Об «Идеальных днях» написано много отзывов. Фильм номинирован на «Оскар» как лучший иностранный фильм от Японии.
Зрители и критики прежде всего обращают внимание на способность главного героя, уборщика общественных туалетов, находить радость, и, возможно, счастье в простых мелочах.
Довольствоваться малым, жить здесь и сейчас, не раздувая Эго до размеров вселенной, не мучить себя и близких поисками смысла жизни.
Дни уборщика общественных туалетов однообразны и расписаны по часам. Предсказуемость жизненного распорядка скрашивается медитативной созерцательностью Хираямы.
Убирать общественные уборные, утором пить кофе из автомата по дороге на работу, мыться в общественной бане 10 минут, обедать в парке, ужинать в забегаловке, фотографировать солнечный свет, пробивающийся сквозь листву кленов.
Дом только для сна и чтения книг, выращивания саженцев клёна, которые потом будут высажены в парке.
Ночные сны, где в тусклом свете играют серые тени, в которых можно угадать мальчика, руку мужчины. Утреннее пробуждение под шарканье метлы дворника. И так по кругу изо дня в день. Ах, да… Ещё винтажная музыка на кассетном плеере по дороге на работу и с работы.
Мне кажется, это фильм об уединении, бегстве от той жизни и тех, с кем не получилось выстроить отношения. Эта почти монашеская жизнь как эскапизм, как отказ от большой жизни, которая переломала и выплюнула в одиночество, подарив спасательный круг радости мелочей – от грязных унитазов до солнечных бликов в листве деревьев после ланча в парке.
Что случилось с этим красиво стареющим мужчиной, аристократизм которого очевиден даже в рабочей униформе?
Сестра Хираямы на дорогой машине. Легкая гримаса: «Ты действительно моешь общественные туалеты?». Просьба восстановить отношения с отцом, который стал другим… Отрицательный ответ главного героя на просьбу сестры.
Хираяма создаёт своё одинокое идеальное убежище. Но как хрупко его душевное равновесие, пошатнувшееся от случайно увиденной встречи владелицы бара с бывшим мужем.
И вот в размеренную медитативность идеальных дней Хираямы врывается страх и тревога. Уборщик общественных туалетов даже покупает книгу о тревоге.
Отправляется не домой, а на набережную, где неудачно пытается раскурить сигарету и открыть банку спиртного.
Здесь его и находит бывший муж владелицы бара, на которую Хираяма, вероятней всего, робко имеет виды. Бывший муж говорит о последней стадии онкологии и просит Хираяму позаботиться о бывшей жене после смерти.
Хираяма испуганно отвечает, что между ними ничего нет. Переводит диалог в безопасную для себя плоскость детской игры.
Можно, конечно, говорить и об обессивно-компульсивном расстройстве, при котором человеку необходимо контролировать свою жизнь вплоть до мелочей, чтобы чувствовать себя в безопасности.
Можно говорить о страхе прожить всю полноту и высоту своей судьбы.
Но какой в этом смысл, если ты несчастлив, тревожен и депрессивен.
Хираяма выстроил свой мир, в котором нет места любви и близким отношениям. Это осознанный выбор? Душевная слабость? Психическое расстройство?
Собственно, какая разница, если человек не причиняет никому вреда!
Но…
Статистика одиноко проживающих японцев в мегаполисах неутешительна — внутрисоциальная изоляция в Японии увеличивается год от года.
В 80-х годах в японском языке появился новый термин — кодокуси, который в вольном переводе звучит как «одинокая смерть», однако дословно кодокуси — силуэт тела человека, оставшийся на полу от вытекших из трупа жидкостей. Уже не так идеально и поэтично, правда?
Чаще всего кодокуси становятся одинокие мужчины старше шестидесяти лет, не поддерживающие связей с родными и друзьями и ведущие замкнутый образ жизни. Полицию же почти всегда вызывают соседи, с которыми усопшие также не общались. После констатации смерти кодокуси-квартиру убирают отряды «одинокой смерти».
После работы отрядов «одинокой смерти» в квартире не остается ничего, что напоминало бы о прежнем владельце.
P.S.
Дорогие читатели, друзья, коллеги!
Возможно, тем из вас, кто не теряет надежду выстроить безопасное жизненное пространство, не изолируясь от окружающих, будут интересны мой семинар «Комплекс жертвы: диагностика и векторы развития терапии», который состоится
· 1 марта с 19.00 по 21.00 по московскому времени в МИПе.
7 марта в 18.00 по московскому времени состоится мой бесплатный вебинар «Как выйти из треугольника Карпмана и жить счастливо» на образовательной платформе