Михаил Эпштейн

Философия пандемии. Разговор с Александром Генисом.

Александр Генис: Что бы нам ни обещали прошедшим летом власти, пандемия ушла лишь затем, чтобы вернуться новой волной. Сегодня мы не будем говорить о том, кто виноват и что делать. Вместо этих актуальных тем попробуем взглянуть на болезнь сверху, в перспективе, с философской точки зрения. Ведь пандемия бесспорно повлияла на нравы. Стоит приглядеться – и станет заметно, как сдвинулась картина мира. Болезнь остранила окружающее, заразив тревогой тривиальное. Угроза обостряет все чувства, но сильнее всего то, которым мы, не считая приятных исключений, обычно пренебрегаем, – осязание. Боясь заразы, мы все, как слепые, жили все это время на ощупь – но наоборот. Страх тактильности переводит жизнь на дистанционное управление. Мы и раньше-то норовили все делать на расстоянии – покупать, дружить, любить. Но теперь этого требует здравый смысл и санинспекция. И еще вопрос, вернемся ли мы к нормальной – телесной – общительности, когда кошмар кончится.

4

Как Сталин отменил марксизм и поставил нацию выше класса.

О работе И. В. Сталина "Марксизм и вопросы языкознания"  мы помним сегодня в основном по песне Юза Алешковского  "Товарищ Сталин, вы большой учёный — в языкознанье знаете вы толк..."  Между тем, эта брошюра, опубликованная в 1950 году, первоначально как серия пяти писем в газету “Правда” (с 20 июня до 2 августа), стала первым толчком к внутреннему разложению  марксистской доктрины. Она, действительно, произвела переворот — только не в языкознании, а в советской идеологии. Сталин развенчал основные постулаты исторического материализма, которые сам ранее утвердил в своей работе "О диалектическом и историческом материализме", вошедшей (без имени автора)  в библию советской идеологии — «Историю ВКП (б). Краткий курс» (1938).

0

«Сатана» правит миром

Портрет В. Шарова Марии Макаровой

3

Новая этика или старая идеология?

Выражение «новая этика» возникло в России и должно быть осмыслено прежде всего в ее историческом контексте. Российское общество отчаянно нуждается в утверждении ценностей светской этики, по контрасту с господством политики, религии, идеологии в общественном сознании прежних эпох. Между тем со времен «морального кодекса строителей коммунизма» никаких общезначимых форм светской этики не выдвигалось. Тем печальнее, если «новая этика» окажется призраком давно изжитых идеологий, которые под этим привлекательным именем начнут очередной поход на общество.

0

Собака, я и Третий

Дети и внуки уехали отдыхать и оставили нам на неделю свою собаку Руби, гаванской породы (хаванез). Кроткая, деликатная, веселая, ласковая, ее легко радовать и при этом чувствовать себя хорошим. Хочется даже в чем-то ей подражать. Но самое интересное, что с нею я начинаю более достоверно ощущать присутствие какого-то более могущественного существа, которое по уровню сознания относится ко мне так же, как я — к собаке. У нас ведь с ней много общего: мы оба живые, хотим и любим жить, радуемся друг другу. Оба едим, дышим, иногда испытываем боль и и грусть. Но она не понимает 99% из того, что понимаю я. 
Она не понимает, что такое пылесос или компьютер, как ими пользоваться и как они устроены (впрочем, и я этого до конца не понимаю). Она живет у нас в библиотеке, но не понимает, что такое книги, как и для чего их читать. Она не понимает, куда я ухожу и откуда возвращаюсь.

1

Памяти двух философов: Пиама Гайденко и Нелли Мотрошилова

Некролог стал ведущим жанром нашего времени. Для философии это факт особенно знаменательный, поскольку сама философия, как сказал Сократ, есть подготовка к смерти («Те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути вещей, только одним — умиранием и смертью»). Философия смотрит на жизнь всесторонне, а значит, и потусторонне, с иноположной точки зрения.

0

Памяти двух философов: Пиама Гайденко и Нелли Мотрошилова

Некролог стал ведущим жанром нашего времени. Для философии это факт особенно знаменательный, поскольку сама философия, как сказал Сократ, есть подготовка к смерти («Те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути вещей, только одним — умиранием и смертью»). Философия смотрит на жизнь всесторонне, а значит, и потусторонне, с иноположной точки зрения.

0

Феникс философии. Мысль и власть в позднем СССР

Эта книга вышла в 2019 г., a недавно, наконец, дождалась второго рождения — в мягкой обложке (paperback). Это важный момент в судьбе академических книг — превращение из тяжелой гусеницы в бабочку. 

