«Кидзания» — это город детей, расположенный в торгово-развлекательном центре «Авиапарк». Те, кто следит за детским досугом в Москве, знают, что открыто уже два подобных места, где дети могут примерить на себя разные профессии: «Мастерславль» и «Кидбург». Но «Кидзания» — это первый в России парк международной компании с многолетней историей: первая «Кидзания» открылась в 1999 году в Мексике, и московский парк стал 21-м.

***

Мои дети широко открыли глаза, когда оказались на кассе «Кидзании», и ходили с такими глазами все четыре часа, пока были в парке. Дело в том, что кассы оформлены как стойки регистрации в аэропорту, а рядом стоит настоящий самолет, и билеты на вход очень похожи на настоящие авиабилеты — даже с отрывным посадочным талоном. Поэтому очень хочется наконец ворваться в это волшебное место. На входе детям вручают целый пакет документов, и они совсем как взрослые: пластиковая банковская карта — с нее можно снять деньги в почти настоящем банкомате почти настоящего банка, страховка, карта. В «Кидзании» своя валюта — кидзо, и чтобы выжить в детском городе, ребенку нужно будет срочно найти способ заработать денег, то есть выйти на работу.

Спектр областей, в которых он себя может проявить, очень широк: в «Кидзании» есть и салон красоты, и банк, и театр, и магазины, и салон связи, и больница, и пожарное депо, и почта, и кафе… Но особая гордость парка — это настоящий ТУ-154 (для того чтобы поставить его, пришлось разобрать стену торгового центра), в котором детей учат водить самолет на авиасимуляторе. Не менее интересен центр подготовки секретных агентов, который маскируется под магазин электроники. Еще немного, и в «Кидзании» откроются две новых зоны — алмазодобывающая шахта и центр подготовки космонавтов. Ксения Корнеева, пиар-директор «Кидзании», говорит, что главное отличие парка от подобных ему — скрупулезное воспроизведение деталей.

— Например, сейчас мы вместе с алмазодобывающей компанией готовим к открытию алмазную шахту. Мы не просто вешаем логотип — мы летаем в Мирный, спускаемся в шахту, смотрим, как и что там работает, чтобы детально воссоздать технологический процесс. Плюс мы стараемся для каждой нашей зоны придумать какую-нибудь непримитивную историю. Например, если ребенок идет в салон связи, там он будет не просто продавать контракты, а узнает о сотовой связи как таковой, мы расскажем об отличии 3G от 4G, отправим его на вышку, где он будет менять настройки, чтобы спасти «Кидзанию» от отсутствия связи.

В каждой зоне работают несколько взрослых — супервайзеров. Чтобы отобрать 400 человек, создатели московской «Кидзании» отсмотрели более 18 000 претендентов. Во время тренингов их учат взаимодействовать с детьми, партнеры проводят спецтренинги по погружению в профессию, а кроме того, они учатся актерскому мастерству, узнают, как общаться с детьми, у которых есть особенности развития.

Еще одно отличие от других подобных парков: в «Кидзании» уделили особое внимание легенде города. То есть ребенок, приходя сюда, попадает не просто в некое образовательно-игровое пространство, но в особый мир, созданный детьми. Однажды они подписали декларацию независимости детей от взрослых, зафиксировав шесть ключевых прав каждого ребенка: право быть, знать, играть, творить, делиться, заботиться. Хранителями Прав тоже стали дети: в городе много их статуй и есть даже фонтан Независимости, запечатлевший этих героев. Кроме того, в «Кидзании» не только собственная валюта, но и свой язык. Это не просто переделанные иностранные слова — у страны есть целый настоящий словарь. Так, взрослые, которые работают с детьми, называются зупервайзеры. Приветствуют друг друга кидзанийцы словом «кай», прощаясь, говорят «зи ю». Есть еще слова «зупер», «зенк ю», «пазпорт» и «заз» — ура.

Какие есть минусы, на мой родительский взгляд?

Первый — это очень недешевое удовольствие: билеты на одного взрослого и двух детей обойдутся в будний день в 3000 рублей, а в выходной — 3750. Далее, пока дети будут 4 часа постигать разные профессиональные премудрости, вы сначала, скорее всего, походите по торговому центру «Авиапарк», но часа через два осатанеете и вернетесь в «Кидзанию». Тут есть кофейни и рестораны, и это, конечно, тоже требует денег. Естественно, те же 4 часа ставят вас перед необходимостью покормить детей. Вы можете оплатить мастеркласс в ресторане, после которого дети съедят собственноручно сделанный гамбургер, это стоит 150 рублей с человека, плюс напитки — итого без сувениров и каких-либо излишеств у вас получится сумма, приближающаяся к 5000 рублей.

