Ангелина, 45 лет.

Обратилась за помощью из-за проблем сына. Но разбираться пришлось с её личными проблемами, детской историей, историей рода.

У Ангелины в собственности несколько объектов недвижимости, в том числе и в Европе. Машина представительского класса, неприлично крупные бриллианты, по стоимости тянущие на московскую однушку.

С каждым клиентом у меня свой волшебный дискурс работы. С Ангелиной таким дискурсом стала сказка о Золушке, потому что видавшие виды дешевые туфли резко контрастировали со стоимостью бриллиантов.

Человек должен быть последователен в имидже, ведь это его социальная кожа, маска, которую он предъявляет социуму. Этот разрыв был скорее всего про клинический симптом.

Выяснилось, что Ангелина по матери – княжеских кровей, в роду отца - золотых дел мастера. В советское время дед работал в окружении Берии.

Мама заведовала столовой, поэтому дочка питалась столовской едой, а одежду донашивала за двоюродной сестрой.

 Лучшие друзья девушки – это бриллианты. Деньги – всему голова и главная опора в жизни. Таков семейный сценарий взаимоотношения с деньгами.

Поскольку мама много работала, дочь была на пятидневке в детском саду, но даже в выходные была предоставлена сама себе.

Помаявшись некоторое время без денег в перестройку, мама запустила свой бизнес, в котором преуспела, подбрасывая дочь попеременно то друзьям, то родственникам.

У детских психологов есть понятие педагогической запущенности. У педагогически запущенных детей не сформированы многие социальные навыки, прежде всего в сфере общения, низкий уровень развития эмоционального интеллекта.

Ангелину можно отнести к таким социальным маугли. Девочка выросла, а детские проблемы общения перешли во взрослую жизнь. Она хорошо понимает людей в товарно-денежных отношениях. Стратегия общения такова – дать денег немного больше, чем требуется, купив за «чаевые» расположение и доверие партнёра, а потом «танцевать» его по своему усмотрению, преимущественно в сторону занижения оплаты, декорируя обман искрящимся сверх меры радушием и жизнелюбием.

Ангелина сразу после школы вышла замуж за одноклассника, мама содержала обоих несколько лет. Потом молодые решили организовать собственный бизнес, который в скором времени стал приносить приличный доход.

С такой родословной это вполне объяснимо, если исходить из  положений квантовой психологии об едином информационном поле. Мысли, чувства имеют волновую структуру, объекты внешнего мира состоят из элементарных частиц, всё вкупе образует единое информационное поле, в котором мы живём.

С этой точки зрения вполне объяснимо утверждение, что деньги к деньгам, несчастье к несчастью. Один мужчина просто открывает дверь для другого.

Но в определённый момент мощный денежный ресурс рода вступил в конфликт с личной историей женщины, её социальным сиротством при живых родителях. Энергия денег против чёрной дыры нищеты.

Когда психологи говорят о социальном сиротстве, то подразумевают пренебрежение взрослых нуждами ребёнка. Ангелина выросла в семье, где детские потребности эмоционального и материального плана игнорировались, их просто не замечали.

Против неё стали так же работать низкий уровень развития коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта, склонность обманывать по мелочам.

Приток денег, когда она пришла в психотерапию, уменьшился. Бизнес выходил «в ноль», иногда приходилось залезать в «неприкосновенный запас». И всё это на фоне того, что дети выросли, расходы соответственно тоже.

Ангелина может позволить себе многое, вывезти семью на экзотический отдых. Но отказывалась компенсировать пропущенные сессии.

Аналитикам хорошо знаком феномен сопротивления. Клиент начинает опаздывать, пропускать сессии по разным причинам именно тогда, когда подходим к ядру комплекса, то есть близки к разрешению проблемы.

Отчётливо понимаю, что самая неприятная встреча – встреча с самим собой. Поэтому и правилами психотерапии предусмотрено возмещение пропущенных сессий.

