Я не люблю «ловить волну», писать о новых книгах, фильмах сразу же после «выхода в свет». Мне кажется, что это спекуляция, желание словить хайп, ничего общего не имеющее с тем, как я понимаю предъявление мыслей, которые вынашиваются достаточно долго, затем оформляются в слова, слова складываются в предложения. Из предложений, в свою очередь, складываются кристаллы мысли, доступные для того, чтобы передать подготовленному читателю.
Долго ждала экранизации романа, и вот, наконец, в декабре прошлого года на Netflix вышел первый сезон «Ста лет одиночества». Я с нетерпением ждала выхода сериала. И он меня не разочаровал. Создателям фильма удалось перенести магический реализм текста на экран.
Для меня, как юнгианского психолога, визуальное воплощение идеи романа об одиночестве и отчуждении человека от рождения до смерти было интересно и познавательно. Создатели сериала бережно и аккуратно погружают нас во все пласты подсознания героев, начиная от детских воспоминаний, родовых сценариев, заканчивая архетипическими.
С первых минут мы погружаемся в мир алхимических символов. Вот чья-то рука открывает старинный фолиант, приглашая зрителей погрузиться в летопись семьи, обреченной жить вне пространства любви.
На первой странице книги рисунок спила дерева с годичными кольцами. Первое годичное кольцо – уроборос. Змей, кусающий себя за хвост. Древний символ многих религий. В юнгианской психологии означает цикличность развития с одной стороны, а с другой – его закольцованность. Уроборос в психологии – символ отсутствия личностного развития. Но и вечного колеса - Жизнь-Смерть-Жизнь. Власть бессознательных комплексов над амбициозным Эго, невозможность двигаться дальше, выше, глубже.
Мне часто приходиться наблюдать, как комплексы захватывают сознание клиента, отбрасывая на прежнюю ступень развития его личность, несмотря на совместные усилия.
Что же является таким комплексом-уроборосом для семьи Буэндия? На второй странице фолианта изображено генеалогическое древо семьи, в переплетении корней которого находится младенец с поросячьим хвостиком.
Из-за того, что Урсула и Хосе Аркадио, родоначальники семьи Буэндия и города Макондо, были друг другу кузенами, над ними висит проклятье – рождение детей с поросячьими хвостиками.
Но на самом деле, не близкородственная связь, а суеверия, победившие любовь, которой, возможно, и не было изначально, станут проклятием рода.
У латиноамериканских молодоженов нет секса, потому что мать с постным лицом монашки внушила дочери, что у них могут родиться игуаны или младенцы с хвостиками.
Как часто мне приходилось работать с чувством стыда за сексуальность, отвержением тела у взрослых дочерей вот таких вот матерей пуританок! Как часто психологической причиной бесплодия становился страх предъявить беременный живот миру. Ведь он - явное доказательство того, что ты занимаешься чем-то грязным по ночам.
Пояс безбрачия, надетый на невинное тело Урсулы, станет началом отчуждения. Ведь именно из-за него Хосе Аркадио убьёт насмехавшегося над ним друга.
Чувство вины, а не жажда приключений, открытий новых земель вынудят молодоженов вместе с горсткой смельчаков отправиться на поиски места, где они смогут построить другой мир по своим правилам, где их не сможет найти мертвец. Смерть стала причиной начала рода Буэндия и основания города Макондо. Так родился будущий полковник Аурелиано Буэндия, развязавший и проигравший 17 гражданских войн.
Сериал, как и роман, начинается сценой расстрела.
«Пройдет много лет, и полковник Аурелиано Буэндиа, стоя у стены в ожидании расстрела, вспомнит тот далекий вечер, когда отец взял его с собой посмотреть на лед».

Это воспоминание являлось самым значительным и в жизни самого писателя. Только на лёд его водил смотреть дед по материнской линии.
Детство Габито нельзя назвать счастливым. Мама будущего лауреата Нобелевской премии вопреки воле родителей вышла замуж не только за человека, намного ниже её по социальному статусу, но и отчаянного ловеласа. Стоит ли говорить, что её родители брак не признали. Но старших детей, Габито и его сестру, взяли на воспитание, поскольку непутевые молодые родители от них отказались.
Гениальный роман – описание детских проблем самого писателя, его травмы привязанности.
Особое место в сериале, как и в книге, занимает образ цыгана-пророка Мелькиадеса.
Я бы рассматривала его как архетип мудреца, движущегося по мостам времени. В то время как его ученик Хосе Аркадио, посвятивший вторую половину жизни поискам философского камня, сходит с ума.
Несмотря на то, что Хосе Аркадио и Урсула спят в одной постели, рождают троих детей, они существуют в разных вселенных.