4

Лето в Москве. Сезоны и эпохи

Есть странные параллели между эпохами и сезонами. 1920-30-е, о которых сейчас вспоминают все чаще, предстают мне в образе лета: раскаленный асфальт, духота. Ниже привожу свое эссе 1980-го года — может быть, для кого-то оно перекинет мост через столетие (при всей опасности такого сравнения).

0

Памяти Александра Еременко. Поэт на фоне молчания

0

Пандемия: философский диагноз

Пандемия как метафора нашей эпохи.

8

Бритва Оккама и "щетина Эпштейна". Аксиоматика человеческого опыта

Обоюдоострая бритва Оккама

20

Контекстная дружба, контекстная любовь

Сегодня, в  международно отмечаемый День друзей, хочется разобраться в таком явлении, как КОНТЕКСТНАЯ ДРУЖБА. Вообще дружба — одно из самых глубоких, прочных отношений между людьми. По мысли Аристотеля, дружба — "самое необходимое для жизни. Действительно, никто не выберет жизнь без друзей (philoi), даже в  обмен  на все  прочие блага" ("Никомахова этика"). Пусть этот античный идеал дружбы сегодня кажется преувеличенным,  но  все-таки дружба, как и любовь,  коренится в природе личностей, а не в условиях времени и места. 

1

Последнее стихотворение А. С. Пушкина

В собраниях сочинений А. Пушкина последним печатается стихотворение 1836 г.:

1

Окраина и Ойкумена. Кратчайший курс истории без имен собственных

Недавно Алексей Буров опубликовал "Историю Запада в наикратчайшем изложении". Это очень полезный способ сжать историю до модели, особенно в момент  решающей развилки истории и возможной смены  модели. И я вспомнил, что в таком же жанре "мини-истории" написал о другой, хорошо нам знакомой части мира — к столетнему юбилею события, изменившего ее судьбу. К этому остается добавить, что последняя фраза этой истории сейчас звучит уже не столь вопросительно ("либо — либо"), как в то время, когда она была написана.

3

Окраина и Ойкумена. Кратчайший курс истории без имен собственных.

Недавно Алексей Буров опубликовал "Историю Запада в наикратчайшем изложении". Это очень полезный способ сжать историю до модели, особенно в момент  решающей развилки истории и возможной смены  модели. И я вспомнил, что в таком же жанре "мини-истории" написал о другой, хорошо нам знакомой части мира — к столетнему юбилею события, изменившего ее судьбу. К этому остается добавить, что последняя фраза этой истории сейчас звучит уже не столь вопросительно (либо — либо), как в то время, когда она была написана.

0

Слово - малая родина языка. О логофилии.

Сегодня празднуется день филолога, но нельзя забывать, что у филологии есть сестра-близнец — логофилия: тоже любовь к слову, но не в рамках профессии, а стихийная, подчас безотчетная. В самом деле, с чего начинается любовь к родному языку? С картинки в твоем букваре? С тургеневского "великий и могучий..."?  С чтения классиков? Или с любви к какому-то одному, двум, трем беспричинно милым словам. Как родина начинается со двора или с улицы, так язык начинается с любимого слова, словосочетания, стихотворной строки. Слово - малая родина языка.

5

Муза вычитания: И. Бродский и А. Парщиков. Ко Дню новой поэзии.

24 мая — два дня рождения, которые могут слиться в общий праздник новой поэзии: Иосифа Бродского (1940 — 1996) и Алексея Парщикова  (1954 –2009). Эти два поэта обновили образный код русской поэзии, создали новое ее дыхание —  углубленное, прерывистое. И новое видение, которое можно назвать сетевым или "фасеточным" —  столько разных граней мира преломляется в нем. В их судьбах тоже есть общее. Им обоим не нашлось места на родине: Бродского приютила Америка, Парщикова — Германия. Оба умерли возмутительно рано —   в 55 лет. Парщикову выпало прожить всего на 9 недель дольше, чем Бродскому. Завтра Бродскому исполнилось бы 81, Парщикову 67.

1

Спасение сатаной? Лунная теология Михаила Булгакова (К 130-летию)

О "Мастере и Маргарите" написано так много, что для дальнейшего осмысления остается два пути: либо вникать в малейшие детали и анализировать их с учетом всей имеющейся литературы — либо кратко выразить нечто общее, что может оказаться полезным для читателей, без претензий на филологическую строгость. Это маленькое эссе — попытка второго пути.

6

Пасха — переживание истории на ее острие

С Пасхой всех, кто празднует ее сегодня!

1

Диалог о зле, Творце и теологии процесса

Михаил Эпштейн отвечает на вопросы Ольги Бугославской.

