Журналисты, побывавшие в этом году в Каннах, в один голос расхвалили этот фильм. Полученный фильмом приз за лучший сценарий расценили как величайшую справедливость. На фестивале в Торонто фильм тоже получил теплый прием, выиграв People’s Choice Award в секторе Midnight Madness (Полуночное безумие). Заметим, эта категория специально создана для кинематографического андерграунда. Голосуют в ней сами зрители: выходя поздним вечером с просмотра, они должны бросить корешок своего использованного билета в урну для голосования. Собирают и подсчитывают эти корешки вручную, правильность подсчета, по умолчанию, не ставится под сомнение. Но подсчитывая что-то в темноте, легко ведь и ошибиться. Выбор зрителей, посетивших фестиваль, и выбор зрителей вообще — явно не совпали. Мировые сборы на сегодняшний день составили 8 миллионов при бюджете в 17 млн. Это не самый оптимистичный результат. Да и кинокритики, которые спокойно просматривают ленты в комфорте собственных гостиных, отнеслись к фильму без особого восторга.
В чем дело? Давайте попробуем разобраться.
Начнем издалека. История о ком-то, кто ради возвращения молодости пускается во все тяжкие, стара как мир. Начиная с древнегреческих яблок Гесперид, мировая литература знала с десяток «Фаустов» и «Фаустих», и назвать такой сюжет «идеей фильма» значит, как минимум, присвоить себе чужие авторские права. А это уже красный флаг. Впрочем, хороший сценарист смог бы написать отличный проект даже и на такой избитый сюжет. Но, к сожалению, хорошим сценаристом в «Субстанции» и не пахнет:
Телевизионный босс: Вы уволены, нам нужна молодая ведущая.
Ведущая: Ах нет, я не хочу прощаться с красивой жизнью, я хочу быть снова молодой.
Некто: Ну тогда — вот вам, пожалуйста, укольчик.
Ведущая шоу: Ах как хорошо быть снова юной и прекрасной. Ой, а что со мной происходит? Почему-то скрючились мои пальцы? А где мои роскошные волосы? Куда делись белоснежные зубы? Ах ты тварь молодая — ты выпила из меня все оставшиеся жизненные соки, и я из симпатичной женщины средних лет превратилась в мерзкую скрюченную бабку?! Дайте же мне скорее укол, чтобы все вернуть обратно.
Некто: Таких уколов нет, бабуся. До свидания…
Это сценарий первых полутора часов ленты. В оставшиеся полчаса героиня на свой страх и риск колется остатками ампулы — и превращается в чудо-юдо монстра.
Вся эта история легко уместилась бы в 20 минут короткого метра студенческой курсовой работы. Но тогда прощай 17 миллионов бюджета. Поэтому нам впаривают два часа вымученного контента, украшенного женскими ягодицами крупным планом в стрингах и без. Какой там «лучший сценарий»? Чем опоили членов Каннского жюри перед просмотром этого шедевра? Какой такой французской субстанцией? Перекисшим бордо из супермаркета?
Все очень просто. Сценаристка и режиссерка «Субстанции» мадемуазель Корали Фаржа — весьма влиятельная особа со связями. Профессионального киношного образования у нее нет. Зато за ее плечами обучение в Институте политических исследований в Париже, который французы в шутку называют Sciences Po. Это что-то вроде нашего МГИМО — туда просто так с улицы не попадают. В свое время это учебное заведение закончили Жорж Помпиду, Жак Ширак, Франсуа Олланд, Франсуа Миттеран, принц Монако Ренье Третий, Эммануэль Макрон и даже Канадский премьер Пьер Трюдо. Справедливости ради заметим, что сценарный мастер-класс девушка все-таки прошла — в рамках повышения квалификации. Какую именно квалификацию она повышала — Википедия не сообщает. Но явно не квалификацию кинорежиссера полнометражного кино. Ведь в ее профессиональном багаже только две короткометражки и один мини-сериал. Вообще, сегодня найти приличного французского режиссера или сценариста не представляется возможным. Пытаясь повторить фокус 60-70-х, горластые ребята из Парижа активно внедряются в Голливуд, грозно размахивая своими багетами. Но что бы они ни делали, у них всегда в результате получается «Болеро» Равеля — громко, претенциозно, пафосно … и все же красиво.
И действительно, красоты этой киноленте не занимать. Потому что в главной роли снялась прекрасная Деми Мур. Наверное, ее можно без преувеличения назвать одной из величайших актрис Голливуда. Она всегда держит кадр — одетая или обнаженная, в гриме или без. Черты ее чудесного лица не испорчены пластическими операциями, фигура изящна. Она проста и элегантна, никакой излишней манерности.
Про таких женщин французы говорят «Une dame à petit chien», но при этом не имеется ввиду чеховская Дама с собачкой. Французская идиома, если рассматривать ее за пределами буквального смысла, говорит об одиночестве и мудрости. Французская дама с собачкой уже осознала мимолетность жизни и недолговечность любви. Ее сердце было разбито столько раз, что оно перестала чувствовать боль. Она честна сама с собой, свободна от иллюзий и сознательно выбрала одиночество. Она прекрасна особой красотой, загадочна и этим так неотвратимо притягательна. Одним словом, дама с собачкой — это женщина с прошлым.
Вот такую даму и играет Деми Мур, играет без слов, одними глазами рассказывая историю своей героини в перерывах между ничего не значащими пустыми фразами сценария.
И поэтому можно смело делать ставки на Оскар для Деми Мур в категории «лучшая актриса в главной роли». Тем более, что Ассоциация кинокритиков уже отметила фильм своей престижной «Печатью качества» — наградой, символизирующей мнение голливудских профессионалов.
Среди достоинств фильма также и его кастинг. По первоначальному замыслу роль телевизионного босса должен был играть замечательный Рэй Лиотта, чье лицо превратилось в жутковатую маску после многочисленных пластических операций. Если бы актер с такой внешностью заявлял главной героине в кадре «Мадам, Вы уволены потому что Вы старуха», то комический эффект, разумеется, был бы намного сильнее. Но, увы, Рэй Лиотта скончался через месяц после подписания контракта. Предназначенную ему роль передали 70-ти летнему Дэннису Куэйду, который тоже пострадал от пластических операций, но не настолько очевидно как Лиотта. Так что, в принципе, замысел удалось сохранить — молодящийся старикашка вышвыривает с работы прекрасную женщину из-за нескольких морщин.