В последние годы в мире расплодилось неимоверное количество кинематографических фестивалей, призов и конкурсов. В том числе удалось насчитать 2000 конкурсов для сценаристов. Не секрет, что огромное большинство из этих организаций, обещающих победителям светлое будущее, всего лишь наживаются на доверчивых авторах. Участие во всех этих мероприятиях стоит денег — вступительный взнос составляет от 30 до 130 долларов США. Умножаем на 5000 человек — таково среднее число участников в конкурсе — и получаем вполне приличную сумму. Прибавляем рекламные сборы и спонсорские взносы на заключительный эвент. Отнимаем возможность контроля за работой жюри со стороны конкурсантов — такой возможности просто-напросто не существует. В результате выходит симпатичный, приятный и абсолютно безопасный бизнес на дураках. Для того, чтобы нашим замечательным сценаристам не попасть в число последних, я и подготовила этот список международных сценарных конкурсов, которым можно доверять. Хотя и не от слова «совсем», но, по крайней мере, от слова «в принципе».

Фото: Matthew Lejune / Unsplash
Фото: Matthew Lejune / Unsplash

Итак:

Don and Gee Nicholl Fellowships in Screenwriting — стипендия для сценаристов полного метра Дона Нӣкола. В жюри этой премии заседают более или менее приличные люди, имеющие непосредственное отношение к премии Оскар. Они принимают сценарии полного метра независимо от жанра. Ужастики, комедии, детское кино — все приветствуется. Подписка открывается в марте каждого года и действует пока не наберется 5500 сценариев  — больше жюри переварить не в состоянии. Из этих пяти с половиной тысяч победят только пять сценариев, чьи авторы получат 35000 долларов в качестве стипендии. Это сумма очень неплохая, потому что ее можно тут же в Голливуде, не отходя, как говорится, от кассы, потратить на производство трейлера. А с трейлером всегда больше шансов достичь потенциального покупателя. Потому что, как мы все понимаем, любой сценарий полного метра — это лонгрид. И шансов, что кто-то в наше время возьмет на себя труд все это ваше творчество прочитать, практически нет. А взглянуть на трейлер — это пожалуйста. Но это я высказываю свое личное мнение.

Жюри премии придерживается иной позиции. Они хотят, чтобы победители потратили эти деньги на приезд в Голливуд, приняли участие в семинарах и воркшопах, получили своего персонального ментора из числа профессионалов киноиндустрии, под руководством которого нужно будет превратить свой первоначальный сценарий в сценарий, готовый к производству. Я, честно говоря, отношусь к такому плану скептически. Объясняю почему.

Во-первых, что если сценарий-победитель уже с самого начала «готов к производству»? Ведь среди участников всегда много отличных профессиональных сценаристов со всего мира, которым просто пока не очень везло.

Во-вторых, вероятность того, что вашим ментором станет Квентин Тарантино равна полному и абсолютному нулю. Скорее всего, вас поручат какому-нибудь задористому голливудскому старикашке, снявшему в молодости два фильма, которых уже никто не помнит. Но он будет бодро сыпать великими именами Голливуда и слухами, почерпнутыми из журнала «Hollywood Reporter» — что, к сожалению, производит сильное впечатление на многих иностранных участников. При этом у старикашки на вас на самом деле очень серьезные виды. Ведь если, несмотря на его «содействие», вы обойдет все препятствия, и вашим сценарием заинтересуется серьезный продакшн, он будет иметь юридическое право фигурировать как ваш соавтор. А как же еще — ведь он и советовал, и подсказывал, и делился с вами своими гениальными идеями, и даже однажды сводил вас на бизнес-ланч.

Другой тип ментора, который может вам достаться в качестве «приза» — это свежий выпускник (или выпускница) филологического факультета, знающий наизусть Шекспира, Диккенса и Брэдбери. Но увы, все его мозги промыты современным университетским образованием. У него написана дюжина сценариев, соответствующих средним стандартам, но совершенно бездарных. Может быть, даже один из его сценариев уже находится в производстве. Он ничего не понимает, не в состоянии переработать новую информацию и совершенно не способен услышать собеседника — то есть вас. Зато он кристально честен и искренне готов помогать. В результате его помощи ваша гениальная идея будет уничтожена на корню, самые удачные шутки безжалостно вымараны, персонажи подвергнутся вивисекции. Таких молодых людей с филологическими дипломами в сценарном мире Голливуда очень много, для них всегда горит зеленый свет — и они делают все возможное, чтобы не допустить появления оригинальных и талантливых авторов. Слово «стандарт» звучит в их мозгах синонимом слова «совершенство». Так что, не нужно вам никакого ментора. Настаивайте на трейлере. А я, если что, подскажу у кого и как его сделать.

