Итак, на экраны вышла «Миссия невыполнима» – очередной фильм культовой франшизы с духозахватывающими сценами экшена и харизматичным Томом Крузом в главной роли.
Давайте вспомним предисторию.
Первая «Миссия» вышла в 1996. Главный герой агент Итан Хант - обаятельный душевный парень, нечто среднее между Джеймсом Бондом и Суперменом, только попроще и ближе к народу - оказывается втянутым в международный заговор. Оставшись единственным выжившим, он решает взять на себя ответственность за задание, которое не смогла выполнить его светлой памяти команда.
Бюджет: около 80 миллионов. Кассовые сборы: около 457 миллионов.
Фильм получил положительные отзывы от кинокритиков и с легкой руки Майка Масси из «The Guardian» за Томом Крузом закрепился эпитет, можно даже сказать, титул «великолепный». Однако уже тогда многие отмечали слабый сценарий и недостаточную развитость персонажей, что казалось странным - ведь режиссёром фильма был великий Брайан Де Пальма.
«Миссия невыполнима-2» увидела свет в 2000-ом. Итан Хант теперь должен остановить распространение смертельного вируса.
Бюджет: около 125 миллионов. Кассовые сборы: около 546 миллионов.
Сиквел очень хвалили за экшен, но многие, в том числе влиятельный Роджер Юстон из «USA Today», посчитали фильм «разочарованием». Опять же из-за слабого сценария. Но никто не отрицал, что Том Круз работает на отлично.
Третья «Миссия» вышла в 2006-м. Хант должен спасти своего бывшего наставника, которого похитила страшная мафия.
Бюджет: около 150 миллионов. Кассовые сборы: около 397 миллионов.
Новый режиссёр Дж. Дж. Абрамс заслужил похвалу от самогО Роджера Эберта, известнейшего кинокритика. Ошибки сиквела были учтены, сценарий хорошо выстроен, а Филип Сеймур Хоффман в роли злодея оказался очень обаятельным. Хотя сюжет все же был немного запутанным. Но кого интересует сюжет, когда Том Круз сам лично прыгает с крыши небоскреба?!
Через 5 лет, в 2011-ом, вышла четвертая «Миссия невыполнима: Протокол Фантом». Герой должен разоблачить заговор и доказать свою невиновность, заодно найдя и наказав настоящих террористов. Действие происходит в Москве, которая, в основном, снималась в Праге. Роль контр-агента досталась Владимиру Машкову. Снимались в фильме и многие другие российские актеры.
Бюджет: около 145 миллионов. Кассовые сборы: около 694 миллионов.
Этот фильм получил одобрение большинства критиков. Однако режиссеру Брэду Бёрду неоднократно указывали на серьезные нестыковки в сюжете.
Пятая часть серии - «Миссия невыполнима: Племя изгоев» (2015). Хант и его команда опять сражаются с нехорошей мафией.
Бюджет: около 150 миллионов. Кассовые сборы: около 682 миллионов. Работа получила преимущественно положительные отзывы. Но опять отмечались многочисленные логические неувязки в сценарии.
В шестой ленте «Миссия невыполнима: Последствия» (2018) Крузу удается предотвратить глобальную ядерную катастрофу.
Бюджет: около 178 миллионов. Кассовые сборы: около 791 миллионов.
Итак, что мы с вами наблюдаем? Во-первых, франшиза давала стабильный профит - кассовые сборы превышают бюджет в 3-4 раза. Во-вторых, ни один фильм серии не превзошёл-таки по прибыльности самый первый, сделанный де Пальмой. При том, и это в-третьих, сложность и смотрибельность Крузовских трюков росла от ленты к ленте. И, в-четвертых, несмотря на постоянные усилия продюсеров усилить группу райтеров, сценарий нигде не был идеальным.
Перефразируя известный афоризм, главное в производстве кино - это отделить проблемы, которые нельзя решить, от тех, которые можно, и именно на них сосредоточить усилия и финансы. Я всегда подозревала, что проблема со сценариями во всех фильмах франшизы имеет имя - Том Круз. Это Круз превращает стройные литературные композиции в безумный коктейль событий, полетов, акробатических номеров, гонок, и крутейших прыжков-откуда-ему-взбредёт-в-голову и приземлений-где-придётся. И ничего удивительного в этом нет - по неписанным Голливудским законам звезда такого масштаба пользуется почти полной свободой, в том числе имеет право вмешиваться в сценарий и требовать выгодных для себя изменений.
Так и получилось, что логические связи в сценариях «Миссии» постоянно разрушались в угоду очередного красивого ракурса главного героя или его эффектного трюка. И решить эту проблему никак нельзя, хотя «Универсалу» искренне старались помочь. Я совершенно искренне говорю «искренне» и выражаю свой респект продюсерской компании, потому что пятую, шестую, нынешнюю седьмую и пока ещё не оконченную седьмую «Миссии» они отдали делать Кристоферу Маккуорри - очень серьезному автору, чей сценарий уже однажды попал в список «Сто величайших сценариев в истории кинематографа». Так что, это не шутка. «Унивёрсал» искренне хотел. Но не смог.
