Этим летом мне случилось познакомиться с практикой йога-сутры, один из принципов которой стал недостающим пазлом в понимании закольцованности перемещения в треугольнике жертва - преследователь – спасатель.
Сутра Ахимса – древний индийский принцип ненасилия всему живому.
Он проповедует ненасилие, сострадание, понимание, любящую доброту и любовь к себе и другим в словах, мыслях и действиях.
Ахимса предполагает практику ежедневных размышлений, медитаций на тему: «Как я могу проявлять больше сострадания к себе самому и окружающим. Каким образом я причиняю вред себе или другим, и как могу это исправить».
В этих вопросах скрыты две истины – проявление сострадания к самому себе в первую очередь. Мне часто приходиться обращать внимание клиентов на принцип христианства – возлюбить ближнего как самого себя.
Человеку со склонностью становится жертвой свойственно любить ближнего без любви к самому себе.
То же самое и с состраданием. Как я могу проявить сострадание самому себе, а потом ближнему.
Жертвы в треугольнике Кармана, примеряя роль спасателя, начинают сострадать всем, кроме самого себя.
Мой личный и профессиональный опыт убедительно показал, что в смене ролевых позиций жертвы на спасателя нет радикального личностного роста. Это, как правило, такой «костыль» психологической защиты от внутренней боли, с которой человеку очень сложно вступить в контакт. Жертва чувствует чужую боль, чтобы не чувствовать свою детскую боль.
Это бегство от очень важной части себя, не позволяющее прожить всю полноту и высоту своей судьбы. Бессознательно или осознанно отвергая причинённое зло, мы не видим потенциальных абьюзеров и наступаем на те же «грабли» насилия, которое и поместило нас в статус жертвы когда-то, когда мы были беспомощными детьми и не могли противостоять злу в лице деспотичных родителей или жестоких насильников.
Убегая в сострадание – спасение других, мы часто бежим прочь от нашего раненого ребёнка. Поэтому для меня как психотерапевта важно развернуть фокус сострадания на самого себя, отвергнутого ребенка, и проявить понимание и любовь к этой части самого себя.
Переход от роли жертвы к спасателю может закрепить наши поведенческие сценарии на гормональных качелях адреналин - дофамин. Поведение начинает строиться на склонности становится жертвой, чтобы получить в дальнейшем свою порцию дофаминового удовольствия. Так формируется мазохизм.
Не всегда склонность становится жертвой и спасать других, игнорируя личные проблемы есть основа формирования садо-мазохистического сценария поведения.
Есть феномен ПТСР – роста, когда после трагических событий человек поднимается на небывалую духовную, психологическую высоту, и действительно начинает помогать людям. Возможно, в этом и заключался смысл перенесенного страдания, переросшего в сострадание всему живому на Земле.
Но мне, кажется, с точки зрения высшей логики развития личности, ахимса не возможна без осознания личного страдания, которое впоследствии перерастает в сострадание всему человечеству. История знает множество примеров такого преображения человека.
Ведь каждый из нас молится в своём Гефсиманском саду, чтобы минула его чаша страдания, но никому не дается крест не по силам.
Иногда стоит мужественно заглянуть в лицо своего прошлому, чтобы принять его и принять себя.
Ведь мы не то, что с нами случилось, но то, что мы сделали с личным страданием.
Более подробно о треугольнике Карпмана мы поговорим на семинаре «Комплекс жертвы: диагностика и векторы развития терапии», который состоится 25.01.24 с 19.00 по 21.00 в Московском институте психоанализа.
Мы обсудим основные концепции виктимизации, рассмотрим различные типы жертв и стратегии работы с ними.
Вы узнаете
- о понятии виктимности
- о психологических характеристиках жертвы
- о том, как формируется комплекс жертвы
- об основных терапевтических техниках и векторах работы с жертвами абьюза
Вы научитесь
- использовать методы диагностики комплекса жертвы
- различать первичные и косвенные признаки комплекса жертвы уже на первых сессиях с клиентом
- выбирать подходящие векторы работы
- использовать полученные знания, рекомендации и чек-листы для помощи жертвам абьюза
Программа
- Виктимность как психологическое понятие
- Виктимизация как процесс формирования комплекса жертвы
- Психологические характеристики жертвы
- Методы диагностики комплекса жертвы
- Виды абьюза
- Разбор двух кейсов (Жертва газлайтинга. Как муж и дети вводили в заблуждение свою маму в течение длительного времени. Систематизированное сексуальное насилие: как мама жертва сексуального насилия в детстве реконструировала свою детскую травму у дочерей.)
- Виды терапевтических техник и векторы работы с жертвами абьюза
- Сложности в работе : этика, закон и примеры из практики.
Для кого
- для начинающих и практикующих психологов
- для студентов психологических специальностей
- для всех, кто интересуется вопросами виктимологии и хочет углубить свои знания в данной области.