лучший сегодня обществовед. А еще пытается создать для нас моральное богословие. И ему очень важно быть в диалоге с обществом» (https://rg.ru/2019/03/12/evgenij-vodolazkin-samye-glubokie-otvety-na-trudnye-voprosy-daet-vera.html ). Разбираемый при этом текст – речь Патриарха на 10-летии интронизации – действительно достойный. И не надо бояться признаться, что это плод коллективного творчества – как все такого рода тексты. Но вот на христианское обществоведение и нравственное богословие сегодня в нашей Церкви вообще-то мало что тянет – в отличие от разработок прошлых двух десятилетий, включая тексты, выходившие за подписью нынешнего Патриарха или при его участии. И дело не только в объеме текста и/или его статусности.
0