Еще один минус, который, однако, доставляет взрослым намного больше дискомфорта, чем детям, — это очереди. Один сеанс обучения длится в разных зонах от 15 до 45 минут, детей запускают группами, и им, конечно, приходится ждать. По громкой связи то и дело просят взрослых не занимать места в очереди за детей, но это так же бесполезно, как в Турции просить не занимать лежаки полотенцами. Я спросила у Ксении Корнеевой, планирует ли «Кидзания» как-то решить эту проблему, потому что, конечно, сидение в очередях съедает время, которое можно провести с большей пользой. Ксения говорит, что это действительно проблема, но они над этим активно работают и планируют ее решить в самое ближайшее время. А по поводу родителей, которые не обращают внимания на просьбы организаторов, Ксения говорит, аккуратно подбирая слова:

— Родители — это непростая аудитория, им нужно к нам привыкнуть. На самом деле, когда дети одни, они перемещаются по парку гораздо спокойнее и организованнее. Есть и другая проблема. Начиная с 7 лет ребенка можно оставлять в парке одного, не обязательно с ним ходить 4 часа, и в этом смысл «Кидзании»: он раскрепощается, учится делать осознанный выбор, проявляет самостоятельность. И мы часто наблюдаем, когда ребенок, если он ходит по парку с кем-то из родителей, хочет идти, скажем, в пожарные, а мама тащит его за руку в другую сторону: нет, ты пойдешь на врача! Это, видимо, наша ментальность: в «Кизданиях» других стран все несколько иначе. Но опять-таки мы видим и обратное: родители, которые один раз уже побывали в парке, в следующий раз ведут себя уже совсем иначе.

Подтверждаю: мне пришлось тоже придержать свой язык, когда ребенок заявил, что пойдет еще раз в салон красоты. И еще согласна с тем, что, когда рядом нет взрослых, дети становятся очень деловыми и ответственными.

Но вообще-то взрослым есть чем заняться в «Кидзании». Им запрещен вход в учебные зоны, но они отыгрались и отвоевали себе крошечную собственную территорию — «Мамапапалаундж», куда нельзя детям. Там кофе, удобные кресла, относительная тишина и лекции для родителей. Мы, например, попали на лекцию о счастливом родительстве. Психолог предложила присутствующим поделиться своей проблемой и, надо сказать, несколько советов были вполне дельными.

Моя девятилетняя дочь, отправленная в «Кидзанию», получила ответственное задание: все узнать, запомнить и рассказать.

[gallery list="1108887,1108888,1108889,1108890"]

Во-первых, сказала она, в «Кидзании» все очень основательно: если надо тушить пожар, то тебе сначала покажут мультфильм о пожарных, расскажут теорию, будет подготовка. Во-вторых, ей ужасно понравилось, что в каждой зоне своя, взрослая униформа. Например, в авиазоне дают не только фуражку, но и китель летчика по размеру. И главное, это есть в каждой зоне, даже в благотворительном фонде тебя выпускают на улицу делать соцопрос в специальной жилетке.

— И ты знаешь, мама, все такое настоящее, хоть на маскарад надевай! Да и вообще все почти настоящее — плиточки на земле, фонари, дома.

Единственное, что расстроило ребенка, — покупки в «Кидзании» делаются в основном за рубли, будь то сувениры, сладости или одежда. А то, что можно купить за кидзо, — например, игрушки в «Детском мире», — стоит столько, что и за пять походов не накопишь.

— Мы работали-работали, — с обидой в голосе сказал ребенок, — и на все наши заработки за 4 часа можно было купить только набор из трех наклеек.

Ксения Корнеева так отвечает на это:

— Одна из наших задач — основы финансовой грамотности. В парке ребенок начинает понимать, что значит зарабатывать, тратить, копить. С одной стороны, ребенок может попробовать накопить на интересующую его вещь — поставить перед собой цель и добиться ее. А с другой — местная валюта в «Кидзании» нужна не только для того, чтобы купить себе подарок. Как и в любом городе, есть работа, а есть развлечения, на которые ты тратишь деньги. Ты можешь, заплатив кидзо, пройти обучение в автошколе или, например, в университете. Но, получив сертификат медицинского факультета, в клинике напротив ты уже станешь более востребованным специалистом: у тебя будет выше оклад и другая должность. Все как в реальности. Интересно на примере «Кидзании» изучать экономическое поведение детей в разных странах. Например, в Японии дети очень четкие, приходят в парк за полчаса до открытия, чтобы в 10 утра вбежать и начать работать, не пропустив ни минуты. Деньги они почти никогда сразу не тратят, а копят. Пример других детей — Дубай, они всегда все тратят в ноль, видимо, у них шопинг в крови. У нас же некоторые дети выходят разочарованные тем, что почти ничего не могут купить, но многие за четыре часа в «Кидзании» успевают прочувствовать философию парка и говорят: ничего страшного, я буду работать и копить, ты же, мама, работаешь, и я буду.

— …И еще, мама, мне очень понравилось, что в городе есть покровители — четыре ребенка, которые его основали. Они покровительствуют искусству, чтению, общению… Здорово, что есть такие персонажи.

— Зачем тебе эти персонажи?

— А зачем нам бог?

Сходите в «Кидзанию» — вам будет о чем потом поговорить с ребенком, честное слово.