Поэтому - вот три эпизода в тему.

1. Это отрывок из интервью Нюты Федермессер, руководителя фонда помощи хосписам "Вера", человека, который каждый день и каждую минуту со своими коллегами меняет мир к лучшему, меняет наше отношение к жизни и смерти, к помощи и к состраданию. В одном из интервью Нюта сказала, что любимой книгой её детства были записки английского ветеринара Джеймса Хэрриота, из-за которых она даже сама хотела стать ветеринаром. Я ужасно обрадовалась, потому что обожала и обожаю его, поэтому во время интервью я спросила Нюту, на каких книгах учить детей состраданию и правильному восприятию болезни и смерти. Её ответ с примером неожиданно оказался в тему вчерашнего дня:

"Детей нельзя научить ничем, кроме своего собственного примера, поэтому не надо скрывать правду об их болеющих бабушках и дедушках, их состояниях и переживаниях, их смерти. 

У меня очень разные дети, старший деликатный, а младший нахальный. Недавно мы с ним стояли в очереди за каким-то билетом, и там он увидел мальчика, примерно своего ровесника, с синдромом Дауна. Мальчик был очень активный, смеялся, разбегался, ударялся в свою маму, потом снова отходил, разбегался и снова ударялся, и радостно хохотал. И Миша, мой младший, сказал: «Какой-то он очень странный, этот мальчик». Миша не из тех людей, которые могут задавать вопросы тихо, если видят нестандартное поведение, и я поняла, что если я сейчас что-нибудь не скажу, то он сам пойдет к этому мальчику и начнет его спрашивать. Я подошла с Мишей к маме мальчика, говорю: «Здравствуйте, можно познакомиться? Наши дети ровесники, можно они пока вместе пообщаются?» У неё были слезы на глазах, потому что она, конечно, не привыкла к тому, чтобы мамы не больных детей подходили и сами сводили вместе детей, чтобы поиграть. И я довольно громко, так, чтобы услышала и сама мама, и её сын, сказала: «Миша, пожалуйста, общайтесь, этот мальчик называется солнечный ребёнок, потому что у него солнечная жизнь и солнечное поведение, и он излучает только позитив и по-другому реагирует на жизнь вокруг». Спустя какое-то время мы снова встретили ребенка с синдромом Дауна, Миша его узнал - ведь это довольно типичные черты лица, понятные даже ребёнку, - подошёл к нему и сказал: «Привет, солнечный мальчик!»

Никогда не скрывайте правды. У нас же как: если видишь инвалида, говоришь ребенку: «Не смотри на него! Отвернись! Не подходи к нему! Чего вылупился?» Если он вылупился – возьми и скажи ему спокойно: у этого человека то-то и то-то, это может случиться с каждым, ему нужно помогать, когда он поднимается или спускается по лестнице. Если кто-то болеет в семье, нужно объяснять, чем болеют и почему, что такое «болит», как относиться к человеку, который заболел: гриппом – сделай ему чай, лежит долго болеет – не смотри долго телевизор объяснять на языке, доступном для детей. Что мы будем опираться только на книжки? Есть масса семей, где книжки вообще не читают, а к больным людям отностся сильно лучше, чем в читающих семьях. Это не вопрос книжек, это вопрос культуры в обществе, которая не только книжки, и вопрос передачи культуры из поколения в поколение в семье. Быть честным и правдивым с ребёнком можно вовсе не только посредством книг. Какие книги надо читать, чтобы дети были милосердными? – какие бы книги они ни читали, если они это не видят в своих родителях и в обществе вокруг, книги их не сформируют в отрыве от всего остального".

2. Мы с ребёнком первый год жили в Америке. Однажды в кислый пасмурный день мы мокли на незнакомой детской площадке, где примерно с таким же энтузиазмом в песке ковырялось штук пять детей. Вдруг на площадку вышла мама с ребёнком с синдромом Дауна. Малыш был довольно активным, громким, простуженным; я наблюдала, что будет дальше. И дети, и их мамы побросали все свои совки и машинки и бросились к малышу. Дети наберебой пихали ему свои игрушки и уже начали скандалить, кто первый будет катать его на велосипеде, взрослые тянули к нему руки, чтобы погладить, потрепать, что-то сказать, довольная мама не успевала отвечать на обращённые к ней вопросы. Тогда я ещё не знала, что этих детей называют солнечными, но, честное слово, именно в этот момент мне показалось, что над площадкой взошло солнце, хотя на небе всё осталось по-прежнему.

3. У меня было интервью с Сергеем Зиновьевичем Казарновским, замечательным директором замечательного "Класс-центра" - школы, где дети получают одновременно общее, музыкальное и актёрское образование. В частности, он рассказывал о своём опыте работы с ребёнком с синдромом Дауна ("Класс-центр" - единственная на 1-миллионный округ, где девочка с синдромом Дауна учится в младшем классе в общей школе). Рассказывал, как постепенно ребёнка вводили в класс, как много работала с детьми классный руководитель, объясняя реакции девочки и её поведение. 

Потом я говорила с одиннадцатиклассниками. Мне удалось их разговорить, беседа получилось интересной, и один их них, разумный взрослый парень лет 16, говоря о том, что директор учит их другому отношенрию к людям с особенностями, сам вспомнил об этой девочке.

- Вы представляете, - оживляясь, сказал он, - я замечаю, что в последнее время она стала по-другому смотреть! У неё даже походка изменилась! 

В моём детстве такого не было - чтобы мальчик-старшеклассник не только интересовался мелюзгой, но отслеживал, как она меняется...

Напоследок - одна фраза из Махатмы Ганди, которая мне очень нравится и очень важна в контексте вчерашнего дня: "Будьте изменениями, которые вы хотите видеть в мире" (Be the change you want to see in the world).