Фрэнсис Форд Коппола в American Zoetrope Studios. Фото: Michael Ochs Archives / Getty Images
Фрэнсис Форд Коппола в American Zoetrope Studios. Фото: Michael Ochs Archives / Getty Images

Следующий конкурс «The American Zoetrope» — американский зоотроп. Его организовала многочисленная итало-американская родня великого Фрэнсиса Копполы, и, пока мастер жив, они просто вынуждены держать марку. В этом конкурсе выбирают 10 лучших сценариев и делают для них питчинг в каком-нибудь солидном агентстве. Например, САА, Gersh, William Morris. Победитель подписывает с одним из этих агентств договор на эксклюзивную репрезентацию. Теперь его сценарий будет считаться кандидатом на производство серьёзной кинокомпанией, которая сотрудничает с данным агентством. Это могут быть могучие корпорации вроде Fox Searchlight или Sony Pictures Classics, а могут быть бутиковые приватные продакшены. 

Например, один мой сценарий купила производственная компания Анджелины Джоли. Актриса мечтала увидеть себя в роли нашей императрицы Екатерины Второй, роль Потемкина предназначалась ее тогда еще супругу Бреду Питту. Звучит упоительно, не правда ли? Дело было в мае 2016 года. А уже в сентябре Анжелина погрузилась в свой тяжелый бракоразводный процесс. Ей стало не до кино. И она перепродала сценарий Барбаре Стрейзанд, которая тоже почему-то решила, что роль нашей Екатерины словно создана для неё. Стрейзанд пошла так далеко, что даже наняла на проект режиссера, художника-декоратора и художника по костюмам. Она искренне мечтала об этой роли и готовилась создать правдивый и высокохудожественный фильм, который снимался бы прямо в Санкт-Петербурге. Для этого она решила лично туда слетать на подбор локаций. Но подвело здоровье — ей стало плохо по дороге в аэропорт. А выйдя из больницы, она осознала, что такой большой проект ей физически не по силам.

Так что тот факт, что вы победили, и ваш сценарий положили в папочку, где он будет ждать своего часа, еще ничего не значит. Потому что этот час может не наступить никогда. Или слишком поздно. А вы уже подписали контракт и не можете распоряжаться своим сценарием как-нибудь иначе. Вам остается только ждать. Ждать. И еще долго ждать. Поэтому, мой совет — никогда не подписывайте с агентами долгосрочных контрактов и требуйте от продюсеров оплату сценария целиком и сразу. Так, например, в моем случае Анджелина Джоли и ее компания, возглавляемая хитроумным менеджером-японцем, неплохо заработали на перепродаже компании Барбары моего сценария. А я — нет. Ведь я уже передала агентству право распоряжаться моим сценарием в течение 10-и лет и согласилась на аванс и проценты со сборов вместо одноразовой выплаты полного авторского гонорара.

Кстати о деньгах: на этом конкурсе самому победившему победителю вручают еще и 5 тысяч долларов наличными. Тратьте их как угодно. Но я бы на вашем месте опять-таки использовала эти деньги на производство трейлера.

Фото: Wilhelm Gunkel / Unsplash
Фото: Wilhelm Gunkel / Unsplash

Многие кинопроизводители сегодня предпочитают снимать проекты не в Калифорнии, а в других штатах (или в Канаде — но не о ней сейчас речь) — там, где предоставляют льготные налоговые условия. Таким альтернативным центром киноиндустрии стал город Атланта. Там же ежегодно проводится вполне серьезный международный кинофестиваль, в рамках которого есть и сценарный конкурс. Пять победивших сценаристов приглашаются для участия в воркшопе аж на целый год и получают персонального ментора. Про менторов и воркшопы я уже написала выше — так что вы в курсе. Но бесплатно прожить целый год в одном из центров  мирового кинопроизводства не так уж и плохо. Наличных сумм победителям здесь, к сожалению, не выдают. Зато есть один большой плюс — здесь кроме сценариев полного метра рассматриваются также пилоты сериалов и короткий метр. Согласитесь, есть разница — готовить 120 страниц полного метра или 30 страниц короткого.

Еще один сценарный конкурс проходит в рамках фестиваля кино в городе Остин, штат Техас. Принимаются все жанры. Победитель получает… увы, всего лишь бронзовую фигурку печатной машинки. Но машинка эта не так проста, как может показаться. Дело в том, что все профессионалы индустрии хорошо знают, что этот фестиваль работает по финансовой формуле нон-профит, и, что члены жюри гарантированно читают все поступившие на конкурс сценарии и оценивают их на полном серьезе. Победа именно в этом конкурсе означает полное и безоговорочное признание вас профессионалом, чьи сценарии можно сходу брать и снимать. И, понимая это, профессионалы киноиндустрии относятся к вам с первой же минуты как к равному коллеге по цеху. А это дорогого стоит.

Продолжение на следующей неделе