Георгий Мирский: Нужно больше мечетей!

Мусульмане всего мира отпраздновали Ураза-байрам — самый массовый исламский праздник. На улицы Москвы вышло почти 200 тысяч человек, а в Петербурге, по данным полиции, праздничный намаз совершили 72 тысячи. Ураза-байрам — день окончания месячного поста, веселая и радостная дата. Но некоторые традиции празднования — в частности, публичное заклание животных — вызывают недовольство горожан. Политолог Георгий Мирский, священник Всеволод Чаплин, журналист Николай Сванидзе, политик Владимир Тор, и социолог Энвер Кисриев рассказали о своем отношении к Ураза-байраму, к религии и к жертвоприношениям животных

Иллюстрация: Getty Images/Fotobank
Иллюстрация: Getty Images/Fotobank
+T -
Поделиться:

Георгий Мирский, политолог, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН:

Никто не должен запрещать мусульманам молиться. По пятницам у них общая молитва, точно так же, как у христиан в воскресенье. Никто же не виноват, что в Москве их в десять раз больше, чем православных. Другое дело, что население, которое верит в Аллаха, растет, а значит, должно строиться больше мечетей. Потому что никого нельзя ущемлять в правах. Потому что большинство из них родились и жили в бывшем СССР, это наши сограждане.

Но если бы мне сказали «на соседней улице режут барана», я бы побежал туда и вмешался как-то. Я вообще убийство считаю недопустимым. Одной из самых плохих черт мусульманства я считаю именно жертвоприношение. За такое надо штрафовать на огромные суммы и депортировать из страны. На Западе намного больше мечетей, нежели у нас, именно поэтому там не происходит публичного жертвоприношения на улицах. Вы никогда не увидите, как на Елисейских Полях в Париже будут убивать несчастных баранов.

Владимир Тор, политик, организатор «Русских маршей»:

Мне не мешают мусульмане до тех пор, пока я лично не столкнусь ними на улице лицом к лицу. В Москве, на проспекте Мира, где главная мечеть, происходит Содом и Гоморра: ни пройти, ни протолкнуться. Когда агрессивная толпа перегораживает движение и мешает проходу людей, это создает большие неудобства.

Я бы предпочитал, чтобы мусульмане отмечали свои религиозные праздники таким образом, чтобы не мешать окружающим, а лучше пусть едут в Саудовскую Аравию, где есть все условия для комфортного проведения религиозных праздников. Ни в коем случае в Москве нельзя открывать новые мечети. Где открываются новые мечети, там появляются новые мусульмане. В России необходимо экстренно вводить визовый режим со странами Средней Азии, снижать квоты на трудовую иммиграцию или вообще сводить их к нулю. Что касается народов, которые давно живут на территории нашего государства, например, татар, то с ними мы сосуществуем мирно и спокойно. Но сцены насилия на улицах недопустимы. Для таких вещей существуют скотобойни.

Всеволод Чаплин, протоиерей, кандидат богословских наук:

Вера должна занимать центральное место в жизни человека, и не только в его частной жизни, но и во всем, что делает человек, в его общественных отношениях. Попытка советского правительства истребить религиозность успехом не увенчалась, на Западе произойдет то же самое. И людям, которые являются неверующими, которые имеют полное право на жизнь по своим принципам, не стоит забывать о принципах других.

Ураза-байрам отмечается российскими мусульманами на протяжении многих веков. Я рад, что московские власти предоставляют дополнительные площадки для празднования этого дня. Разумеется, в ходе любого мероприятия с большим скоплением людей необходимы меры безопасности, но эти меры ни в коем случае не должны стеснять верующих. Полиция должна быть тактичной. Традиция жертвоприношения существует в целом ряде религий. Мусульмане в нашей стране делают это не публично, а в специально приспособленных для такого рода действий местах, и поступают правильно.

Энвер Кисриев, заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН:

Религия в современной России — духовная отдушина, идеологический поплавок, который позволяет человеку держаться на поверхности.

Верующий мусульманин живет в религиозном жизненном потоке: от одного годового этапа до другого. Когда приходит время поста, он готовится, постится, а когда пост подходит к концу, он естественным путем переходит в праздник, который отмечается очень эмоционально: во время Ураза-байрама готовятся очень вкусные вещи, специально покупаются подарки, люди ходят друг к другу в гости.