Зато стала очевидной возможность сфокусироваться на качестве самих трюков - ведь здесь мнения продюсеров и звезды полностью совпадали. Более того, именно трюки, как оказалось, содержат в себе мощный рекламный потенциал. Задолго до выхода каждой новой ленты пиарщики запускали слух о потрясающем, незабываемом и смертельно опасном трюке в исполнении лично Тома Круза, а не каких-то там каскадёров. Вот такой вот приёмчик времён ветхозаветного цирка-шапито. Но ведь всё новое - это хорошо забытое старое, не правда ли?
Как и цирковые конферансье прошлого, современные пиарщики немного привирали. Так, например, в четвёртом фильме у зрителей возникли сомнения, сам ли Том карабкается по башне Бурдж-Халифа. Брэд Бёрд, продюсер и режиссёр этой ленты, буквально клялся, что все трюки на башне Том Круз выполнил сам, а замеченный на съёмках каскадёр «просто проверял крепления».
Похоже, что аналогичная ситуация разворачивается и вокруг новой ленты. Прыжок со скалы с мотоциклом, по мнению многих экспертов, оказался не столь опасен как расписывали пиарщики. Том - опытный парашютист с многолетним стажем, имел при себе парашют, работал со страховкой, а приземление на подушку безопасности было рассчитано с точностью до миллиметра. Более того, утверждение самого актёра, что ему приходилось совершать по 30 тренировочных прыжков в день выглядит очень сомнительно - по крайней мере для меня. Просто представьте себе, сколько нужно времени, чтобы «вознестись» на 130-ти метровую скалу, сесть на мотоцикл, завести его, разогнаться, прыгнуть, приземлиться с парашютом, отряхнуться, отдышаться и снова вернуться на скалу. Как минимум час, правильно? А в сутках у нас сколько часов? Правильно! А ведь нужно ещё принимать во внимание участие большой команды, координирующей процесс - переговоры по рации, различные заминки, поправки, настройка техники. Непослушный ветер меняет скорость и направление несколько раз в течение дня. Солнце самовольно передвигается по небу, а значит нужно периодически корректировать позицию прыжка. Более того, иногда, как ни крути, даже голливудские звёзды хотят в туалет и перекусить. Но в том-то всё и дело, что во время ТАКОЙ тренировки ни того ни другого делать никак нельзя, чтобы не менять строго рассчитанный весовой баланс человека с мотоциклом. Которому, кстати, чтоб не менялся общий вес объекта, перед каждым прыжком подливали бензин с точностью до миллилитра. Таким образом, элементарные подсчёты показывают, что в день можно сделать ну максимум 3 тренировочных прыжка. И это при самых благоприятных условиях. Конечно, первые тренировки проходили в специальном ангаре, а не на открытом воздухе. Но и там ни о каких 30-ти прыжках за рабочую смену речи быть не может. Короче, нам опять солгали…
Как бы то ни было, такие сложные и опасные трюки требуют значительных бюджетов и участия супер-профессионаллов.
Уверенные в неизбежном интересе зрителей, продюсеры седьмой ленты не пожадничали, и вложили в её производство и продвижение около 300 миллионов. Предсказание гласило, что новый фильм сможет превысить кассовые сборы всех предыдущих и достигнуть миллиарда.
Однако, не все предсказания сбываются. Успех фильма зависит от многих факторов, включая реакцию профессиональных критиков и социальных сетей, маркетинговую кампанию, конкуренцию на прокатном рынке и другие внешние факторы.
Так и случилось.
За первый премьерный уик-энд новая «Миссия» собрала в мировом кинопрокате 235 миллионов - 80 миллионов в США и 155 миллионов в международном кинопрокате. По совершенно неясным причинам не проявила интереса к фильму аудитория Китая - всего 26 миллионов, в то время, как сборы за предыдущий фильм в 2018 году превысили 120 миллионов. В Корее прокат просто провалился. На второй и третьей неделях случилось непредвиденное: сначала всё внимание перетянул на себя «Оппенгеймер» Кристофера Нолана, потом на экраны прорвался скандальный фильм независимых производителей «Звук свободы», раскрывающий ужасы интернациональной педофильской сети. Как ни старались «официальные» медиа закидать независимых авторов сами-знаете-чем, но справедливость восторжествовала, и конкурентам не оставалось ничего иного, как замолчать. Всего за двадцать пять дней малобюджетный и беспиарный фильм заработал рекордные 125 миллионов!
Ну, и наконец, на экраны вышла долгожданная «Барби» и отвлекла всё внимание на себя. А потом такое началось! В социальных сетях распространился челендж - посмотреть «Барби» и «Оппенгеймер» в один присест. Появилось и быстро набрало популярность новое словечко «Барбенгеймер». По данным на конец июля этот «Барбенгеймер» увёл из кошельков зрителей пол-ярда - того самого ярда, на который так рассчитывали хозяева «Миссии».
В целом, конечно, Круза очень жаль. Он заслуживает самого огромного уважения за своё упорство и профессионализм. Но похоже седьмая «Невыполнимая» свою миссию заработать миллиард уже не выполнит.
Скажете, кто ж знал? Да в том-то и дело, что мы все с вами знали! Все три фильма-конкурента берут своим интересным содержанием, необычными сюжетами и прекрасными сценариями. В них захватывает дух от истории, а не от прыжков. Значит, не всё ещё потеряно! Мы ещё не окончательно превратились в обезьян, с глупой ухмылкой наблюдающих за ужимками других обезьян. И отменять искусство и культуру в нашем мире людей пока рановато.