Уже в первый год было ясно, что Ангелине очень тяжело проходить психотерапию, потому что психика относится к типу опертуарных, то есть организована на бытовом, рациональном уровне. В то время как решение её проблем лежит в эмоционально-чувственной сфере.

Женщина создаёт семью, рожает детей, не понимая на глубинном уровне, зачем это ей нужно. Психологически комфортно себя чувствует только тогда, когда приходят деньги.

На второй год мы расстались с Ангелиной, не найдя понимания в вопросе оплаты.

Ангелина прошла через унижение в детстве из-за дефицитарного удовлетворения базовых потребностей. И в этом смысле детские травмы являются энергетическим ресурсом для желания заработать деньги во взрослой жизни, чтобы отыграть детское унижение.

 В родословной Ангелины культурно-исторические травмы экспроприации в революцию.

В бессознательном женщины много страха потери денег.

У Ангелины есть мощный родовой ресурс, перекрытый в революцию. Эмиграция, разорение в лихолетье 90-ых выработали привычку скрывать благородное происхождение, прятать деньги.

Одержимость работой женщин по линии матери Ангелины  может говорить о бессознательном желании вернуть изъятые большевиками деньги в семью. Но при акцентировании внимания исключительно на материальной составляющей жизни страдает душа.

Сверхценность денег поражает прежде всего сферу эмоциональной жизни, взаимоотношений с близкими.

Карл Густав Юнг говорил о родовом бессознательном, влияющим на наше поведение так же, как и воспитание, детская история, особенности взаимоотношений родителей.

Зигмунд Фрейд определял особенности взаимоотношений с деньгами фиксацией на анальной стадии развития ребёнка, напрямую связывая склонность к транжирству или скупости с удержанием и расслаблением сфинктера.

Согласно психоаналитической теории, все дети испытывают удовольствие при дефекации. В раннем возрасте родители начинают приучать детей к горшку, либо выражая энтузиазм и одобрение при дефекации ребенка, либо наказывая ребенка и угрожая ему, когда он отказывается это сделать. Приучение к горшку совпадает по времени с той стадией развития ребенка, когда он борется за автономию и независимость. Часто приучение к горшку становится источником конфликта между ребенком и родителями.

Этот конфликт может усилиться из-за непоследовательного поведения родителей, которые, с одной стороны, ценят фекалии как подарок ребенка, а с другой — считают их грязными, не прикасаются к ним и стараются поскорее выбросить.

При этом дети, которых постоянно хвалили за успешное опорожнение желудка, рассматривая это как подарок родителям, вырастая, с удовольствием делают подарки и тратят деньги. Те же, кто отказывался это сделать, страдают впоследствии «финансовыми запорами». То, как скупец придерживает деньги, рассматривается как отражение детского отказа от дефелей. Транжира же, напротив, напоминает ребенка, стремящегося к одобрению родителями его «подарков». Некоторые люди считают траты условием получения любви и одобрения и поэтому склонны тратить деньги, когда чувствуют себя одиноко, тревожно или нуждаются в любви.

Согласно психоаналитическим теориям Зигмунда Фрейда, Карла Густава Юнга первыми в списках магнитов для денег будут люди, в чьей семейной истории имеются родственники, обладавшие значительными суммами денег. Деньги могут не переходить по наследству в силу различных обстоятельств, в том числе революций и войн. Но они сохранены в семейной истории как клад, открывающийся достойному кладоискателю в нужное время и нужном месте.

Если родители не наказывали вас, приучая к горшку, а всячески поощряли, это также увеличивает шансы. Ну и, конечно, терпение и труд всё перетрут.

Значит ли это, что тем, кому не повезло иметь в родословной предков знатного происхождения, не имеют шансов заработать «хорошие» деньги? Конечно, нет, вышеназванные условия наряду с другими являются залогом успеха. Повторюсь, рассматриваю причины избирательности любви денег, находящиеся в области индивидуального и коллективного бессознательном.

Персональный сайт