Кстати, Ураза-байрам — это не «отмечание» праздника как какой-то даты. Потому что лунный календарь не может соответствовать какому-то историческому событию — он может сейчас выпасть на лето, а потом проходить зимой, например. Лунный год не совпадает с солнечным, и даты смещаются.

Николай Сванидзе, журналист:

Я не принадлежу к числу мусульман, но отношусь с уважением ко всем верующим и ко всем религиозным праздникам вне зависимости от конфессий. У нас многонациональная страна, где много этносов и религий.

Я не считаю, что молящиеся мусульмане на улицах — это большая проблема. Кому-то помешает и большое скопление молящихся христиан, а лично мне не мешает никто. Если люди верят в Бога, как привыкли, в соответствии с канонами, и если они при этом не проявляют агрессии, то негатив по отношению с ним должен быть категорически исключен.

А вот публичное жертвоприношение абсолютно не соответствует традициям тех городов, в которых происходит. Такие радикальные вещи необходимо исключить. Нужно объяснить это руководству мусульманской общины, руководству мечетей в тех районах, где происходят такие вещи. А они в свою очередь объяснят это своей пастве. Уверен, это будет прекрасно понято.

 

Голосование

Кого вы поддерживаете?

  • 160
  • 826
  • 115
  • 50
  • 525
Комментировать Всего 7 комментариев

Странное утверждение политолога про согражданство всех родившихся в СССР...! Попробуйте назвать своими согражданами литовца или эстонца ,рожденного до распада Союза. Он, как минимум, сильно обидится. Или это относится лишь к странам - поставщикам трудовой миграции? Да и граждан РФ надо бы спросить , считают ли они их согражданами.И, кстати, среди них огромное число родившися уже не в Союзе , а значит не сограждан по Мирскому, а значит не ущемление в правах на них не распространяется... Я правильно понял?

Думаю, значительная часть молящихся такой религиозности у себя на родине не проявляла. А здесь проявляет демонстративно. Это вызов...

Что касается  высказывания Н. Сванидзе, при всем моем к нему уважении позволю замечания:

-при всем многообразии этносов в РФ в их число не входят среднеазиатские народы. Не входят по определению, поскольку  входят во многобразие этносов своих суверенных государств. Но их , тем не менее, приходится принимать в расчет при определении масштабности явления. Нмв, это странно.

-как может не мешать  огромная толпа людей, перегородившая и проход и проезд, другим людям , не участвующим в процессе перегораживания...? Это в равной степени относится ко всем конфессиям. Вот здесь-то как раз здорово мешают. В отличие от несравнимых по масштабности пикетов в защиту, например, прав и свобод. Здесь , отчего-то одинокий человек с самодельным плактом в руке ,по мнению власти, создает помеху несчастной старушке ,ковыляющей в аптеку. И именно его надо при помощи ОМОНа убрать с её пути, проявив о ней заботу.

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина, Юлия Смагина

Вызов? Что-то скромно Вы. Давай-те уж сразу  про врагов, угрозу и т.п.

при всем многообразии этносов в РФ в их число не входят среднеазиатские народы.

Как же не входят, Андрей? В национальный состав России входят и казахи, и узбеки, и многие другие, равно как в национальный состав Казахстана и Узбекистана входят русские или, скажем, украинцы.

Или я вас не правильно поняла?  

Думаю и Вы понимаете, что среди вчера с размахом праздновавших  в Москве представителей среднеазиатских народов граждан РФ со стажем пренебрежимо мало, если вообще есть. Это так называемые "трудовые мигранты". И легальные и не легальные. Т.е. граждане других государств, временно находяшиеся на территории другого государства. Учитывать их при  определении численности мусульман в стране  с принятием соответствующих решений абсолютно некорректно.

Эту реплику поддерживают: Светлана Кузнецова

Понимаю. Но, говоря о национальном составе, я имела в виду граждан РФ, среди которых, несомненно, есть представители среднеазиатских этносов. Просто вы сказали, что они не входят в многообразие этносов России, а это не так. 

Согласен, встречаются. Повезло ведь людям, у них две родины, а у большинства россиян одна...). Среди них даже индейцы наверняка есть . Многообразие российских этносов потенциально равно многообразию этносов на планете). А мы почему-то считаем, что около двухсот. Видимо заблуждались...