Хосе Аркадио движет жажда познания. Урсула – настоящая матрона, на хрупких плечах которой держится дом, производство леденцов и воспитание родных и приёмных детей. Дом с бегониями, пожалуй, единственное, что объединяет все поколения Буэндия. Последний из рода – младенец с поросячьим хвостиком будет съеден муравьями именно в нем.
Визуальный ряд сериала с этническим окрасом живописен и правдив.
У меня было полное ощущение, что герои книги ожили и перешли со страниц романа на экран. Отдельного внимания и благодарности заслуживает кастинг, особенно в части женских образов.
В годы студенческой юности мы по очереди читали роман «Сто лет одиночества». У нас была такая психологическая игра – назвать женский персонаж романа, который тебе наиболее близок и объяснить почему.
Гибкая, юная, необыкновенно выносливая Урсула – наглядное воплощение архетипа Великой матери. Приёмная дочь Буэндия, страстная Ребекка, оргазмы которой сотрясают не только стены дома, но и близлежащие горы – воплощение архетипа Кибелы.
Амаранта – родная дочь Урсулы – старая дева, архетип богини Гестии.
Старший сын Буэндия гиперсексуален. Средний сын Аурелиано Буэндия влюбится и женится на девочке – подростке. Младшая дочь Амаранта останется девственницей, посвятив жизнь соперничеству с Ребеккой.
На примере взаимоотношений Амаранты с Ребеккой можно рассматривать расстройство сиблингового соперничества. Амаранта не умеет любить, она может ненавидеть и завидовать Ребекке. Вышивая погребальный саван сопернице, в конце концов поймёт, что вышивала его всю жизнь самой себе.
В её зависти к Ребекке на символическом уровне захлебнутся неродившиеся близнецы Ремидиос и Аурелиано. Смерть нерождённых детей и любимой жены ожесточит сердце и иссушит душу полковника Аурелиано Буэндия, который развяжет 17 гражданских войн и все проиграет. Любовь к жене-девочке противостояла чувству льда, которое вошло в душу ребёнка и стало последним воспоминаем взрослого перед расстрелом.
Расстройство сиблингового соперничества Амаранты приведет к самоубийству Пьетро Креспи, учителя танцев, влюбленного в Ребекку. Амаранта не даст состояться свадьбе сестры, но и откажется выйти замуж за учителя танцев. Сексуальность старой девы сублимируется в девиантное влечение к племяннику. Но перед смертью она заставит священника удостоверить жителей Макондо, что отправляется на тот свет девственницей.
Жизнь и смерть младшей дочери Буэндия – апогей проживания в пространстве, не согретом теплом сердца и не освященном любовью.
Потому что только «любовь, что движет солнца светила», способна согревать наши сердца в земной жизни, бесконечно продолжаясь в наших потомках.
Более 20 лет работы с людьми, как правило, находящихся в пространстве безлюбовья, столь мастерски описанном Маркесом. Писатель как-то признался, что женился, чтобы не завтракать в одиночестве. Джеральд Маркес пишет о том, что в юности Маркес часто «срывался», получил первый сексуальный опыт, как и многие колумбийцы, в публичном доме, в котором проводил достаточно много времени.
Секс - наиболее безопасный способ общения, особенно для тех, в душах которых находятся зафиксированные генетической памятью льды поколений, зачатых вне любви, а в соитии, рожденных без любви и отданных дальше на вечное поселение в Антарктиду.
Когда наивная чистая душа влюбляется в такой вот айсберг, они обжигают друг друга. Конечно, это метафора. С позиций классического психоанализа - это патологическая влюбленность ничего общего не имеющая с подлинной любовью. Младенец, лишенный любви матери и возможности ее отдавать, застревает в первичном нарциссизме. Когда взрослый мужчина, зачатый, рожденный и проживающей без любви матери, встречает женщину, готовую и способную дать безусловную любовь матери, это смертельно в психологическом смысле для них обоих.
Жертва и Преследователь. Нарцисс, не знавший любви матери, не может отпустить, но и не может дать любви той, которую любит больше жизни. На самом деле, не взрослый мужчина, а младенец, наделяющий его полномочиями, уничтожает в своей возлюбленной холодную отвергающую мать.
Кроме «Ста лет одиночества» большое влияние на меня оказала повесть «По снегу твоей крови на снегу». Страсть. Свадьба. Смерть возлюбленной и нерожденного ребёнка. Белое. Красное. Черное.
Повесть «Вспоминая моих грустных шлюх» как раз о любви, как о бессмертии, как прикосновении к Богу.
Хотя название не располагает к высоким материям, но эпилог этого произведения как взмах крыла, как познание высшей истины, как будто бы душа Маркеса наконец обрела то, что искала всю жизнь - Любовь.
Закончу свое эклектичное эссе отрывком из Послания апостола Павла к коринфянам, по праву называемое Гимном любви.
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».