Мирский vs Чаплин
 Хиджаб и подрясник: носить или нет

Жители кантона Тичино в Швейцарии проголосовали за запрет паранджи и никаба в общественных местах. Во Франции хиджаб запретили еще в 2011 году. В России тоже, но только школьникам: закон о школьной форме вырос из инцидента в ставропольской школе, когда девочка-мусульманка пришла на уроки в хиджабе. «Сноб» свел в виртуальном поединке востоковеда Георгия Мирского и протоиерея Всеволода Чаплина, чтобы оппоненты обсудили, допустимо ли публичное проявление религиозности в светской стране

Фото: Anzenberger/Fotodom
Фото: Anzenberger/Fotodom
+T -
Поделиться:

Хиджабы

Не девушки сами решают, носить им платок или нет, за них принимают решение проповедники, старшие люди, руководство мусульманской общины. Они и хотят совершенно сознательно выделить мусульман в отдельную общность в стране. Начинается с хиджаба, а дальше — больше. С этого начинается процесс обособления мусульманской общности в России. И однажды этот процесс приведет к непоправимому расколу. Сейчас в Европе люди начинают выступать против проявлений христианской религии, потому что они ущемляют чувства мусульман. В Италии человек обратился в суд, потому что в витрине магазина, мимо которого он ходит на работу, висит христианское распятие, а это ущемляет его религиозные чувства. В Швеции мусульмане говорили, что им противно смотреть на витрины магазинов, где выставлены детские игрушки-поросята. Начинается с таких мелочей, а приведет к тому, что однажды они скажут: «Раз мы мусульмане, то и судить нас надо по мусульманским законам, по шариату. И если у нас возникнет конфликт в семье, будьте добры, разрешите нам прибегнуть к помощи нашего шариатского суда». Но как такое может быть в одном государстве: одних людей будет судить гражданский суд, а других — шариатский?

361

Хиджабы

Современный Запад, за которым пытаются угнаться некоторые из наших общественных деятелей, подает пример крайнего тоталитаризма. Если сторонников одних идеологий не оттесняют никак, то верующих пытаются жестко ограничить даже в праве выглядеть так, как они считают нужным. Это напоминает о советских временах, когда в школах или армии не разрешали носить крестики, а по улице было сложно пройти в подряснике или чалме. Ситуация хорошо показывает, кто именно пытается утвердить свои взгляды, используя крайне тоталитарные методы. Это сторонники безжизненной радикальной светскости.

46

Молитвы

В Париже, в Лондоне, в Нью-Йорке и в других городах мира есть огромное количество мечетей, и людям абсолютно не нужно на улицах молиться. Одно дело, когда мусульманин каждый день пять раз молится — и где его застает это время, он застилает коврик, становится на колени, обращается лицом к Мекке и совершает намаз. Такое никому в голову не придет запрещать. Другое дело, что из-за этого случаются смешные вещи, например, когда все ждали, чтобы водитель автобуса в Лондоне закончил свою молитву. А по пятницам они молятся все вместе в мечетях. И никому в Лондоне не придет в голову молиться на улице, потому что места в мечети хватит всем. У нас же мечетей не хватает. В Москве, к примеру, миллион мусульман, а в мечеть может зайти всего 50 тысяч. Как можно лишать мусульманина его естественного права молиться? Где же ему это делать? Вот на этот вопрос наши власти ответ не нашли.

237

Молитвы

У нас всегда предполагалось, что публичные религиозные обряды должны совершаться не по первой прихоти желающих, а при соблюдении определенной государственной процедуры. Просто долгое время законы давали некорректную отсылку друг на друга, например, закон о свободе совести и религиозных объединениях, с одной стороны, и закон о массовых мероприятиях — с другой. Так или иначе, порядок в этом деле необходим, но не нужны искусственные запреты, которые бы делали публичные богослужения невозможными. Люди рады выходить на крестные ходы, рады богослужениям, совершаемым на городских площадях, намазам, которые совершают мусульмане в городских парках во время своих праздников. Ни религиозный праздник, ни миссионерская деятельности немыслимы без того, чтобы иметь возможность выйти за стены храмов или мечетей.

40

Реклама религии

Власть уже давно взяла курс на полный альянс с РПЦ. Церковь, как и в царские времена, становится частью государственной машины, причем очень полезной ее частью. Она привлекает людей, внушает им одну и ту же мысль: «Что мы видим вокруг? Нашу власть. Нашу родную, русскую, православную власть, которая противостоит Западу, либералам и гомосексуалистам». Значит, для власти полезно транслировать религиозные праздники по федеральным каналам.

256

Реклама религии

Людей, которые увлекаются спортом, у нас не меньше, чем активных верующих. Разницы в правовом положении между клубом «Спартак» и духовными объединениями никакой нет. Мне кажется справедливым освещать подробно все, что интересует людей.

62

Шутки на религиозные темы

Помните, что случилось, когда на пророка Мухаммеда в Дании нарисовали карикатуру? Ну, подумаешь, какая-то маленькая датская газета, какая-то карикатура, да ее никто не увидит. Черта с два, в нашем мире все всё видят. В результате людей стали убивать в мусульманских странах. И редактора газеты спросили: «Ты что, серьезно не понимаешь, что значит для мусульманина увидеть даже на неизвестном языке в неизвестной стране карикатуру на пророка Мухаммеда? На Западе, где неверные люди?» Да любой мусульманин возьмет топор и убьет первого попавшегося на пути европейца. Шутить над вещами, связанными с религией, категорически нельзя. В том числе и Pussy Riot. То, что они затеяли в храме, — это глупость, которая сегодня имеет жуткие последствия.

154

Шутки на религиозные темы

Шутка шутке рознь. Я и сам люблю пошутить над собой и некоторыми своими собратьями, над утрированными проявлениями религиозности. Но в каждом отдельном случае нужно прежде всего спросить верующих людей, оскорбляет их это или нет. Объективных критериев вообще немного. Одно дело — подшутить с друзьями-евреями над скупостью моей или этих друзей, другое дело — смеяться над жертвами Холокоста. Так же и с религией. Есть вещи, которые нельзя ни в коем случае помещать в неуважительный контекст. Например, евхаристическую чашу или икону. К сожалению, иногда люди, считающие себя верующими, могут совершить нечто подобное. Мы, священники, настойчиво напоминаем, что это кощунство. В то же время есть большая традиция церковной самоиронии. Одно дело — доброжелательно посмеяться друг над другом, а другое — обидеть. Самое непростительное — внести в похабный контекст символы, которые в этом контексте находиться не должны, символы, которые для многих верующих дороже жизни.

147
1008

общийсчет

295