6

Достаточно ли безумны ваши идеи? Круглый стол о путях творчества

0

Определения любви от разных профессий

Polina Aronson в своем курсе о любви провела интересный эксперимент, о котором пишет в своем  ФБ блоге. "Хочу поделиться прекрасным с заключительного занятия, на котором мы пытались говорить от лица разных субъектов. за основу взяли замечательное упражнение из книги Михаила Эпштейна "Любовь": что будет, если помыслить что-то вроде платоновского "пира", на который соберутся наши современники, чтобы дать свои определения любви. Мы начали - а вы давайте продолжайте ряд!

20

Год одиночества. О пользе скуки и множественности себя

Не сто лет одиночества, но... Исполняется год с тех пор, как вирус вынудил нас разойтись по домам и оказаться наедине с собой. Компания приятная, но однообразная. Нет ничего хуже, чем скучать с самим собой, потому что от всех прочих  можно избавиться, а от себя — никак. Недаром «скука» в русском языке — производное от «кукати». Скука — это пре-тер-пе-ва-ни-е времени в той его однообразной последовательности, с какой кукушка издает свои ку-ку-ку-ку... Если же поискать зримый эквивалент того же самого механического повтора, то возникает образ бурава или сверла, с неутомимой настойчивостью повторяющего свои обороты. В английском языке слово «boredom», «скука», происходит именно от «bore» — «сверлить, буравить».

0

Поэтический вектор цивилизации (К Дню поэзии)

Есть ли какие-то определенные векторы в развитии человечества?  На этот вопрос существует много ответов: демографический рост, экономический прогресс, повышение производительности труда и рост общественного богатства, распространение свободного рынка, ускоренное производство информации, глобализация...  Однако есть еще один вектор, обычно не упоминаемый в этом ряду:  усиление поэтического —  поэтизация космоса, жизни, общества, техники и самого человека. Это  представление о прогрессе как поэзисе (от греческого "поэзис", ποίησις,  что буквально означает "творчество"), на первый взгляд, противоречит ранее обозначенным тенденциям. Разве экономический, технический, информационный прогресс не ведет к ослаблению поэтического начала, которое отступает все дальше в золотой век мифов, сказок, легенд? 

0

Любовь непристойнее секса?

Вышли из типографии два тома, на которые разделилась книга "Любовь". Это инициатива издательства Рипол-классик, которое два года назад издало ее в одном увесистом томе — а теперь решило облегчить (в буквальном смысле тоже) знакомство с ней читателей. Первый том: "Эрос: между любовью и сексуальностью" — это общая  философия любви и обоснование эротологии в ее отличии от сексологии. Второй том: "Прав ли Фрейд? Языки любви"  —   о разных утопиях и языках любви: от библейского до платонического, соловьевского, марксистского, от фантазийных до предельно тактильных и собственно о лингвистике любовных имен. Tеперь эти книги доступны в интернет-магазинах ("Лабиринт" и др.).

0

Дедушка. Опыт домашней теологии

Сегодня исполняется 60 лет со дня смерти моего дедушки Самуила Ароновича Лифшица (1884 - 1961). Xотелось бы посвятить его памяти это маленькое размышление: о том, что такое дедушка в опыте детства и как можно представить Бога в образе дедушки.

1

Николай Одуев. Философия мужского соска

Время от времени мне присылают научные труды на эротические темы, видимо, считая меня амурологом после выхода моей книги о любви, где очерчивается сама эта дисциплина, эротология в отличие от сексологии. На самом деле, я не специалист в новейших гендерных методологиях, в частности, в теориях трансгендерности и нонбинарности, поэтому могу лишь поделиться статьей, недавно полученной от неизвестного мне автора. Он так объясняет свой замысел: "ответить новейшим "клиторианцам", ставящим клитор выше и фаллоса, и вагины, — причем ответить их собственными словами, относящимися уже не к женской, а к мужской анатомии". Не могу высказаться ни в поддержку, ни в опровержение этих идей, лишь выполняю просьбу автора способствовать прочтению его материала. Не проверял цитат и источников, не могу судить об оригинальности и объективности данного подхода.

1

Медитация о русском слове

               "Язык есть как бы внешнее проявление духа народов; язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык, и трудное представить себе что-либо более тождественное". 
   Вильгельм фон Гумбольдт.

13

День рассеянной доброты

17 февраля неофициально отмечается в мире как Random Acts of Kindness Day (День случайных проявлений доброты). Эта доброта не связана ни с социально-реформаторской деятельностью, ни с благотворительностью, это просто спонтанная помощь людям, которые встречаются нам на жизненном пути в этот день - а хорошо бы и в течение всего года.

4